АО "Н" осуществляет прямые поставки своего товара клиентам, часть из которых является предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Поставки осуществляются двумя способами: 1) путем передачи водителями - продавцами "Н" товара клиентам - ПБОЮЛ с получением от последних наличных денежных средств за товар, 2) путем выборки клиентами - ПБОЮЛ товара с арендованных АО "Н" складов также с использованием наличного расчета.
Необходимо ли применять контрольно-кассовые машины (ККМ) при расчетах с клиентами - ПБОЮЛ, учитывая положения п.3 Постановления ВАС РФ N 10 от 4 августа 1999 г.? Если применение ККМ необходимо, то имеется ли юридическая возможность избежать их применения или упростить расчеты с применением ККМ?
В соответствии со ст.1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 г. денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся с обязательным применением ККМ. При этом Законом не конкретизирован состав населения, на который распространяется действие норм данного Закона. Не содержит Закон и каких-либо исключений в отношении случаев, когда ПБОЮЛ, формально относясь к населению (т.е. к жителям страны), выступают не в качестве потребителей товаров (услуг), а как посредники при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
В то же время, если исходить из смысла Закона, названного выше, имеются основания для вывода о том, что сфера его применения относится к области розничной торговли. В частности, такой вывод был сделан в письме ГНИ по г. Москве от 8 сентября 1997 г. N 11-13/21380 "О применении контрольно-кассовых машин", в котором говорится, что вышеназванным Законом регулируются отношения купли-продажи товаров, возникающие между продавцом товара и населением в сети розничной торговли. По смыслу данного письма, Закон не затрагивает сферу оптовой торговли (как в Вашем случае).
Однако п.3 Постановления ВАС РФ от 4 августа 1999 г. N 10 дает иное, более широкое, толкование сферы применения данного Закона. В частности, указывается, что сферой действия Закона являются денежные расчеты с участием граждан, вне зависимости от того, с какой целью они совершают покупки. В этой связи судам при разрешении споров рекомендовалось иметь в виду, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись и с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом). Таким образом, судебная практика исходит из того, что при продаже товаров клиентам - ПБОЮЛ, вне зависимости от того, выступают ли они в качестве физических лиц - потребителей или роли предпринимателей-посредников, при расчетах с ними должна применяться ККМ.
Наряду с этим необходимо иметь в виду, что непосредственный контроль за соблюдением правил использования ККМ и наложение штрафных санкций за нарушение требований указанного Закона осуществляют налоговые органы (ст. 6 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 г.) в лице Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов. Поэтому с точки зрения правоприменительной практики имеет значение понимание ими норм Закона по данному вопросу.
Исходя из вышеназванных рекомендаций ВАС РФ со ссылкой на указанное Постановление N 10 от 4 августа 1999 г. УМНС России по г.Москве в ответ на поставленный перед ним вопрос: "Можно ли принимать наличные денежные средства у ПБОЮЛ при покупке ими товаров (работ, услуг) у организаций без применения ККМ?" - разъяснило, что "реализация товаров (работ, услуг) юридическим лицом - продавцом предпринимателю без образования юридического лица - покупателю осуществляется с применением контрольно-кассовых машин" (письмо N 30-12/9040 от 17 марта 2000 г.).
В то же время УМНС России по г. Москве является территориальным органом, подчиненным Министерству РФ по налогам и сборам. Министерство не высказывало своей позиции по данной проблеме.
В связи с этим для окончательного разрешения поставленного Вами вопроса рекомендуем обратиться за разъяснениями в Министерство РФ по налогам и сборам.
На основании изложенного, неприменение ККМ до получения положительного заключения МНС России считаем невозможным, вне зависимости от того, осуществляет ли АО "Н" продажу товара через водителей - распространителей или путем выборки с арендованных им складов.
Что касается второго вопроса, то можем сообщить следующее. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 743 (в редакции Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917) утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае оказания ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Пунктом 1 данного Перечня к таким организациям отнесены предприятия, организации, учреждения, их обособленные подразделения в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравненных к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
На данный момент законодательством не определена форма бланка строгой отчетности, который должен использоваться в описанной ситуации. Однако нужно отметить, что Минфином России утверждена форма бланка строгой отчетности в ситуации, сходной с описываемым случаем - для использования в денежных расчетах с населением, когда ККМ не может быть применена в связи с отключением электроэнергии. Данный бланк утвержден письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-35, его использование без применения ККМ в случае отключения электроэнергии подтверждено письмом Минфина России от 11 сентября 1998 г. N 16-00-17-86. Использование данного бланка технически возможно в рассматриваемом случае, поскольку он не привязан к специфике деятельности какого-либо предприятия, т.е. имеет универсальный характер. Кроме того, при распространении продукции через водителей - распространителей у АО "Н" имеются технические сложности по применению ККМ: по подключению к электроэнергии, в связи с отсутствием у водителей, основным родом деятельности которых является экспедиционная деятельность, специальных навыков по обращению с ККМ и т.д., что аналогично ситуации, при которой Минфин России рекомендует применять указанный бланк.
Однако прямое использование данного бланка АО "Н" может привести к разногласиям и спорам с налоговыми органами на предмет правомерности его использования в описанной Вами ситуации.
В связи с изложенным, предлагаем АО "Н" сделать запрос в Минфин России о возможности использования данного бланка.
О.М. Гусарева,
юрисконсульт фирмы "ФБК"
1 апреля 2001 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru