Вопрос: Какова методология расчета корректирующих проводок по сверхнормативным расходам на рекламу за 2000 г. при следующих показателях: 1) Объем реализации I квартала 2000 г. (без НДС) - 104 737 876,43. Предельный норматив - 801 689,38 Фактический объем рекламных расходов - 1 567 030,55. Корректировка в целях налогообложения - 765 341, 17 2) Валовая прибыль II-IV кварталов (выручка - себестоимость - НДС- НП) - 100 654 053,64. Предельный норматив - 3 266 351,34 Фактический объем рекламных расходов - 8 041 880,02. Корректировка в целях налогообложения - 5 540 869,85 (Выпуск 7, апрель 2001 г.)

Какова методология расчета корректирующих проводок по сверхнормативным расходам на рекламу за 2000 г. при следующих показателях:

1) Объем реализации I квартала 2000 г. (без НДС) - 104 737 876,43. (вкомпании брался за базу объем выручки на основании Постановления ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99, но в качестве компромисса учитывался объем без НДС (в Решении Арбитражного суда - с НДС)).

Предельный норматив - 801 689,38 (528 000 + (104 737 876,43 - 50 000 000) х 0,5%).

Фактический объем рекламных расходов - 1 567 030,55.

Корректировка в целях налогообложения - 765 341,17 (1 567 030,55 - 801 689,38).

2) Валовая прибыль II-IV кварталов (выручка - себестоимость - НДСНП) - 100 654 053,64.

Предельный норматив - 3 266 351,34 (1 500 000 + (100 654 053,64 - 30 000 000) х 2,5%).

Фактический объем рекламных расходов - 8 041 880,02.

Корректировка в целях налогообложения - 5 540 869,85 (765 341,17 + 4 775 528,68).


Для целей налогообложения произведенные организацией затраты по рекламе подлежат корректировке с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов (п.1, подп."у" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552).

В течение 2000 г. норматив расходов на рекламу определялся в соответствии с Приказом Минфина России от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями..." и Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения". Причем в связи с тем, что Приказ N 26н введен в действие с 1 апреля 2000 г. (Приказ N 94 c этого числа утрачивает силу), применять новые нормативы для расходов на рекламу, произведенных в I квартале 2000 г., оснований не имеется. Поэтому при расчете налога на прибыль за 2000 г. нормативы, утвержденные Приказом N 26н, в отношении указанных расходов будут приниматься начиная со II квартала 2000 г. нарастающим итогом, а по I кварталу - нормативы, утвержденные Приказом N 94, с последующим сложением нормативов I квартала и II-IV кварталов. Аналогичное мнение по данному вопросу было изложено в письме Минфина России от 22.05.2000 N 04-02-05/1.

За период действия Приказа N 94 вопрос, касающийся определения показателя, применяемого торговыми предприятиями для расчета норматива, долгое время был предметом для обсуждения ввиду различного толкования такого понятия, как "объем выручки от продажи продукции" для предприятий торговли.

Свое мнение по данному вопросу высказал ВАС РФ (см. Постановление ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99, в котором за базу для расчета норматива принят показатель товарооборота).

На наш взгляд, предприятиям торговли для расчета норматива рекламных расходов за I квартал 2000 г. следует применять именно этот показатель, но с учетом НДС.

В этой связи нам представляется целесообразным пересчитать сделанные компанией расчеты за I квартал с включением в размер объема реализации НДС.

С вступлением в силу Приказа N 26н данный вопрос решен на нормативном уровне и за основу для расчета установлен показатель валовой прибыли.

В соответствии с п.68 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и пр.) и себестоимостью проданных товаров.

Итак, с учетом того, что объем реализации товаров за I квартал составил свыше 50 000 000 руб., норматив расходов на рекламу составляет 528 000 руб. + 0,5% c выручки (включая НДС), превышающей 50 000 000 руб.

Валовая прибыль за II-IV кварталы составляет свыше 30 000 000 руб., но не более 300 000 000 руб. Норматив расходов на рекламу составляет 1 500 000 руб. + 2,5% c валовой прибыли, превышающей 30 000 000 руб, т. е. 3 266 351,34 руб. (1 500 000 + (100 654 053,64 - 30 000 000) х 2,5%).


М. Бойкова


Выпуск 7, апрель 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.