Вопрос: Имеет ли право налоговая инспекция принять перерасчеты от организации налогов на прибыль и НДС за 1998-1999 гг. на основании постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99? Данные перерасчеты влекут образование переплаты, которую налогоплательщик просит зачесть на другие налоги ("Московский налоговый курьер", N 5, март 2001 г.)

Имеет ли право налоговая инспекция принять перерасчеты от организации налогов на прибыль и НДС за 1998-1999 гг. на основании постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99? Данные перерасчеты влекут образование переплаты, которую налогоплательщик просит зачесть на другие налоги

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 18 октября 2000 г. N 03-12/52700


Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" сумма налога на прибыль определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с указанным Законом о налоге на прибыль.

В случае выявления налоговой проверкой нарушения правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, предусмотрена ответственность в соответствии с главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время порядок исправления выявленных налогоплательщиком ошибок при исчислении налогов и внесение изменений в налоговые декларации также определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы.

Внесение изменений в налоговую декларацию производится на основании ст. 81 НК РФ.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщикам установлено право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, поэтому дополнительно сообщаем следующее.

Порядок и условия отнесения на себестоимость представительских расходов и расходов на рекламу до 1 апреля 2000 г. регулировался письмом Минфина России от 06.10.92 N 94 с последующими изменениями и дополнениями.

В примечаниях к приложениям письма Минфина России от 06.10.92 N 94 определено, что торгующие организации при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу используют показатель валового дохода от реализации товаров, исчисляемый как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.

В редакции письма Минфина России от 29.04.94 N 56 соответствующее условие об использовании показателя валового дохода от реализации товаров при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу внесено в наименование графы 1 "Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата в год".

В организациях торговли показателем, используемым при определении финансового результата, являлся валовой доход от реализации товаров, что соответствует Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденным Комитетом Российской Федерации по торговле 20.04.95 за N 1-550/32-2.

Показатель "валовой доход от реализации товаров" как иной показатель, используемый при определении финансового результата, имел значение не только в период действия приказа Минфина России от 19.10.95 N 115 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год". Этот показатель использовался и в последующих годах, так как в период с 1996 по 1999 гг. какие-либо изменения в условия работы организаций, осуществляющих торговую деятельность, а также в порядок определения финансового результата, не вносились.

Согласно приказу Минфина России от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" и Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной данным приказом, при заполнении формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" по статье "Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" (строка 010) показывается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т. п., учитываемая на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" для определения финансовых результатов от реализации, исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

По статье "Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг" (строка 020) организацией, занятой производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, отражаются затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Организацией, занятой в торговой, снабженческой, сбытовой деятельности и общественном питании по данной строке отражается покупная стоимость товаров, выручка от реализации которых отражена по строке 010 формы N 2. Издержки обращения в данные строки 020 не включаются, а учитываются по строке 030 формы N 2.

Следовательно, разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (включая налог на добавленную стоимость) является показателем, используемым при исчислении предельных размеров расходов на рекламу и на представительские расходы в год для организаций торговли.

С 1 апреля 2000 г. введен в действие приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения", зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2000 N 2192.

На основании утвержденных нормативов организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу и на представительские расходы используют показатель валовой прибыли (включая налог на добавленную стоимость).

Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н, установлено, что в торговых организациях валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров.

В соответствии с п. 2 "у" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями), затраты организации на представительские расходы и расходы на рекламу для целей налогообложения корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Расходы на рекламу и представительские расходы, превышающие установленные нормы, на себестоимость для целей налогообложения не относятся.

Пунктом 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1991-1 "О налоге на добавленную стоимость" и положениями п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) установлено, что зачету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Исходя из изложенного, зачету (возмещению) подлежат суммы налога на добавленную стоимость, приходящиеся на представительские расходы и расходы на рекламу в пределах установленных норм при условии соблюдения всех прочих требований вышеназванных Закона и Инструкции.

Что касается постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99, на которое ссылается налогоплательщик, то следует иметь в виду, что решения арбитражных судов (включая ВАС) не являются нормативными актами, обязательными для общего применения, а являются актами по решению споров по конкретным жалобам (исковым заявлениям).


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


18 октября 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 5, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение