Вопрос: Железная дорога (подразделение МПС) ведет жилищное строительство (является застройщиком) по договорам долевого участия с физическими лицами - сотрудниками. Имеет ли право железная дорога вести такое строительство? (Выпуск 7, апрель 2001 г.)

Железная дорога (подразделение МПС) ведет жилищное строительство (является застройщиком) по договорам долевого участия с физическими лицами - сотрудниками.

Имеет ли право железная дорога вести такое строительство?


Договор долевого участия в строительстве, по условиям которого стороны обязуются совместно вкладывать в строительство свои денежные, материальные, трудовые и иные ресурсы и за этот вклад получить в распоряжение часть созданного ими имущества, по своей сути представляет собой договор простого товарищества или, как его еще принято называть, договор о совместной деятельности (гл.55 ГК РФ).

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (п. 1 ст.1041 ГК РФ).

В рассматриваемом случае договор долевого участия в строительстве заключается не для осуществления предпринимательской деятельности, а с целью обеспечения сотрудников организации жилыми помещениями. Для такого рода договоров круг участников договора простого товарищества законом не ограничивается (см. п.2. ст.1041 ГК РФ). Иными словами, сторонами договора о долевом участии в строительстве, заключаемого не для целей предпринимательской деятельности, могут выступать любые субъекты хозяйственной деятельности, в том числе государственные предприятия и учреждения.

Вместе с тем следует отметить, что действующим законодательством в отношении государственных предприятий и учреждений установлен особый порядок распоряжения имуществом, принадлежащим этим предприятиям (учреждениям) (статьи 113 - 115 ГК РФ, гл. 19 ГК РФ, ст.120 ГК РФ, ст.4 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", письмо Госкомимущества РФ N ОК-36/10170, МПС РФ N А-12284 от 06.12.95 "О распоряжении имуществом предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта").

В соответствии с указанным порядком государственное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недчвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п.2 ст.295 ГК РФ).

Государственное предприятие, у которого имущество находится в оперативном управлении (казенное предприятие), не вправе без специального согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом собственника (за исключением производимой им (готовой) продукции) (ст.297 ГК РФ).

Аналогичный порядок распоряжения имуществом действует и в отношении учреждений. Однако учреждение, кроме всего прочего, не имеет права распоряжаться еще и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п.1 ст.298 ГК РФ).

Таким образом, предприятие (учреждение) федерального железнодорожного транспорта в качестве вклада в строительство может вносить только то имущество, на которое у него имеется право самостоятельного распоряжения, а также иное принадлежащее ему имущество, но при условии, что на это имеется согласие собственника.

На основании изложенного можно сделать вывод, что организация вправе участвовать в договоре долевого участия в строительстве, если при этом не нарушается установленный законом порядок распоряжения имуществом государственного предприятия (учреждения).


В. Мешалкин


Выпуск 7, апрель 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.