Налоговое обозрение
Бразилия
Федеральное налоговое управление Бразилии опубликовало порядок взимания налоговой задолженности у налогоплательщиков. Не позднее чем через 30 дней после получения документа о доначислении налогов налогоплательщик имеет право опротестовать решение налогового ведомства. Подразделение по налоговым спорам налогового ведомства рассматривает протест налогоплательщика и выносит решение по сумме доначислений, при этом подлежащая уплате сумма налога может быть уменьшена вплоть до нуля. В случае принятия неблагоприятного для налогоплательщика решения последний имеет в своем распоряжении еще 30 дней для обжалования решения в так называемом Совете налогоплательщиков (вид арбитражного суда). Заседающие в нем 8 судей рассматривают дело и либо удовлетворяют иск налогоплательщика, либо оставляют в силе решение налогового ведомства. Совет размещается в г. Бразилиа - столице Бразилии.
До подачи апелляции в Совет налогоплательщик обязан внести в налоговое ведомство денежный депозит в размере 30% от суммы доначислений.
Однако у налогоплательщика имеется возможность предоставления гарантий по уплате суммы задолженности в неденежной форме, в частности в виде имущества прежде всего недвижимого. В этом случае размер гарантии должен составлять не менее 100% суммы, доначисленной подразделением по налоговым спорам. Вместе с тем размер гарантии не может превышать сумму всех активов налогоплательщика.
Оценка имущества налогоплательщика осуществляется на основании данных последней налоговой декларации (для налогоплательщиков - физических лиц) или данных бухгалтерской отчетности (для налогоплательщиков - юридических лиц).
Ответственность за правильность и полноту указания в декларации всех своих активов лежит на налогоплательщике. Налогоплательщик, не показавший какие-либо активы, рискует получить отказ в принятии апелляции к рассмотрению с одновременным началом в налоговом ведомстве процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности.
Опись имущества составляется налогоплательщиком по специальной форме, представляемой в налоговый орган, который обязан выполнить все необходимые процедуры по регистрации ареста имущества в инстанциях (по учету транспортных средств, недвижимости, владельцев акций и т.д.). Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган о продаже, передаче либо помещении под залог любого имущества, перечисленного в описи, в срок не позднее чем через 5 дней с момента осуществления операции.
Нарушение этого срока влечет за собой наложение штрафа в размере от 538,93 до 2694,79 бразильских реалов в дополнение ко всем другим санкциям, принятым по отношению к налогоплательщику.
В случае, если налогоплательщик уплатил недоимку до начала процедуры ее принудительного взыскания или если уплата недоимки была отсрочена решением Совета налогоплательщиков, налоговое ведомство обязано уведомить инстанции о снятии ареста с имущества.
Греция
Как указывается в отчете Организации экономического сотрудничества и развития, посвященном экономическому положению Греции, налоговая система страны страдает от чрезмерной сложности и большого количества "лазеек" для уклонения от налогообложения. В отчете также отмечается несоразмерно высокий налог на заработную плату. Однако в Греции установлено сравнительно щадящее налогообложение индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса, относительно большая доля налогов приходится на налоги на потребление. В целом существующая налоговая система предусматривает разное обложение доходов, полученных от трудовой деятельности, операций с акциями, от банковских депозитов и др.
Система сбора налогов в стране отличается высокими накладными расходами, отсутствует национальный земельный регистр, слабо используются имеющиеся возможности проведения контрольной работы с налогоплательщиками, действуют законы о защите банковской тайны, для ухода от налогообложения широко используются услуги оффшорных компаний.
Как отмечают эксперты, в Греции перераспределение доходов между богатыми и бедными слоями населения осуществляется в минимальных объемах. Налоговая система Греции не стимулирует также использование работодателями высококвалифицированного и высокооплачиваемого труда.
Индия
Министерство финансов Индии объявило о повышении размера ввозной пошлины на чай с 35 до 79% с 1 марта 2001 г. Одновременно доля инвестиций, на которые распространяются налоговые льготы (средства, направляемые на развитие производства), увеличена с 20 до 40%.
Льгота используется в производстве чая и предоставляется при условии, что средства направляются на "омоложение" и развитие чайных плантаций и приобретение оборудования для производства чая.
По данным экспертов, на импорт цейлонского чая в Индию в размере выделенной квоты (15 млн кг в год) будет распространяться льготная ставка ввозной пошлины в размере 7,5%. Льгота предоставлена в рамках соглашения о свободной торговле.
Казахстан
Парламент Казахстана в конце марта 2001 г. принял ряд поправок в налоговое законодательство. В случае утверждения в Сенате и подписания Президентом страны они вступят в действие с 1 июля 2001 г. Наиболее значительной поправкой станет снижение размера ставки социального налога с 26 до 21%.
Китай
В I квартале 2001 г. объем налоговых сборов в Китае составил 305,83 млрд юаней. Это на 72,12 млрд юаней больше, чем за тот же период прошлого года.
Согласно информации статистического ведомства страны, сумма поступлений по налогу на добавленную стоимость и налогу на потребление выросла на 32,58 млрд юаней, или на 32,7%, и составила 132,29 млрд юаней.
Сумма поступлений по налогу на предприятия составила 32,02 млрд юаней, что на 14,25 млрд юаней, или на 57,5%, выше сборов за тот же период прошлого года.
Поступления таможенных сборов при ввозе товаров и гербового сбора на операции с ценными бумагами упали на 3,2 млрд юаней.
* * *
Основная проблема, с которой сталкивается налоговый инспектор в любом государстве при выявлении мошенничества налогоплательщиков, занятых в сфере внешнеэкономической деятельности, заключается в дефиците полной и точной информации о хозяйственной деятельности и сделках налогоплательщика. В результате этого из-за слабости доказательной базы налоговики лишаются возможности принять меры по пресечению налоговых правонарушений.
Государственная налоговая администрация Китая в связи с этим придает особое значение использованию информационного обмена с налоговыми ведомствами других государств, с которыми Китай заключил соглашения об избежании двойного налогообложения. В этих целях китайским налоговым ведомством недавно была выпущена инструкция об использовании обмена информацией при проведении контрольной работы. Информация содержит лишь сведения по доходам компаний и частных лиц, а также по суммам налогов, удержанным с дивидендов, процентов и средств комиссии за передачу прав пользования.
По данным Государственного налогового управления КНР, налоговые поступления в Китае в I квартале 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 26,7% и составили 355,9 млрд юаней. В январе-марте 2000 г. в КНР было собрано налогов на сумму 280 млрд юаней.
Литва
В конце марта Швейцария, Литва, Латвия и Эстония провели в Вильнюсе третий раунд переговоров по трем соглашениям об избежании двойного налогообложения доходов и капитала. В итоге переговоров тексты всех трех соглашений были парафированы.
Пакистан
Налоговое ведомство Пакистана сообщило о том, что не предоставит никаких дополнительных льгот налогоплательщикам, которые не воспользовались "амнистией товарных запасов" до 30 сентября 2000 г.
В прошлом году правительство Пакистана объявило амнистию по налогу с продаж для налогоплательщиков, которые владеют незадекларированными товарными запасами. В соответствии с амнистией продавцы, занятые в розничной торговле и владеющие запасами товаров, импортированных в Пакистан в составе личного багажа, путем контрабанды или без таможенного оформления при ввозе и не располагающие надлежащим образом оформленными счетами-фактурами по налогу с продаж, получали две возможности. Они могли либо встать на учет и в обычном порядке уплачивать налог с продаж, либо уплатить налог с оборота по ставке 2% при условии, что годовой оборот в 2000-2001 финансовом году превысил 5 млн пакистанских рупий. Вся сумма налоговой задолженности таким налогоплательщикам прощалась.
Соединенные Штаты Америки
По данным Службы внутренних доходов США, размер недоимки по налогам американских федеральных служащих превышает 2,5 млрд долл. Руководство федерального налогового ведомства США считает эту ситуацию недопустимой и подрывающей авторитет органов государственного управления в стране. Доля недоимщиков среди налогоплательщиков - федеральных служащих в октябре 2000 г. составила 2,9% против средней по США 5,7%. При этом учитываются лишь налогоплательщики, имеющие налоговую задолженность, но не заключившие соглашения с налоговыми органами о выплате недоимки в рассрочку.
В 1999 г. доля недоимщиков в США среди государственных служащих составляла 5,2% при средней по стране 8,1%. Доля недоимщиков в Палате представителей США в 2000 г. была чуть больше 5% против 8,4% в предшествующем году, в Сенате - 4,4% против 7,5%.
В прошлом году выше 6% доля недоимщиков оказалась в таких федеральных ведомствах, как Корпус мира, Комиссия по гражданским правам, Агентство международного развития. Ниже 5%, но выше 4,5% доля недоимщиков составила среди служащих Госдепартамента США, Департамента торговли и Департамента образования США. В Казначействе США она составила 1,9%, в самой Службе внутренних доходов США - 1,7%.
* * *
В конце февраля - начале марта 2001 г. Служба внутренних доходов США провела кампанию по пресечению деятельности некоторых контор, оказывающих клиентам услуги по уходу от налогообложения. Типовая схема работы подобных компаний заключается в создании сети трастов в оффшорных налоговых убежищах для приема денег от состоятельных клиентов и последующего получения доходов от этих средств.
* * *
Согласно опубликованным Службой внутренних доходов США в феврале 2001 г. данным, количество налоговых проверок налогоплательщиков - физических лиц, которое непрерывно снижалось в последние годы, в прошлом финансовом году по сравнению с предшествующим годом упало на 45%. Если в 1995 финансовом году было проверено 1,6% деклараций физических лиц (1,9 млн), то в 1999 г. - 0,89% (1,1 млн), в 2000 г. - всего 0,49% (618 тыс.).
В числе причин снижения интенсивности контрольной работы руководство СВД США называет сокращение численности налоговиков, большое количество устаревших вычислительных систем, продолжающих оставаться на вооружении налогового ведомства, а также расширение его функций после реформирования в 1998 г.
За период 1992-2000 гг. численность персонала СВД США снизилась на 17%. За тот же период количество полученных налоговыми органами налоговых деклараций выросло на 13% и достигло 230 млн. Одновременно усложнились процедуры работы федерального налогового ведомства, что привело к увеличению продолжительности подготовки и проведения контрольных проверок и процедур взыскания недоимки. Цикл проведения проверки стал на 30 этапов длиннее.
Руководство СВД США полагает, что если тенденция сокращения масштабов контрольной работы не будет преодолена, то будут поставлены под вопрос "эффективность и справедливость" всей налоговой системы США. Поэтому в налоговом ведомстве с удовлетворением оценивают увеличение объемов финансирования ведомства на 2001 финансовый год, что позволит дополнительно принять на работу более 2000 работников.
Чили
Служба внутренних доходов Чили намерена установить новый порядок оформления налоговых деклараций физическими лицами, если при их подготовке налогоплательщик воспользуется сетью Интернет. Суть нового порядка заключается в следующем: налоговая служба на основании имеющихся у нее данных составляет "проект" налоговой декларации, налогоплательщик по сети Интернет соединяется с сервером налогового ведомства и выводит проект декларации на экран своего компьютера; в случае, если декларация устраивает налогоплательщика, он нажимает кнопку "согласовано", что означает завершение процедуры подачи декларации.
Если налогоплательщик обнаружит какую-нибудь неточность, он может внести изменения в имеющийся на экране компьютера проект декларации, после чего система выведет для него откорректированный вариант.
В декларационную кампанию 2001 г. новым порядком оформления налоговых деклараций смогут воспользоваться лишь налогоплательщики с несложной "налоговой ситуацией" (примерно 1 млн физических лиц). К таким налогоплательщикам не относятся лица, имеющие двух и более наемных работников, лица, ведущие бухгалтерский учет либо подлежащие налогообложению в особом порядке.
При подготовке проекта декларации служба внутренних доходов Чили будет использовать данные о заработной плате, дивидендах и прочих видах доходов налогоплательщика в отчетном году.
Налог на доходы физических лиц в Чили обычно дает примерно 30% всех налоговых поступлений в бюджет. В прошлом году эта доля составила 31%.
Служба внутренних доходов Чили предлагает налогоплательщикам бесплатные пакеты программного обеспечения для подготовки налоговых деклараций. Программы автоматически обнаруживают логические и арифметические ошибки и выдают налогоплательщику перечень возможных причин возникновения ошибок.
Япония
Парламент Японии принял некоторые поправки в налоговое законодательство, которые будут действовать в 2001 налоговом году. Согласно поправкам предусматривается продление срока действия налоговых льгот по жилищным займам и возможности применения налога на доходы с капитала, удерживаемого у источника.
В соответствии с ранее принятым порядком срок действия налоговых льгот по жилищным займам должен был закончиться в июне 2001 г., однако теперь он продлен до 31 декабря 2003 г.
До настоящего времени у инвестора имелось два варианта уплаты налога на доходы с капитала. Он мог уплатить либо налог с продаж акций, удерживаемый у источника выплаты по ставке 1,05%, либо налог на доходы с капитала, полученные от размещения этих акций. Во втором случае налог уплачивается по ставке 26% при условии подачи отдельной налоговой декларации. Возможность удержания налога на доходы с капитала должна была быть отменена 31 марта этого года, но теперь продлена еще на 2 года.
Размер базового налогового вычета из суммы налога на дарения увеличен с 600 тыс. до 1,1 млн иен. Значительные налоговые льготы получают "экологически чистые" средства транспорта.
Правительство страны создало консультативный комитет, перед которым поставлена задача внедрения системы электронной подачи деклараций по налогу на жилище, местным налогам с корпораций и налогам на имущество. Опытный образец системы должен быть создан в 2002 налоговом году, а внедрение системы запланировано на 2003 налоговый год.
Е. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, май 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/