Избирательному законодательству - свой понятийный аппарат (С. Сомов, "Российская юстиция", N 4, апрель 2001 г.)

Избирательному законодательству - свой понятийный аппарат


Практика применения избирательного законодательства говорит о его несовершенстве. Речь идет в первую очередь о Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. Необходимо обратить особое внимание на используемые в Законе термины, чтобы выяснить, насколько полно, взаимосвязанно и логично они обозначают те или иные элементы избирательного процесса.

Так, существенной корректировки требует в первую очередь термин "выборы в Российской Федерации". Этот процесс законодатели в ст.2 Закона представили в упрощенной схеме: выборы = выборы, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов. Данный подход не в полной мере раскрывает сущность такого сложного явления, каким являются выборы.

В новой редакции Закона это должно, на мой взгляд, выглядеть следующим образом: "выборы в Российской Федерации - совокупность взаимосвязанных процедур по избранию непосредственно гражданами Российской Федерации из числа кандидатов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые участниками выборов в период с момента официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, на основе законов, соответствующих уровню выборов".

В текст ст.2 Закона необходимо ввести также термин "участники выборов". Фактически все они перечислены в статьях Закона, который относит к ним кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, избирательные объединения, избирательные блоки, их уполномоченных представителей, избирателей, общественные объединения, избирательные комиссии, средства массовой информации, наблюдателей и т.д. Поэтому под "участниками выборов" следует понимать "физических и юридических лиц, участвующих в организации и проведении выборов в установленном законом порядке".

Выборы - это узаконенный процесс избрания того или иного зарегистрированного кандидата на соответствующую должность или в выборный орган. В основе этого процесса - практическая деятельность участников избирательного процесса, основными из которых являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки. Каждый из них проводит свою избирательную кампанию с целью победы на выборах.

Исходя из изложенного, избирательную кампанию можно представить как "деятельность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков по организации и проведению выборов с целью получения соответствующих уровню выборов мест в выборном органе или выборной должности в органе государственной власти или органе местного самоуправления или же не допущения получения указанных мест (должности) своими противниками по выборам".

Таким образом, выборы на том или ином уровне представляют собой совокупность избирательных кампаний участвующих в выборах кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Важной составляющей избирательной кампании является проведение предвыборной агитации. В ст.38 Закона закреплено, что предвыборная агитация начинается лишь со дня регистрации кандидата (списка кандидатов). Хотя в ст.2 Закона закреплено, что кандидаты могут заниматься проведением предвыборной агитации. На мой взгляд, необходимо внести корректировки в текст Закона.

Во-первых, ст.28 Закона предусматривает выдвижение кандидатов избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, что само по себе предполагает активное участие кандидата в проведении агитации. Исходя из самого смысла слова "агитация", необходимо признать, что она начинает проводиться фактически до момента регистрации кандидата избирательной комиссией и может принимать различные формы: проведение встреч с гражданами - потенциальными избирателями с целью информирования о выдвижении своей кандидатуры, участие в собраниях общественных объединений, а также иных групп избирателей с целью организации ими на добровольной основе сбора подписей в поддержку кандидата (а здесь без агитации опять же не обойтись!). Агитационную работу до регистрации своих кандидатов проводят также избирательные объединения и блоки. Наконец, в ст.47 Закона закреплено, что кандидат обязан создать собственный избирательный фонд, средства из которого могут использоваться на предвыборную агитацию, а также оплату работ (услуг), непосредственно связанных с проведением избирательной кампании, и финансовое обеспечение организации сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

Во-вторых, в ст.2 Закона закреплено, что агитационные материалы предназначены для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, т.е. со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

В-третьих, необходимо в Законе упомянуть и о деятельности фирм, специализирующихся на оказании услуг по разработке и проведению агитационных мероприятий.

В-четвертых, я думаю, что юридически более точно, с учетом перечисленного, назвать агитацию не предвыборной, а скорее, избирательной, потому что она ведется в период выборов, а не накануне их.

Таким образом, в законе должно быть закреплено: "избирательная агитация - осуществляемая в рамках избирательной кампании деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений и специализированных организаций, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них", а также сроки ее проведения должны быть указаны не со дня регистрации кандидата (списка кандидатов), а со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Одной из заключительных стадий выборов является голосование. Закон в его нынешней редакции не дает определения этого термина. Мне кажется, этот пробел в Законе необходимо восполнить: "голосование - установленная законом форма выражения воли избирателей (участников референдума) относительно самостоятельного определения каждым из них своего предпочтения в победе на выборах того или иного кандидата (списка кандидатов от избирательного объединения, избирательного блока) или решения вопросов, выносимых на референдум, тем или иным образом ".

Оперируя в Законе понятием "избирательный фонд", законодатель также обошел вниманием правовое закрепление данного термина. В Законе он трактуется как некая совокупность средств и добровольных пожертвований. Вместе с тем нет точного определения, что это за "средства". Представляется, что речь в данном случае должна идти как о денежных средствах избирательного фонда, перечисляемых на специальный счет в банке, так и о материальных средствах (множительная, компьютерная техника, помещения, автотранспорт и т.п.), необходимых для эффективного проведения избирательной кампании. Поэтому можно дать такое определение термина: "образованная в установленном настоящим Законом порядке совокупность денежных, материальных средств, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц Российской Федерации, привлекаемая кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для своего участия в избирательной кампании".

Таковы лишь некоторые изменения, которые, на мой взгляд, необходимо внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в другие законы о выборах в стране и в субъектах Федерации, чтобы их удобнее было применять.


С. Сомов,

начальник отдела законодательства и правовой экспертизы

Управления юстиции Калининградской области


"Российская юстиция", N 4, апрель 2001 г.



Избирательному законодательству - свой понятийный аппарат


Автор


С. Сомов - начальник отдела законодательства и правовой экспертизы Управления юстиции Калининградской области


"Российская юстиция", 2001, N 4, стр.45


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.