Документальное оформление движения товаров (С.Р. Акчурина, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2001 г.)

Документальное оформление движения товаров


Поступление, перемещение и отпуск товарно-материальных ценностей оформляются первичными документами в количественном и стоимостном выражении. Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются организацией в составе применяемой ею системы учетной документации для регистрации хозяйственных операций (в соответствии с утвержденными формами первичной учетной документации в торговле).

Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (введены в действие с 1 января 1999 г.).

Приведем перечень форм первичных документов.


Первичные документы
по учету торговых операций (общие)

N формы Название формы
ТОРГ-1 Акт о приемке товаров
ТОРГ-2 Акт об установленном расхождении по количеству и ка-
честву при приемке товарно-материальных ценностей
ТОРГ-3 Акт об установленном расхождении по количеству и ка-
честву при приемке импортных товаров
ТОРГ-4 Акт о приемке товара, поступившего без счета постав-
щика
ТОРГ-5 Акт об оприходовании тары, не указанной в счете пос-
тавщика
ТОРГ-6 Акт о завесе тары
ТОРГ-7 Журнал регистрации товарно-материальных ценностей,
требующих завеса тары
ТОРГ-8 Заказ-отборочный лист
ТОРГ-9 Упаковочный ярлык
ТОРГ-10 Спецификация
ТОРГ-11 Товарный ярлык
ТОРГ-12 Товарная накладная
ТОРГ-13 Накладная на внутреннее перемещение, передачу това-
ров, тары
ТОРГ-14 Расходно-приходная накладная (для мелкорозничной тор-
говли)
ТОРГ-15 Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей
ТОРГ-16 Акт о списании товаров
ТОРГ-17 Приходный групповой отвес
ТОРГ-18 Журнал учета движения товаров на складе
ТОРГ-19 Расходный отвес (спецификация)
ТОРГ-20 Акт о подработке, подсортировке, перетаривании това-
ров
ТОРГ-21 Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции
ТОРГ-22 Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц
ТОРГ-23 Товарный журнал работника мелкорозничной торговли
ТОРГ-24 Акт о перемеривании тканей
ТОРГ-25 Акт об уценке лоскута
ТОРГ-26 Заказ
ТОРГ-27 Журнал учета выполнения заказов покупателей
ТОРГ-28 Карточка количественно-стоимостного учета
ТОРГ-29 Товарный отчет
ТОРГ-30 Отчет по таре
ТОРГ-31 Сопроводительный реестр сдачи документов

Первичные документы по учету денежных расчетов с населением
при осуществлении торговых операций с применением
контрольно-кассовых машин

N формы Название формы
КМ-1 Акт о переводе показаний суммирующих денежных счет-
чиков на нули и регистрации контрольных счетчиков
контрольно-кассовой машины
КМ-2 Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих де-
нежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-
кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в орга-
низацию
КМ-3 Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам)
по неиспользованным кассовым чекам
КМ-4 Журнал кассира-операциониста
КМ-5 Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и
контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, ра-
ботающих без кассира-операциониста
КМ-6 Справка-отчет кассира-операциониста
КМ-7 Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых
машин и выручке организации
КМ-8 Журнал учета вызовов технических специалистов и ре-
гистрации выполненных работ
КМ-9 Акт о проверке наличных денежных средств кассы

Первичные учетные документы должны оформляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" и содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа (формы), код формы, дату составления;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Если это необходимо, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Ответственность за своевременность и правильность оформления документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

В качестве регистров бухгалтерского учета могут применяться журналы-ордера (письмо Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций"; инструктивное письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63 "Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства").


Поступление товаров


Порядок и сроки приемки товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи.

Движение товара оформляется товаросопроводительными документами, количество оформляемых экземпляров которых зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967 г. N 17 (по согласованию с ЦСУ СССР) "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности".

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от: места приемки; характера приемки (по количеству, качеству, комплектности); степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие); других условий.

Важно помнить, что сроки приемки товара и дата перехода права собственности на них не всегда одинаковы.

Согласно ст.458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В тех случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Согласно ст.223 ГК РФ в момент исполнения обязанности продавца передать товар к покупателю переходит и право собственности на товары, если договором купли-продажи не предусмотрено иное.

В действующих бухгалтерских стандартах, в частности в ПБУ 5/98, регламентирующем учет товаров, в отношении материальных ценностей употребляется термин "принятие к учету". Поскольку на балансе организации учитывается имущество, являющееся ее собственностью, основанием для принятия его к бухгалтерскому учету является именно переход права собственности на него. Термин же "оприходование" - складской и должен употребляться в связи с фактическим принятием товарно-материальных ценностей на склад.

Приемка продукции по количеству проводится согласно Инструкции о приемке по количеству в следующие сроки:

1) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки;

2) продукции, поступившей в исправной таре:

- по весу брутто и количеству мест - в сроки, указанные в п.1;

- по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часов с момента получения продукции - при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта - во всех остальных случаях.

В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения проводится не позднее 30 дней с момента ее поступления на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления проводится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов с момента их поступления на склад получателя.

Приемка продукции по качеству и комплектности проводится на складе получателя согласно Инструкции о приемке по качеству в следующие сроки:

1) при иногородней поставке - не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;

2) при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя.

Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза приемка продукции осуществляется так же, как приемка по качеству.

Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров, проведенной ими в установленные сроки, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение 4 месяцев после получения товаров.

Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в этом случае в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции.

Одновременно с приемкой продукции по качеству проводится проверка комплектности продукции, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям стандартов, технических условий, особых условий, других обязательных для сторон правил или договора чертежам, образцам (эталонам).

Продукцию принимают лица, уполномоченные на это руководителем или заместителем руководителя организации-получателя.

Согласно п.20 Инструкции о приемке по количеству и п.22 Инструкции о приемке по качеству как представители для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные в вопросах определения количества, качества, комплектности подлежащей приемке продукции (представители общественности).

Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, как представители общественности организации-получателя выделяться не должны. В частности, не могут выделяться как представители общественности организации-получателя руководители организаций и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.

Представитель общественности организации-получателя или представитель другой организации может участвовать в приемке продукции у данной организации-получателя не более двух раз в месяц.

Для целей правильного исчисления и зачета НДС продавец обязан выписывать также счет-фактуру по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.

Кроме документов о передаче товара, перечисленных выше, поставщик обязан предоставить и другие документы, имеющие отношение к товару: паспорта качества, сертификаты соответствия и прочие документы.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если фактическое наличие товара в таре не проверяется, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Для оформления приемки товаров применяются следующие унифицированные формы первичной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132.

Форма N ТОРГ-1 применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора или контракта. Эту форму заполняют члены приемной комиссии, уполномоченные на это руководителем организации.

Формы N ТОРГ-2 и ТОРГ-3 применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, когда имеются количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Эти формы являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности от организаций транспорта и почтовых отправлений от организации связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи.

Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров, данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, акты приемки товаров по качеству и комплектности - в соответствии с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Эти акты заполняются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта "По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет".

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз.

Форма N ТОРГ-4 применяется для оформления приемки и оприходования фактически полученных товарно-материальных ценностей, поступивших без счета поставщика, т.е. для оформления любого поступления в организацию по фактическому наличию. Эта форма составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Один из экземпляров передается в бухгалтерию.

Форма N ТОРГ-5 применяется для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров в том случае, когда их не показывают отдельно в счетах поставщика, и их стоимость включена в цену товара.

Согласно Инструкции о приемке по количеству в случае обнаружения недостачи составляется акт о недостаче. Реквизиты, необходимые в таком акте, соответствуют реквизитам формы N ТОРГ-2. Эту же форму следует заполнять при обнаружении несоответствия принимаемых товаров по качеству и комплектности, а также при обнаружении скрытых недостатков продукции, так как она содержит все необходимые реквизиты в соответствии с Инструкцией о приемке товаров по качеству.

Для предъявления претензии к акту, составленному по форме N ТОРГ-2, должны быть приложены также другие документы, свидетельствующие о причинах недостачи или порчи качества товаров.

В соответствии с Инструкциями о приемке по количеству и качеству во всех случаях, когда при приемке груза от органов транспорта устанавливаются повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта (при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта).

Отметим, что согласно ст.796 ГК РФ документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и пр.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

В отношении товаров, ненадлежащее качество которых обнаружено потребителем после покупки их в магазинах, получатель (покупатель) вместо акта, указанного выше, должен представить изготовителю (отправителю):

1) заявление потребителя об обмене товара и заключение магазина с указанием наименования товара, его изготовителя (отправителя) и поставщика, цены товара, характера недостатков и причин их возникновения, времени продажи, обмена, ремонта товаров или возврата их стоимости;

2) документы, предусмотренные Правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, подтверждающие ненадлежащее качество товаров;

3) расписку потребителя об обмене товара или о получении его стоимости.

В случае обнаружения брака в процессе реализации товаров, при их несоответствии стандарту или согласованному образцу по качеству и некомплектности товаров они возвращаются поставщику с оформлением расходной накладной.

Если получатель (покупатель) принимает продукцию, переведенную в более низкий сорт, эта продукция в соответствии с актом о результатах приемки перемаркировывается за счет изготовителя (отправителя). В договоре должно быть предусмотрено, кто делает перемаркировку: изготовитель (отправитель) или получатель (покупатель). Данные затраты у стороны, понесшей их по договору, относятся на себестоимость (издержки обращения) по статье "Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров" (п.2.10 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения).

В случае предъявления претензии о возмещении разницы в стоимости продукции (уценки) в связи с ее переводом в более низкий сорт получатель обязан приложить к претензии документы, подтверждающие оприходование продукции фактически полученным сортом. Торгующие организации должны представить подписанную руководителем организации (или его заместителем) и главным бухгалтером справку о реализации продукции по цене того сорта, в который она переведена, или о проведенной переоценке, если продукция еще не реализована, а также справку за подписями тех же должностных лиц о перемаркировке продукции соответствующим сортом.

Особенностью приемки импортных товаров является то, что она должна осуществляться с участием эксперта организаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или органа, осуществляющего государственную экспертизу. При невозможности приемки товаров с участием эксперта или аварийным комиссаром приемка проводится получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Такой порядок предусмотрен п.6 Инструкции о приемке импортных товаров.

В соответствии с п.7 этой Инструкции по результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или акта приемки, составленного получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

Согласно п.9 названной Инструкции приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упаковке иностранного поставщика, проводится, как правило, на складе конечного получателя. Если товар поступил к конечному получателю от организации, вскрывшей тару или упаковку иностранного поставщика, то приемка проводится в соответствии с Инструкциями о приемке по количеству и качеству.

В соответствии с п.16 Инструкции о приемке импортных товаров рекламационный акт и другие документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров.

Как следует из п.2.1.10 указанных выше Методических рекомендаций, условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками.

В соответствии со ст.484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Такими случаями могут быть нарушение продавцом условий договора купли-продажи:

- о количестве поставляемого товара;

- об ассортименте этого товара;

- о качестве товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);

- о комплектности товара и невыполнении требования покупателя о доукомплектовании товара;

- о таре и (или) упаковке.

В силу ст.514 ГК РФ, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Поставщик должен вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.

Согласно п.3 ст.514 ГК РФ необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком. Вырученное от реализации товара передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю.

В тех случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

При доставке товара силами сторонней транспортной организации, с которой заключен договор перевозки либо продавцом, либо покупателем, есть некоторые особенности в последовательности действий в случаях отказа покупателя принять груз, которые регламентируются законодательными документами в области транспорта. Так, согласно разделу 7 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР 30 июля 1971 г., при городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном разделом 8 данных Правил, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе от приема груза, сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).

При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена договором, грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.


Продажа и отпуск товаров


Оформление и учет продажи товаров в торговой организации зависят от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли продаются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету.

Передача товаров от продавца к покупателю оформляется следующими товаросопроводительными документами:

- товарной накладной (форма N ТОРГ-12);

- накладной на отпуск материалов на сторону (форма N М-15, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);

- товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 - в случае доставки автомобильным транспортом);

- накладной на перевозку груза в универсальном контейнере (приведена в Правилах перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 27 мая 1999 г. N 8ЦЗ, - в случае доставки по железной дороге);

- коносаментом - при перевозке морским транспортом;

- авианакладной - при доставке воздушным транспортом;

- почтовой квитанцией - в случае отправки по почте.

Согласно Методическим рекомендациям в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик, выписывается счет-фактура по формам N 868, 868а.

В розничных организациях денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".

Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.

Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета. Товарный отчет составляют материально ответственные лица в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляют в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и подчистки не допускаются. Ошибки в товарных отчетах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные. Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью "Исправлено" и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.

Бухгалтер организации обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.

Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:

- подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;

- соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

- соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

- во всех ли первичных документах, приложенных к отчету, даты свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после нее;

- законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);

- наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

- полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

- правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

- соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета, данным первичных приходно-расходных документов;

- соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц;

- соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).

Если при проверке цен, таксировки или подсчетов бухгалтер выявляет ошибки, их исправляют корректурным способом; исправления заверяют подписью лица, выявившего ошибку, а об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.

Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров.


С.Р. Акчурина,

старший менеджер

фирмы "ФБК"


"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2001 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.