Учет продуктов питания в бюджетных учреждениях (И.Н. Токарев, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 19, октябрь 2000 г.)

Учет продуктов питания
в бюджетных учреждениях*(1)


Учет продуктов питания в бюджетном учреждении регламентируется следующими нормативными актами:

Положение о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденное приказом Минфина СССР от 27 декабря 1974 г. N 305.

Инструкция по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. N 530;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49;

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету внебюджетных средств в учреждениях и организациях, занимающихся коммерческой и торговой деятельностью, утвержденные письмом Роскомторга от 22 мая 1996 г. N 1-619/32-5.


Поступление продуктов питания


Технология учета продуктов питания в бюджетном учреждении зависит от того, предусмотрены ли в смете этой организации ассигнования по статье 110340 "Продукты питания (продовольственное обеспечение)".

С введением в действие Инструкции N 107н изменилась методика отражения реализации продуктов питания. Согласно утвержденной методике учет продуктов питания возможен только по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок).

В учреждениях, в сметах которых предусмотрены ассигнования по статье 110340, поступление продуктов питания на склад (кладовую) отражают по дебету субсчета 061 "Продукты питания". При этом кредитуют субсчета 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" (если продукты поступают от поставщиков) или 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия" (если продукты поступают в централизованном порядке). Тара под продуктами питания и порожняя учитывается на субсчете 066 "Тара".

В бюджетных учреждениях, осуществляющих коммерческую и торговую деятельность, продукты питания учитывают на субсчете 080 "Готовая продукция" (а не на субсчете 061). Ранее продукты питания, предназначенные для производства и реализации, учитывались на счете 03 "Изделия и продукция" с выделением субсчетов "Товары на складах", "Товары в производстве" и т.д. В Инструкции N 107н выделение субсчетов по счету 080 не предусмотрено. Но необходимо отметить, что введение субсчетов в рабочий план счетов - прерогатива учреждения. Поэтому в случае когда специфика хозяйственной деятельности учреждения обуславливает раздельный учет готовой продукции (товаров) в производстве, на складе и в торговле, можно выделять соответствующие субсчета по счету 080 "Готовая продукция". Тару учитывают на субсчете 066.

При передаче продуктов питания в производство и для реализации делают запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 061 по балансовой стоимости и одновременно на сумму наценки по переданным в производство продуктам питания и товарам для реализации делают запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 401 "Доходы будущих периодов". Необходимо отметить, что ранее сумма наценки относилась на субсчет 035 "Торговая наценка". С введением в действие Инструкции N 107н суммы торговых надбавок (скидок) отражаются на субсчете 401


Пример. Передача продуктов питания отражается следующим образом:

Д 080 - К 061 - 100 руб. - переданы продукты питания в производство

или

Д 080 - К 178 - 100 руб. - закуплены продукты питания для реализации;

Д 080 - К 401 - 25 руб. - сделана торговая наценка на закупленные товары.

Расходы на найм транспорта по доставке продуктов питания для лечебно-профилактических, детских и других социально-культурных учреждений относятся по смете доходов и расходов учреждения на прочие транспортные расходы.

Согласно Методическим рекомендациям N 1-619/32-5 в учреждении, занимающемся коммерческой деятельностью, суммы расходов по доставке продуктов питания, предъявленные поставщиками, в случае включения их в состав издержек обращения будут отражаться по дебету субсчета 220 "Расходы по предпринимательской деятельности":

Д 220 - К 150, 178.

Полная материальная ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается на заведующего складом (кладовщика), с которым учреждение заключает типовой договор о полной материальной ответственности. За продукты питания, находящиеся в пищеблоке, полную материальную ответственность несет заведующий производством или шеф-повар, а при их отсутствии в штате - повар.

При расхождении с данными документов поставщика материально ответственное лицо обязано приостановить дальнейшую приемку. В этом случае должен быть составлен акт по форме 429 в двух экземплярах. Один экземпляр акта служит для исправления претензионного письма поставщику.

Материально ответственные лица, принимающие продукты питания, обязаны одновременно принимать и тару. Тара, поступающая на склад (кладовую), приходуется на основании тех же документов, что и продукты питания. В сопроводительных документах поставщиков отдельной строкой должны указываться наименование тары, ее количество, цена и сумма. Поступление тары отражается проводкой: Д 066 - К 150, 178. На все расхождения составляются акты в том же порядке, как при приемке продуктов питания.

Учет тары на складе ведется материально ответственным лицом в книге складского учета материалов формы М-17 только по наименованиям и количеству.

Согласно Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, не допускается приобретение продуктов питания за наличный расчет. Однако данная операция не запрещена прочими действующими законодательными актами. Единственное ограничение вводится Указанием Банка России от 7 октября 1998 г. N 375-У на сумму наличных расчетов между организациями. Согласно Указанию предельный размер расчетов между юридическими лицами составляет 10 тыс. руб. в день. Для организаций системы исполнения наказаний на суммы, уплачиваемые на приобретение продуктов питания для заключенных, установлен лимит в 15 тыс. руб. в день. Кроме того, Методическими рекомендациями разрешается оплата продуктов питания из кассы из внебюджетных средств. Поэтому пункт названной Инструкции, запрещающий покупку продуктов питания за наличные средства, представляется устаревшим и не отражающим изменившиеся экономические условия хозяйствования бюджетных учреждений.

Бухгалтерский учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания ф.300. Ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно.

Записи в ведомости производят на основании первичных учетных документов в количественном и суммовом выражении. По окончании месяца в ведомости подсчитывают итоги. Основанием для составления мемориального ордера 11 является накопительная ведомость ф.300 или свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф.398 - мемориальный ордер 11.


Отпуск продуктов питания в производство


Согласно Инструкции N 107н продукты питания, как и прочие материальные запасы, при отпуске в производство и другом выбытии оцениваются по одному из следующих методов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости.

Под себестоимостью материально-производственных запасов (МПЗ) в данном случае подразумевается та стоимость, по которой МПЗ приняты к учету. То есть для предприятий розничной торговли в случае включения ими в стоимость товаров торговой наценки себестоимостью товаров будет являться стоимость с учетом наценки.

Получение продуктов питания со склада (из кладовой) производится по меню-требованию на выдачу продуктов питания ф.299. В больницах, детских дошкольных учреждениях, домах инвалидов и престарелых и других учреждениях, где обеспечение продуктами питания входит в основной вид деятельности, меню-требование составляется ежедневно на основании норм раскладки и данных о числе довольствующихся. В учреждениях, где имеется несколько норм суточного рациона питания, отличающихся друг от друга набором, количеством продуктов и стоимостью, меню-требование, меню-раскладка и требование составляются по каждой денежной норме отдельно.

Меню-требование с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком, но не реже трех раз в месяц.

В случае изменения числа довольствующихся по сравнению с данными на начало дня (указанными в меню-раскладке) более чем на 3 должен составляться расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности выписывается накладная (требование) на склад (кладовую) по форме 434, а при уменьшении излишки сдают на склад (кладовую) и оформляют той же накладной (требованием) с указанием на ней "Возврат". Продукты питания, заложенные в котел, возврату не подлежат.

В учреждениях, в смете которых предусмотрены ассигнования по статье 110340 "Продукты питания", перемещение продуктов питания со склада на пищеблок и из пищеблока в реализацию на счетах бухгалтерского учета не отражается. Учет движения продуктов питания на складе ведут в книге складского учета ф.М-17, а учет расходования продуктов питания на пищеблоке - в меню-раскладке. Израсходованные продукты питания списывают после их отпуска из пищеблока. На основании расходных документов делают проводку: Д 200 - К 061. В учреждениях, занимающихся коммерческой деятельностью, учет продуктов питания в производстве осуществляется на субсчете 080 "Основное производство". Продажные цены готовых изделий (блюд) определяют на основе калькуляции. При учете сырья по продажным ценам в калькуляционной карточке производится расчет продажной цены готового изделия, а при учете сырья по покупным ценам необходимо, кроме того, рассчитать цену блюда по покупной стоимости.


Реализация продуктов питания


В учреждениях, осуществляющих оборот продуктов питания в рамках основного вида деятельности (больницы, детские дошкольные учреждения, дома инвалидов и престарелых и др.), в которых согласно действующему законодательству разрешено питание работников за плату в случаях отсутствия предприятий общественного питания в местах расположения этих учреждений, при расчетах с работниками за получаемое питание в дебет субсчета 172 записывается стоимость израсходованных продуктов питания, а в кредит - суммы, полученные от работников за питание.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на фактические расходы и отражается проводкой Д 200 - К 066. Такой же записью оформляется списание боя и лома тары.

Реализация готовых изделий в организациях, осуществляющих коммерческую деятельность, учитывается на субсчете 280 "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги".

Учет движения продуктов питания и готовых блюд в буфетах ведется по покупным или продажным ценам в разрезе материально ответственных лиц. При использовании учетных цен бухгалтерия проставляет продажные цены для каждого наименования товаров и готовых изделий и подсчитывает стоимость каждого наименования и общую стоимость остатка.

Товары и готовая продукция могут реализовываться за наличный расчет и в безналичном порядке. Выручка от продажи товаров за наличный расчет поступает в кассу.

В учете делают записи по дебету субсчетов 111, 120 и кредиту субсчета 080 на сумму реализованных продуктов и товаров и одновременно по дебету субсчетов 280 и 401 в корреспонденции с кредитом субсчета 400 "Доходы отчетного периода" соответственно на сумму приобретения без наценки и на сумму наценки.


Пример.

Д 120 - К 080 - 125 руб. - реализованы продукты питания;

Д 280 - К 400 - 100 руб. - отражены доходы от реализации по учетным ценам;

Д 401 - К 400 - 25 руб. - переведена из доходов будущих периодов в доходы отчетного периода сумма наценки.

Все организации, в том числе и бюджетные, согласно Закону РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 г. N 5215-I при расчетах с населением должны применять контрольно-кассовые машины. Существует специальный перечень отдельных категорий организаций, которые в силу своей специфики могут производить расчеты с населением без ККМ. Так, согласно перечню, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745, организациям разрешено не применять ККМ в случае обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. В случае оказания услуг населению организация может выдавать покупателям документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам.

Учет расходов продуктов питания ведется в накопительной ведомости по расходу продуктов питания ф.399. Эта ведомость составляется по материально ответственным лицам. Записи в ней оформляется на основании меню-требования на выдачу продуктов питания ф.299 и других документов. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые служат для определения стоимости израсходованных продуктов питания. Основанием для составления мемориального ордера 12 является накопительная ведомость ф. 399 или свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф. 411. В свод ф.411, кроме указанных накопительных ведомостей, записывают данные других расходных документов на продукты питания (актов на недостачу продуктов питания, возврата на базу и т.п.).


Инвентаризация продуктов питания


Наравне с общими положениями по инвентаризации материальных запасов для продуктов питания предусмотрен отдельный порядок ее проведения.

Инструкция по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. N 530, предписывает проводить инвентаризацию продуктов питания не менее одного раза в квартал, тары - не реже одного раза в год, а также при изменении в установленном порядке розничных цен на продукты питания и тару.

В межинвентаризационный период должны осуществляется внезапные инвентаризации продуктов питания (сплошные или выборочные). Выборочной проверке подвергаются прежде всего наиболее ценные продукты питания.

Если при выборочной инвентаризации будут обнаружены нарушения и недостачи, то проводится внеочередная сплошная инвентаризация продуктов питания.

В случае выявления недостач продуктов питания и тары необходимо определять их естественную убыль. При отражении недостач и излишков следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и Инструкцией N 107н.

Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах.

1. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) - по бюджетной деятельности, а также целевых средств и безвозмездных поступлений; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности.

Текущая рыночная стоимость формируется на основе цены, действующей на дату оприходования имущества на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

2. Недостача продуктов питания в пределах норм естественной убыли относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 061, 080.

3. Недостача продуктов питания и их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов: 061, 080 (по продуктам питания, приобретенным за счет бюджетных средств), 270 (по продуктам питания, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений), 401 (по продуктам питания, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).

В случае неустановления виновных лиц или отказа суда во взыскании убытка с виновных лиц делают записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.

В связи с этим бюджетные учреждения, реализующие продукты питания в рамках коммерческой деятельности, должны определять нормы естественной убыли. Список нормативных документов, которыми необходимо пользоваться для определения норм естественной убыли, утвержден приказом МВЭС России от 19 декабря 1997 г. N 631.

Недостачи мяса и мясопродуктов взыскиваются с материально ответственных лиц на основании Постановления Государственного комитета СССР по ценам и Министерства финансов СССР от 27 ноября 1979 г. N 732 по рыночным розничным ценам в двойном размере (Д 170 - К 173). На основании Постановления Государственного комитета СССР по ценам по согласованию с Министерством финансов СССР от 13 апреля 1982 г. N 294 стоимость похищенного, недостающего или утраченного молока и молочных продуктов подлежит взысканию с виновных лиц по рыночным розничным ценам на эти товары с применением коэффициента 2,5.


Пример.

В учреждении, в смете которого предусмотрены ассигнования по статье 110340 "Продукты питания":

Д 061 - К 150, 178 - 100 руб. - поступили продукты питания от поставщика;

Д 061 - К 150, 178 - 5 руб. - включены в стоимость продуктов питания транспортные расходы;

Д 066 - К 150, 178 - 15 руб. - оприходована тара;

Д 150, 178 - К 066 - 15 руб. - возвращена поставщику тара;

Д 200 - К 061 - 105 руб. - списана на расходы учреждения стоимость продуктов питания.

В организации, осуществляющей коммерческую деятельность. Субсчета на счете 080 не выделяются. Сырье учитывается по продажным ценам:

Д 080 - К 178 - 100 руб. - поступили продукты питания в кладовую;

Д 080 - К 401 - 50 руб. - проведена наценка на сырье;

Д 220 - К 178 - 10 руб. - отнесены на издержки обращения транспортные расходы;

сырье передано в производство - проводкой не отражается;

готовая продукция направлена в розничную сеть - проводкой не отражается;

Д 120 - К 080 - 150 руб. - поступила выручка в кассу за реализованные продукты питания;

Д 280 - К 400 - 100 руб. - отражена реализация продуктов питания по учетным ценам;

Д 401 - К 400 - 50 руб. - отражена реализованная прибыль как доход отчетного периода;

Д 280 - К 220 - 10 руб. - списаны издержки обращения;

Д 400 - К 280 - 110 руб. - закрыт счет реализации (в конце квартала);

Д 400 - К 410 - 40 руб. - закрыт счет 400, формирование прибыли от реализации продуктов питания (в конце квартала).


И.Н. Токарев,

президент компании "Центр экономического анализа",

г. Нижний Тагил


"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 19, октябрь 2000 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В ИД ФБК-ПРЕСС в ближайшее время выйдет книга И.Н. Токарева "Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях", материал из которой мы и предлагаем вниманию читателей.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.