Иностранные работники на российских предприятиях: правовой и налоговый аспекты (М. Киселев, Г. Иниятуллина, "Финансовая газета", N 22, 23, май, июнь 2001 г.)

Иностранные работники на российских предприятиях:
правовой и налоговый аспекты


Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Для принятия иностранных граждан на работу российские предприятия и организации должны предварительно получить в Федеральной миграционной службе России (территориальных подразделениях) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, в котором устанавливается квота на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий. Разрешение выдается, как правило, на срок до одного года. По окончании срока действия разрешение может быть продлено на основании мотивированной просьбы работодателя не более чем на один год. При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном законодательством за выдачу данного разрешения.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники также не могут быть переведены на работу к другому работодателю. В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

В соответствии с п.16 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2146 (далее - Положение), данное разрешение не требуется в случае привлечения иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности при найме работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.

Предприятием с иностранными инвестициями считается предприятие, в учредители которого входят иностранные инвесторы (в том числе из государств - участников СНГ) в качестве юридического лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения, или физического лица, имеющего постоянное местожительство за границей.

Работодатель вносит на счет миграционной службы сумму залога, эквивалентную стоимости билета до пункта, из которого прибыл иностранный работник. При представлении в миграционную службу документов, подтверждающих фактический выезд иностранного работника за пределы Российской Федерации, залог возвращается.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Подтверждение на право трудовой деятельности иностранным гражданам, нанятым работодателем в пределах численности привлекаемой иностранной рабочей силы, установленной разрешением, выдается бесплатно.

Совместным приказом Минфедерации России и Минфина России от 13.03.01 г. N 18/21н в 2001 г. для работодателей плату за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, установлена в размере 140 руб. Перечисление платы осуществляется работодателями в доход федерального бюджета на счета территориальных органов федерального казначейства Минфина России, открытые на балансовом счете N 40102 "Доходы федерального бюджета" по месту нахождения работодателя с указанием в поле "Назначение платежа" в платежном поручении кода 2064000 "Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций" классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Реквизиты счетов органов федерального казначейства Минфина России плательщики получают в налоговых органах по месту нахождения работодателей.

Работодатели представляют в соответствующий территориальный орган Минфедерации России, оформляющего подтверждение, копию платежного документа с отметкой банка, подтверждающего факт уплаты.

Таким образом, предприятие - резидент Российской Федерации при привлечении иностранных работников должно получить разрешения:

на привлечение иностранной рабочей силы, за исключением привлечения высококвалифицированных специалистов на руководящие должности на предприятия с иностранными инвестициями, действующими на территории Российской Федерации;

на право трудовой деятельности для иностранного работника.

Обязательный порядок выдачи разрешений, а также подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации:

официально признаны беженцами;

постоянно проживают на территории Российской Федерации;

получили убежище на территории Российской Федерации;

подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание и т.д. (п.18 Положения).

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны на основании п.11 Положения в течение одного месяца направить в Федеральную миграционную службу России сведения о заключении на основании разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками.

В письме от 22.04.94 г. N 53 (в ред. письма от 5.12.94 г. N 158) Минфин России дал разъяснения об источниках взимания платы за привлечение иностранной рабочей силы:

"Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы.

Плата за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, относится на себестоимость продукции (работ, услуг)".

Оформление права на работу. На иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, распространяются нормы Правил пребывания иностранных граждан на территории СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26.04.91 г. N 212 (в ред. постановления Комитета по оперативному управлению от 4.11.91 г. N 43). Срок пребывания иностранных граждан дальнего зарубежья в Российской Федерации определяется по датам в визе, а при безвизовом въезде - из приглашения. В соответствии с пп.17-21 этих Правил иностранные граждане регистрируются по месту своего пребывания (в министерствах, гостиницах, ОВД, ОВИР и т.д.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.95 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. Указанием МВД России от 19.08.96 г. N 1/13989 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. N 290 действие этих Правил распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников СНГ и государств Балтии. Согласно постановлению N 290 граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней (до 6 месяцев), обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая праздничные и выходные дни) зарегистрироваться в уполномоченных на это органах. Следует заметить, что указанные положения постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 2.02.98 г. N 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Особое внимание стоит обратить работодателей г. Москвы в сфере услуг. В соответствии с распоряжением мэра г. Москвы от 13.10.2000 г. N 1090-РМ "О Порядке учета и оформления иностранных граждан, работающих в сфере услуг города Москвы" иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие с целью работы в сфере услуг г. Москвы, должны оформить индивидуальный разрешительный документ на право работы в сфере услуг в г. Москве (свидетельство).

Для оформления права на работу иностранный гражданин представляет:

заявление с указанием фамилии, имени, отчества (если есть), места и года рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность и гражданство, адреса временного пребывания в г. Москве или Московской области, а также предполагаемого места и срока работы в сфере услуг города;

копию документа, удостоверяющего личность и гражданство;

сертификаты об отсутствии ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

копию документа о регистрации по месту пребывания (для граждан государств - участников СНГ);

копии квитанций о внесении установленных платежей;

фотографию иностранца, которого собираются брать на работу (формат 3х4);

нотариально заверенное свидетельство организации о постановке на учет в налоговых органах;

свидетельство о государственной регистрации предприятия и др.

За право работы на объектах сферы услуг г. Москвы, обеспечение гарантий защиты личности и имущества третьих лиц в период разрешенной трудовой деятельности и за работу по приему и обработке заявительских материалов взимается плата в размере:

на срок работы шесть месяцев - 20 МРОТ;

на срок работы три месяца - 10 МРОТ;

на срок работы один месяц - 4 МРОТ.

Пунктом 4 Указа N 2146 предусмотрено, что иностранцы, осуществляющие свою предпринимательскую деятельность в нарушение установленного порядка, подлежат выдворению за пределы Российской Федерации за счет средств работодателя.

Работодателю, работающему в Москве, следует обратить внимание также на Закон г. Москвы от 22.10.97 г. N 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы", который предусматривает за нарушение порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в Москве следующие виды ответственности:

предупреждение, которое выносится уполномоченным сотрудником миграционной службы Москвы и отражается в акте проверки в случае, если выявленное нарушение носит малозначительный характер и может быть устранено в ходе проверки;

штраф, размер которого исчисляется в МРОТ.

Привлечение должностными лицами, организациями иностранного работника без подтверждения на право трудовой деятельности влечет:

в отношении должностных лиц - штраф в размере от 10 до 20 МРОТ (за каждого такого работника);

в отношении организаций - штраф в размере 100 МРОТ (за каждого такого работника).

Отсутствие подтверждения на право трудовой деятельности на иностранного работника при наличии решения правительства Москвы и разрешения Федеральной миграционной службы России (миграционной службы Москвы) на привлечение иностранного работника влечет:

в отношении должностных лиц - штраф в размере до 10 МРОТ (за каждого такого работника);

в отношении организаций - штраф в размере 50 МРОТ (за каждого такого работника).

Несоблюдение упомянутого закона влечет за собой также и иные штрафные санкции.

Порядок обложения налогом на доходы. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации (ст.11 Закона Российской Федерации от 28.11.91 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации"). Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом. Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

К физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации (загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от 15.08.96 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, то в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату:

фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;

отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;

следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Такое подтверждение может быть представлено в сроки, установленные п.2 ст.232 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). При отсутствии подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком-нерезидентом от российских источников, производится в соответствии с п.3 ст.224 НК РФ по ставке 30%.

Перечень государств (международных организаций), отдельные категории иностранных граждан (сотрудники) которых не подлежат налогообложению в отношении доходов, приведен в совместном письме МИД России и МНС России от 13.11.2000 г. N 13748/БГ-3-06/387.


Порядок обложения единым социальным налогом. С введением в действие части второй НК РФ все отчисления во внебюджетные фонды объединяются в единый социальный налог. Единый социальный налог включает взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ОМС), и предназначен мобилизовать средства для реализации права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

В соответствии с главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ (ст.235) плательщиками указанного налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Освобождаются от уплаты налога плательщики, указанные в п.п.1 п.1 ст.235, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие граждане и лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств ПФР, ФСС РФ, фондов ОМС в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Согласно ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, могут обладать правами на государственное пенсионное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР и фондов ОМС в случае, если данные положения предусмотрены договором либо соглашением сторон.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в Российской Федерации. Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является место жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона СССР от 24.06.81 г. N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" различают иностранных граждан, постоянно проживающих (имеющих вид на жительство, выданный органом внутренних дел Российской Федерации) и временно пребывающих на территории Российской Федерации, которые только регистрируют заграничные паспорта.

Что касается граждан бывшего СССР, то Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.18), действующими в отношении граждан бывшего Союза ССР, прибывших из государств - участников СНГ и государств Балтии (постановление N 290), установлено, что по месту жительства граждан на территории Российской Федерации делается отметка о регистрации в паспорте. Если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, то выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в части, зачисляемой в ПФР. Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово-хозяйственной деятельности могут уплачивать налог в части, зачисляемой в ПФР, только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

С целью выяснения факта возникновения для работодателя обязанности производить уплату налога в части, зачисляемой в ПФР за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации, т.е. имеет ли иностранный гражданин отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, вид на жительство с правом постоянного проживания или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 25.06.93 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и соответственно распространения для работодателя обязанности по уплате налога относится также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников СНГ. При этом предприятия с иностранными инвестициями платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств - участников СНГ, перечисляют в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.

Названные положения применяются при условии, если международными договорами Российской Федерации не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании и обеспечении.

В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 28.06.91 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Что касается уплаты налога в части, зачисляемой в фонды ОМС за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, то постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98 г. N 1488 утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации. Пунктом 2 этого Положения установлено, что данный документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, т.е. на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.

Таким образом, налог в части, зачисляемой в фонды ОМС, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации. На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в части, зачисляемой в фонды ОМС, не начисляется.

В соответствии со ст.236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и соответственно на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в ФСС РФ.

На выплаты, производимые иностранным гражданам как временно, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в ФСС РФ не начисляется. Обращаем внимание читателя на то, что уплата налога иностранными представительствами, филиалами иностранных компаний, находящихся на территории Российской Федерации, за иностранных граждан, работающих в этих представительствах или филиалах, зависит от условий социального страхования, определенных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник. При отсутствии таких договоров уплата налога должна определяться условиями договора (контракта), заключенного с иностранным работником. Если условиями договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование иностранных работников должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, то эти представительства или филиалы начисляют и уплачивают налог в ФСС РФ в общеустановленном порядке.


М. Киселев,

к.э.н.,

Г. Иниятуллина


"Финансовая газета", N 22, 23, май, июнь 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.