Налоговые нормы в бюджетном законодательстве (Г. Титова, "Финансовая газета", N 20, май 2001 г.)

Налоговые нормы в бюджетном законодательстве


В соответствии со ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога (ст.45 НК РФ). В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.98 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определено, что налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством, а отношения по зачислению средств, поступающих в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными и регулируются бюджетным законодательством (т.е. самостоятельными отраслями права).

Как установлено ст.1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Однако налоговые нормы часто содержатся в законодательных актах, которые не относятся к "налоговым" законам. Это касается, в частности, и Федерального закона от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Так, в соответствии со ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, предусмотренные названной статьей. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Вместе с тем ст.25 и 26 Закона N 150-ФЗ предусматривается освобождение в текущем году от уплаты единого социального налога (взноса) ряда министерств и ведомств, а также федеральных судов и органов прокуратуры, в то время как главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ льготы для указанных категорий плательщиков не предусмотрено. Кроме того, ст.133 Закона N 150-ФЗ устанавливается выплата ежемесячной денежной компенсации определенной категории налогоплательщиков в сумме уплачиваемого налога на доходы физических лиц (что налоговым законодательством не предусматривается).

Порядок предоставления налоговых льгот на территориях закрытых административно-территориальных образований также регламентируется Законом N 150-ФЗ (ст.52). Следует также обратить внимание на ст.62 этого Закона, в которой устанавливается лимит по предоставляемым в текущем году налоговым кредитам, рассрочкам и отсрочкам по уплате федеральных налогов и сборов в части сумм, зачисляемых в федеральный бюджет. Однако НК РФ (глава 9) не предусматривает одним из условий изменения срока уплаты налогового платежа установление лимитов в пределах финансового года. Кроме того, Кодексом предполагается возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате не только налога (сбора), но и пени, но Законом N 150-ФЗ (а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.01 г. N 255) устанавливается лимит только в части налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек по уплате налогов и сборов.

Статьей 12 Закона N 150-ФЗ определяются ставки земельного налога на 2001 г., а также устанавливается, что они применяются для всех категорий земель (что в соответствии со ст.17 НК РФ должно определяться в налоговом акте).

Что же касается статей Закона N 150-ФЗ, определяющих порядок зачисления сумм поступивших в уплату налогов (сборов), то они относятся к бюджетному законодательству, поскольку в данном случае речь идет о регулирующих доходах бюджетов. Согласно ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Указанные нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Например, в соответствии со ст.11 Закона N 150-ФЗ платежи по земельному налогу и арендной плате за земли городов и поселков распределяются по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30%; бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 20%; бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 70%; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.

Однако в ряде законов, определяющих порядок уплаты конкретного вида налога, также нередко содержатся статьи, устанавливающие распределение сумм налогов между соответствующими бюджетами. Так, ст.7 Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" предусмотрено, что суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки налога, зачисляются в федеральный бюджет, а суммы налога в части превышения зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся игорные заведения. В Федеральном законе от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (ст.7) также устанавливается размер распределения сумм этого налога, причем не только между соответствующими бюджетами, но и между государственными внебюджетными фондами. В то же время в ст.9 Закона N 150-ФЗ при определении доходов федерального бюджета либо устанавливается размер зачисления налогового платежа в бюджет, либо дается отсылочная норма (например, указано, что доходы федерального бюджета 2001 г. формируются за счет налога на игорный бизнес - по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, или единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации). Однако, учитывая, что определение бюджета, в который зачисляются налоговые платежи (в соответствии со ст.17 НК РФ это не относится к обязательным элементам, определяемым в "налоговом" законе), а также то, что налоговое законодательство не содержит термина "регулирующие" налоги, вопрос о зачислении сумм в уплату налогов (сборов), видимо, должен решаться в бюджетном, а не в налоговом законодательстве.

Следует также обратить внимание на следующее. Как уже говорилось, в соответствии с налоговым законодательством изменение срока уплаты налога (сбора) возможно в форме отсрочки, рассрочки, налогового и инвестиционного налогового кредитов. Однако Федеральным законом от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" было введено новое понятие - реструктуризация налоговых платежей. Порядок проведения такой реструктуризации был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3.09.99 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.99 г. N 1462), в котором регламентируется не только сам порядок проведения реструктуризации, но и предусматривается при определенных условиях возможность списания задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам. Все эти положения не соответствуют НК РФ, но тем не менее подтверждены в Законе N 150-ФЗ (ст.123 и 124).


Г. Титова

Минфин России


"Финансовая газета", N 20, май 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.