Налогообложение дохода иностранных граждан (Л.Н. Медведева, "Аудиторские ведомости", N 5, май 2001 г.)

Налогообложение дохода иностранных граждан


При налогообложении доходов, полученных иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2000 г., следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 7.12.91 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями) с учетом приоритетности норм межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией или бывшим СССР и зарубежными странами.

В соответствии с Законом N 1998-1 к налогоплательщикам в Российской Федерации относились те иностранные граждане и лица без гражданства, которые получали доходы из источников на территории Российской Федерации, т.е. доходы, выплаченные предприятием, учреждением, организацией или иным работодателем, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо полученные в результате использования собственности, находящейся на территории Российской Федерации. В частности, к таким доходам относились доходы от выполнения любых видов работ на предприятиях, в учреждениях или организациях от артистической или спортивной деятельности, а также доходы, полученные за создание, исполнение или использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторов открытий, изобретений и промышленных образцов, выплаты по лицензиям, доходы, полученные в виде дивидендов или процентов, доходы от предпринимательской (коммерческой) деятельности, от сдачи в аренду имущества либо внаем жилых помещений и другие доходы. При этом обязанность по уплате подоходного налога лежит на всех получателях таких видов доходов независимо от их статуса резидентства.

Помимо этой категории лиц плательщиками подоходного налога в России являются те иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) являются ее резидентами.

Согласно ст.2 Закона N 1998-1 объектом налогообложения у физических лиц - налоговых резидентов в Российской Федерации являлся их совокупный доход, полученный как в Российской Федерации, так и за рубежом, если иное не установлено международными договорами. Налоговые обязательства физических лиц - нерезидентов были ограничены уплатой подоходного налога с доходов, полученных от источников в России.

В доход иностранного физического лица, подлежащего налогообложению, включались все получаемые от предприятия, учреждения, организации и иного работодателя доходы, в частности заработная плата, премии и иные вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, от выполнения работ по гражданско-правовым договорам, суммы, получаемые в виде дивидендов по акциям, доходы, полученные в результате распределения прибыли, а также доходы, образующиеся в результате предоставления предприятием материальных благ и услуг. При этом не имело значения, от какого работодателя, российского или иностранного, иностранное физическое лицо получило указанные виды доходов, а также место их фактического получения. В частности, если иностранная компания выплатила вознаграждение иностранному физическому лицу за работу на территории Российской Федерации и при этом перечислила причитающиеся этому физическому лицу денежные средства на его личный счет в иностранном банке, то налогом в России облагалась вся сумма полученного этим лицом дохода.

При определении облагаемого годового дохода иностранного физического лица учитывались также надбавки за проживание на территории Российской Федерации, суммы, выплаченные для компенсации расходов на обучение детей в учебных заведениях, питание, поездки членов семьи плательщика в отпуск и на аналогичные цели.

При налогообложении совокупного годового дохода иностранных физических лиц следовало учитывать скидки, вычеты, льготы, предоставленные законодательством Российской Федерации.

В состав облагаемого налогом совокупного дохода иностранного физического лица не включались суммы, отчисленные нанимателем этого физического лица в фонды обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения при документальном подтверждении таких отчислений. Эта норма закона была применима в случае таких отчислений как в государственные, так и частные фонды, находившиеся в странах постоянного проживания этих граждан.

При этом если по договору страхования перечислялись денежные средства, в том числе и за членов семьи данного физического лица, то в совокупный доход не включались только суммы, приходившиеся на его долю страхования или социального обеспечения, даже если все отчисления производились из доходов данного физического лица.

В состав облагаемого налогом совокупного дохода иностранного физического лица не включались также суммы компенсаций расходов по найму жилого помещения и на содержание автомобиля для служебных целей.

Данная льгота могла быть предоставлена физическому лицу в случае, если такие выплаты были предусмотрены трудовым контрактом (договором) данного физического лица с компанией-нанимателем. При этом для получения льготы физическому лицу следовало представить в налоговый орган Российской Федерации вместе с декларацией о доходах выписку из контракта (договора) в части, касающейся суммы годового дохода, включая компенсационные выплаты, надбавки, премии и пр., выплаченные этому физическому лицу за работу в Российской Федерации, без дипломатической или консульской легализации или апостиля, но с заверенным переводом на русский язык.

Кроме того, должно было быть подтверждение целевого использования такой компенсации:

при получении компенсации расходов по найму жилого помещения - договор аренды и документы, подтверждающие произведенные арендные платежи;

при получении компенсации расходов на содержание автомобиля в служебных целях - свидетельство о регистрации автомобиля на имя этого физического лица.

Еще один вид компенсационных расходов - на служебные поездки (командировочные расходы) не включался в совокупный доход иностранного физического лица в целях налогообложения. Суммы, выплаченные организацией в качестве компенсации командировочных расходов техническим специалистам из числа иностранных физических лиц в связи с их работой в Российской Федерации, не включались в их облагаемый доход, если выплата этих сумм была предусмотрена соответствующим внешнеторговым контрактом.

Доходы иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство на территории Российской Федерации, облагались подоходным налогом по ставкам, установленным ст.6 Закона N 1998-1. Доходы иностранных физических лиц, не имевших постоянного местожительства в Российской Федерации, подлежали обложению подоходным налогом только в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации по ставке 20%, если иное не было предусмотрено международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР.

Исчисление подоходного налога осуществлялось в рублях. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитывались в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату получения дохода. Датой получения дохода в иностранной валюте на территории Российской Федерации в 2000 г. следует считать конкретную дату выплаты дохода. По доходам, полученным физическими лицами из источников за пределами Российской Федерации, такой датой считается дата получения этого дохода, а при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица - дата зачисления на этот счет.

В случае, когда гражданином доход получен в иностранной валюте, не покупаемой Банком России, доход, полученный в такой валюте, переводился согласно ее прямому курсовому соотношению в конвертируемую валюту (валюту, покупаемую Банком России). Полученная таким образом сумма дохода в конвертируемой валюте пересчитывается в рубли в общеустановленном порядке.

Уплата в бюджет налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится плательщиками в рублях или, по их желанию, в иностранной валюте.

Иностранные физические лица, имевшие постоянное местожительство в Российской Федерации (т.е. проживающие на территории России более 183 дней) и получившие доходы как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, должны были представить в налоговый орган декларации о фактически полученных ими и предполагаемых доходах не позднее 30 апреля 2001 г. Декларация должна быть заполнена на русском языке по форме приложения N 6 к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

Вычеты из подлежащего налогообложению дохода иностранных граждан и лиц без гражданства должны были быть применены только к доходам налоговых резидентов Российской Федерации и осуществляться в том же порядке и размерах, как это установлено для граждан России.

Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то в соответствии со ст.7 НК РФ применяются правила международных договоров. При этом следует иметь в виду, что международные договоры вступают в силу только после обмена ратификационными грамотами договаривающихся сторон. В настоящее время Россия имеет 46 таких соглашений, в том числе с 8 странами СНГ: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Молдовой, Туркменистаном, Украиной, Узбекистаном.

С 1 января 2001 г. в связи с введением в действие части второй НК РФ внесены изменения в порядок налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Эти изменения касаются доходов, полученных начиная с 2001 г. Так, согласно ст.210 и 223 пересчет дохода, полученного в иностранной валюте, в рубли Российской Федерации осуществляется по курсу Банка России на дату фактического получения дохода. При получении дохода в виде заработной платы датой фактического получения такого дохода считается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Статьей 224 НК РФ вместо действующей трехуровневой шкалы ставок налога на доходы физических лиц - резидентов Российской Федерации - вводится единая ставка в размере 13%, а физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, - в размере 30%.

При определении размера налоговой базы иностранных физических лиц следует учитывать и те выплаты нанимателя, которые до 1 января 2001 г. имели льготный режим налогообложения, т.е. суммы компенсации расходов по найму жилого помещения, на содержание автомобиля в служебных целях, на служебные поездки (командировочные расходы), получаемые с 1 января 2001 г., подлежат налогообложению в Российской Федерации в полном объеме. Кроме того, налоговую базу не уменьшают суммы отчислений, произведенные нанимателем в фонды обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения, находящиеся в странах постоянного проживания этих граждан.

Изменен и порядок освобождения от уплаты налога и проведения зачета налога, уплаченного за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.214, 232 НК РФ зачет налога, уплаченного налоговым резидентом Российской Федерации за пределами России, возможен только в случае, если налог уплачен в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым не заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, то удержанный источником дохода по месту его нахождения налог к зачету в Российской Федерации не принимается.

Для получения освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы МНС России официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации.

Согласно ст.226 НК РФ на представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доходы, возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога с доходов указанных лиц.

Прием иностранных граждан на работу в представительство иностранной компании в г. Москве осуществляется в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", а также постановлениями Правительства Москвы от 16.07.96 г. N 587 "О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" и от 24.02.98 г. N 140 "О мерах по обеспечению исполнения Закона города Москвы от 22.10.97 г. N 41 и внесении дополнений в постановление Правительства Москвы от 16.07.96 г. N 587".


Л.Н. Медведева,

советник налоговой службы III ранга


"Аудиторские ведомости", N 5, май 2001 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение