Крупнейшие российские аудиторско-консультационные фирмы в 2000 году (С.В. Пятенко, Т.Ю.Сапрыкина, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2001 г.)

Крупнейшие российские
аудиторско-консультационные фирмы в 2000 году


Список крупнейших отечественных фирм составляется в одиннадцатый раз и хорошо известен аудиторско-консультационному сообществу. На сей раз лидирующим партнером в этом проекте выступил журнал "Профиль". Все это время растет число фирм, представляющих сведения об основных результатах своей деятельности. Как всегда сведения для публикации заверяются самими аудиторско-консультационными фирмами, которые и несут ответственность за их достоверность. Представленные в списке фирмы направили информацию об итогах своей работы в 2000 и 1999 гг. Полученные данные позволили не только отразить текущую ситуацию, но и точнее оценить динамику происходящих процессов.

Рынок аудита-консалтинга в 2000 г. оказался одной из самых быстро развивающихся сфер отечественного бизнеса. Общая выручка 136 крупнейших российских фирм составила примерно 170% от уровня 1999 г., а в долларовом эквиваленте - более 150% от уровня 1999 г. Общие итоги работы крупнейших отечественных фирм в 2000 г. отражены в табл.1.


Лидеры


В последние годы достаточно ясно обозначилась группа крупнейших отечественных фирм. На первые 10 фирм приходится около 50% выручки всех крупнейших организаций, а на 50 фирм - уже около 90%. Такой высокий уровень концентрации существует уже несколько лет. Причем крупнейшие фирмы продолжают демонстрировать достаточно высокие темпы роста.

Практически половина списка крупнейших - московские фирмы. Москвичи доминируют в верхней части списка национальных лидеров аудита-консалтинга. Так, в первой тридцатке оказалось лишь 5 "иногородних": четыре фирмы из Санкт-Петербурга и одна из Новгорода. Это прежде всего отражает концентрацию бизнеса и интеллектуального потенциала в столице.


Федеральные округа - регионы


Лидерство москвичей обусловило преобладание фирм центрального федерального округа в списке крупнейших. Список лидеров этого округа практически полностью совпадает с общероссийским списком крупнейших. Поэтому их мы в особую таблицу не выделяем. Среди других округов по количеству представленных фирм (примерно полтора десятка) лидируют Северо-Западный и Приволжский округа. Но по объему выручки фирмы Северо-Западного округа значительно крупнее - их совокупная выручка практически в два раза больше. Далее с весьма сопоставимыми показателями следуют крупнейшие фирмы Южного, Сибирского и Уральского округов. Дальний Восток представлен всего тремя фирмами (подробнее см. табл. 2-7).


Стоимость


Стоимость услуг аудиторско-консультационной фирмы - один из самых важных вопросов для клиентов. В нашем распоряжении имеются цифры выручки, численности специалистов и фонда рабочего времени фирм в 1999-2000 гг. В мировой практике в среднем 60% времени, оплачиваемого клиентом, является очень хорошим показателем. Можно предположить, что на отечественных фирмах средняя загрузка специалистов составляет 50% общего фонда рабочего времени. Кроме того, из фонда рабочего времени необходимо вычесть объективные потери рабочего времени: отпуска, болезни и др. Исходя из этого мы провели свои расчеты стоимости одного часа работы отечественных аудиторов и консультантов в 1999-2000 гг. В целом ставки в этот период существенно не изменились. Диапазон показателей по отдельным фирмам, полученный в результате расчетов, составил от 3 до 83 дол. США в час. По таким данным пытаться определить среднее значение малоинформативно. Данные о лидерах аудита-консалтинга представлены в табл.8-18.

Клиент, желающий долгосрочного сотрудничества с аудиторами и консультантами, должен представлять себе, что он на самом деле приобретает. Поставщик профессиональных услуг продает квалификацию и время. Неразумно платить за это слишком много, но гораздо опаснее платить мало. Если вы переплачиваете, то зря теряете только небольшую часть денег. Когда вы недоплачиваете, рискуете очень сильно, потому что услуга, за которую вы заплатите, не сможет избавить вас от проблемы, решение которой вы хотели купить.

Высокое качество товаров и услуг требует существенных расходов по целому ряду направлений. Стоимость любых товаров и услуг во многом зависит от их качества. Аудит-консалтинг не исключение. Для стабильного обеспечения своих клиентов услугами высокого качества фирма должна регулярно осуществлять весьма значительные расходы. Попробуем разобраться в основных составляющих этих расходов.

1. Информационная поддержка. Профессиональная фирма вынуждена постоянно инвестировать существенные средства в развитие информационно-аналитической системы поддержки своей деятельности. Специалистам следует оперативно получать необходимую информацию по различным вопросам, возникающим в процессе работы.

2. Методологическая поддержка. Непрерывное совершенствование качества услуг требует методологической поддержки профессиональной деятельности и, следовательно, значительных расходов. Кроме того, регулярно требуются ресурсы на создание и освоение новых видов услуг.

3. Техническое обеспечение. Сотрудникам необходим персональный компьютер, на котором установлено современное лицензионное программное и информационное обеспечение. Это не только существенно повышает качество и скорость работы, но и позволяет снизить число привлекаемых к работе специалистов - техника заменяет людей.

4. Обучение и повышение квалификации персонала. Формирование и развитие команды высококвалифицированных профессионалов требует постоянных затрат на обучение и повышение квалификации (семинары, тренинги, стажировки и т.п.).

5. Привлечение высококвалифицированных специалистов. В настоящее время фирмы, оказывающие профессиональные услуги, ведут достаточно острую борьбу за светлые головы настоящих профессионалов. Причем аудиторско-консультационные фирмы конкурируют не только друг с другом, но и с финансово-бухгалтерскими и экономическими службами предприятий отечественного бизнеса. В крупнейших городах России в конкуренции за отечественные кадры участвуют и западные компании, включая фирмы "большой пятерки". Чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов, необходимо предлагать достойную плату за их труд.

6. Коммуникация и содержание офиса (желательно в деловом центре города). Оказание качественных услуг невозможно без наличия офиса, оснащенного высокотехнологичным оборудованием, современными средствами связи, компьютерной сетью, справочными системами и пр. Расходы на коммуникации, эксплуатацию и обновление офисной техники имеют постоянный характер.

7. Расходы на инфраструктуру. Крупная фирма несет достаточно существенные затраты на содержание инфраструктурных подразделений: бухгалтерии, охраны, секретариата, хозяйственной службы и др.

8. Налоги. Придерживаясь принятых во всем мире норм профессиональной этики, аудиторы и консультанты должны не только советовать своим клиентам быть законопослушными налогоплательщиками, но и сами стараться не нарушать законов при уплате налогов.

9. Специфика. В соответствии с общепризнанной мировой практикой очень хорошим уровнем загрузки в аудиторско-консультационном бизнесе считается 50-60%, т.е. около 40-50% времени специалиста уходит на подготовку к работе: изучение новых нормативных актов, повышение квалификации, освоение новых методик и техники аудита-консалтинга и т.п. Аудиторы и консультанты должны учитывать это обстоятельство при определении стоимости своих услуг.

Чрезвычайно низкая стоимость услуг должна настораживать потребителя. Ее могут предлагать "гиганты мысли", открывшие неведомые миру возможности снижения издержек, либо экономия идет за счет качества услуг, и потребитель получит непрофессиональные услуги или откровенную халтуру. Разумеется, единоразово можно "прогнуть" и высокопрофессиональную фирму, но рассчитывать на серьезные стабильные отношения в такой ситуации невозможно. Поэтому заказчик прежде всего должен оценить, насколько важна проблема, ради которой он приглашает аудиторов и консультантов.


Рынок на рубеже веков


История современного аудита в экономически развитых странах насчитывает около 150 лет. Российскому аудиту-консалтингу чуть больше 10 лет. Изучая 10-летний опыт, отчетливо понимаешь, сколь большой путь пройден: в этот период российский аудит-консалтинг эволюционировал очень быстро, зачастую за пару лет проходя путь, который во многих странах занял десятилетия. В результате сегодняшние отечественные лидеры по профессиональному уровню вполне сопоставимы с фирмами второго эшелона в экономически развитых странах, а лидеров развивающихся стран зачастую и превосходят.

Конечно, современный российский аудит-консалтинг далек от зрелости и совершенства. Пройденный путь позволил точнее оценить расстояние до лучших мировых образцов, которые имеют достаточно большие резервы для дальнейшего развития. Поэтому нет сомнений, что стремительно формирующаяся отечественная сфера деловых услуг будет продолжать существенно изменяться и профессионализироваться. В связи с этим авторы надеются, что аудиторско-консультационные фирмы и их клиенты будут не только увеличивать свои доходы, но и получать огромное удовольствие от участия в процессе эволюции аудита-консалтинга в России. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить аудиторские фирмы и общественные организации аудиторских фирм (в первую очередь Национальную федерацию аудиторов и консультантов - НФКА), которые считают своей задачей содействовать формированию позитивного имиджа аудиторского сообщества и активно помогать созданию наших списков.


С.В.Пятенко,

Т.Ю.Сапрыкина


"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2001 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение