Изменения в порядке исчисления и уплаты акцизов (Т. Софрина, "Финансовая газета", N 21, май 2001 г.)

Изменения в порядке исчисления и уплаты акцизов


С 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в том числе глава 22 "Акцизы", которой определяется порядок исчисления и уплаты акцизов по подакцизным товарам. Эта глава не содержит кардинальных изменений ранее действовавшего порядка исчисления и уплаты налога, но в то же время предусматривает ряд новых положений, среди которых наиболее значительными являются введение с 1 июня 2001 г. налоговых режимов в отношении алкогольной продукции и организация акцизных складов.

Налогоплательщиками акцизов по-прежнему признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие произведенные ими подакцизные товары, организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары из давальческого сырья или осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, а также лица, осуществляющие ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Круг таких лиц определяется российским таможенным законодательством.

В целях снижения налогового бремени, возложенного в настоящее время на организации - производители алкогольной продукции, в круг плательщиков акцизов по алкогольной продукции впервые за время существования акцизов в Российской Федерации включены организации оптовой торговли алкогольной продукцией, учредившие акцизные склады и осуществляющие свою деятельность в режиме налогового склада. Данное положение согласно Федеральному закону от 24.03.01 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вводится в действие с 1 июня 2001 г.

Акцизные склады учреждаются организациями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого территориальными органами МНС России по субъектам Российской Федерации. Порядок выдачи таких разрешений утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1026 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой".

Следует признать, что установление налоговых режимов в отношении алкогольной продукции и организация акцизных складов являются самым значительным новшеством главы 22 "Акцизы". Под режимом налогового склада понимается налоговый контроль в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства до момента отгрузки покупателям (это на предприятиях-производителях) или с момента поступления алкогольной продукции на акцизный склад до момента ее отгрузки.

Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помещения, используемые налогоплательщиком для производства алкогольной продукции, а также находящиеся вне этой территории специально учреждаемые склады для ее хранения, с которых производится оптовая реализация этой продукции. Моментом завершения режима налогового склада и возникновения обязательства за уплату акцизов считается момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции покупателям, а именно организациям розничной торговли и (или) общественного питания или иным покупателям, не имеющим статуса акцизного склада, а также своему структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции.

Таким образом, с 1 июня 2001 г. реализация алкогольной продукции оптовыми организациями, получившими разрешение на учреждение акцизного склада, является объектом налогообложения. При этом реализация (передача) алкогольной продукции с одного акцизного склада на другой не признается объектом налогообложения.

Налоговая база при реализации алкогольной продукции с акцизных складов как организаций-производителей, так и оптовых организаций определяется как объем реализованной алкогольной продукции в натуральном выражении.

Ставки акцизов установлены ст.193 НК РФ в следующих размерах:


Виды
подакцизных товаров
Налоговая ставка (в рублях и копей-
ках за единицу измерения)
Алкогольная продукция с объемной
долей этилового спирта свыше 25%
(за исключением вин) и спиртосо-
держащая продукция
88 руб. 20 коп. за 1 литр безводного
этилового спирта, содержащегося
в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной
долей этилового спирта от 9 до 25%
включительно (за исключением вин)
65 руб. 10 коп. за 1 литр безводного
этилового спирта, содержащегося
в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной
долей этилового спирта до 9% вклю-
чительно (за исключением вин)
45 руб. 15 коп. за 1 литр безводного
этилового спирта, содержащегося
в подакцизных товарах
Вина (за исключением натуральных):
виноградные специальные, ориги-
нальные (крепленые), плодовые
(крепленые), вермуты
36 руб. 75 коп. за 1 литр безводного
этилового спирта, содержащегося
в подакцизных товарах
Вина шампанские и вина игристые 9 руб. 45 коп. за 1 литр
Вина натуральные (за исключением
шампанских, игристых)
3 руб. 15 коп. за 1 литр

Установленные НК РФ и приведенные в таблице налоговые ставки на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, применяются с 1 июня 2001 г. в следующем порядке. При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции со своих акцизных складов всем потребителям, за исключением реализации на акцизные склады других организаций, акциз уплачивается в размере 100% соответствующих ставок, указанных в таблице. При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции на акцизные склады других организаций акциз уплачивается в размере 50% установленных ставок акцизов.

В соответствии с п.5 ст.204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Таким образом, организация - производитель алкогольной продукции в случае передачи произведенной алкогольной продукции на акцизный склад, являющийся его структурным подразделением, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, должна уплачивать акцизы как по месту производства такой продукции, так и по месту ее реализации. Следуя логике Закона, можно предположить, что сумма акциза, подлежащая уплате в обоих случаях, должна исчисляться по ставкам в размере 50% соответствующих ставок, указанных в п.1 ст.193 НК РФ и приведенных в таблице. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст.200, в частности по спирту, использованному на производство алкогольной продукции, должны производиться при определении суммы акциза, подлежащей уплате по месту производства алкогольной продукции. Такой порядок уплаты акцизов не противоречит положению п.2 ст.193 НК РФ, так как в данном случае налогоплательщиком является организация - производитель алкогольной продукции и, по существу, она внесет в бюджет сумму акциза по такой продукции, исчисленную по ставкам акциза, установленным п.1 ст.193.

При реализации алкогольной продукции оптовыми организациями с их акцизных складов в розничную торговлю, общественное питание или иным покупателям, не имеющим статуса акцизного склада, акциз уплачивается в размере 50% соответствующих вышеуказанных ставок.

Кроме того, согласно п.5 ст.204 НК РФ, в случае если алкогольная продукция с акцизного склада, находящегося на территории одного субъекта Российской Федерации, реализуется через организации розничной торговли и (или) общественного питания, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, акциз в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет, уплачивается по месту нахождения указанных организаций. Выполнение данной нормы было бы возможно, в случае если УМНС субъекта Российской Федерации, в котором расположены организации розничной торговли или общественного питания и в котором налогоплательщиком будут приобретены специальные региональные марки с предварительной уплатой аванса по акцизам, сообщит налогоплательщику счет для перечисления необходимых (недоплаченных) сумм акциза по алкогольной продукции.

Статья 204 НК РФ определяет, что уплата акциза налогоплательщиками-производителями при реализации алкогольной продукции производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.

Что касается сроков уплаты налога при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций, то уплата акцизов производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в следующие сроки: не позднее 30 числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1 по 15 число включительно отчетного месяца, и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16 по последнее число отчетного месяца (т.е. через 15-30 дней со дня отгрузки).

Следующим важным моментом является то, что с 1 июня т.г. согласно Закону N 33-ФЗ реализуемая алкогольная продукция подлежит маркировке специальными региональными марками. Маркировка производится на том акцизном складе, с которого указанная продукция будет реализована в розничную сеть или общественное питание или иным потребителям, не имеющим статуса акцизного склада.

Порядок изготовления и реализации региональных специальных марок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию". Согласно этому постановлению изготовителями указанных марок являются организации, победившие в конкурсе, проводимом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и обеспечившие требования, предъявляемые к региональной специальной марке, установленные приказом Минфина России и МНС России от 28.02.01 г. N 17н/БГ-3-31/65 "Об утверждении Технических требований к региональным специальным маркам для маркировки алкогольной продукции, обязательных для изготовителей таких марок".

Заявки на изготовление и приобретение марок налогоплательщиками подаются в УМНС. При приобретении марок налогоплательщики уплачивают авансовый платеж налога в сумме одного рубля за каждую марку для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 25% включительно и в сумме трех рублей за каждую марку для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Кроме того, при подаче заявок налогоплательщик оплачивает стоимость изготовления марок, которая согласно постановлению N 1023 не может превышать 50 коп. (без НДС).


Т. Софрина,

заместитель начальника отдела Департамента

налоговой политики Минфина России


"Финансовая газета", N 21, май 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение