Вопрос: На предприятии в 2000 г. была проведена выездная налоговая проверка. По итогам проверки был составлен акт, в котором указывалось, что проверка проводилась по двум налогам. На основании этого акта было вынесено решение. Однако через две недели налоговые органы составили дополнительный акт по итогам этой же проверки, но по другим налогам. На основании этого акта будет, видимо, вынесено отдельное решение. Правомерно ли составление двух актов и вынесение двух решений по итогам одной налоговой проверки? (Выпуск 7, апрель 2001 г.)

На предприятии в 2000 г. была проведена выездная налоговая проверка. Основанием для ее проведения стало соответствующее решение руководителя налогового органа, в котором было указано, что проверяется деятельность предприятия за 1999 г. без расшифровки видов налогов, по которым производится проверка.

По итогам проверки был составлен акт, в котором указывалось, что проверка проводилась по двум налогам. На основании этого акта было вынесено решение.

Однако через две недели налоговые органы составили дополнительный акт по итогам этой же проверки, но по другим налогам. На основании этого акта будет, видимо, вынесено отдельное решение.

Правомерно ли составление двух актов и вынесение двух решений по итогам одной налоговой проверки?


Выездная проверка проводится на основании соответствующего решения руководителя налогового органа, форма которого утверждается МНС России. Согласно п.1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318, решение должно содержать указание на вопросы, по которым проводится проверка. Указание на то, что проверяется деятельность предприятия за 1999 г. без расшифровки видов налогов, по которым производится проверка, означает, что проверка проводилась по всем налогам.

В соответствии со ст.100 НК РФ по результатам налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или их отсутствие. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС России.

В соответствии с п.1.2 инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" в акте подлежат отражению все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что одно из требований к порядку проведения налогового контроля заключается в обязательном оформлении результатов выездной налоговой проверки единым документом (актом налоговой проверки), в котором должны быть отражены все те вопросы, которые были поставлены в решении о проведении проверки. Соответственно составление нескольких актов по результатам одной проверки неправомерно.

На этом основании проверяемый вправе отказаться от подписания второго акта с представлением письменных объяснений в налоговый орган (п. 5 ст.100 НК РФ). Если же на основании второго акта все-таки будет принято решение, оно может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд на том основании, что по итогам этой проверки решение уже было принято.


М. Масленников


Выпуск 7, апрель 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.