Использование в доменном имени чужого товарного знака является нарушением прав владельца товарного знака (Выпуск 8, апрель 2001 г.)

Использование в доменном имени чужого товарного знака
является нарушением прав владельца товарного знака


Многим пользователям сети Интернет известны случаи, когда отдельные недобросовестные лица используют в своем доменном имени чужой товарный знак, и, как правило, очень известной фирмы. Цель так называемого захвата доменного имени чаще всего одна - получение недобросовестным лицом экономической выгоды от продажи доменного имени собственнику товарного знака. Такое положение вещей стало возможно вследствие того, что вопрос, связанный с наименованием доменов в сети Интернет, законодательством не урегулирован.

Вместе с тем сейчас уже можно говорить о том, что проблема доменов наконец-то разрешена. А сделал это Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 16.01.01. N 1192/00 прямо указал на недопустимость использования в доменном имени чужого товарного знака.


* * *


Предприниматель заключил с Российским научно-исследовательским институтом развития общественных сетей (далее - РосНИИРОС) договор о регистрации в РФ доменного имени в сети Интернет в зоне RU в виде обозначения www.kodak.ru.

Однако корпорация "Истман Кодак Компани" (владелец товарных знаков в виде обозначения KODAK и комбинированного обозначения со словесным элементом "Kodak" в отношении классов товаров и услуг по Международной классификации товаров и услуг, указанных в них) обратилась в арбитражный суд с иском к предпринимателю о запрещении использовать товарный знак "Kodak", зарегистрированный на имя истца, в доменном имени сайта ответчика во Всемирной компьютерной сети Интернет и о публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.

Как считал истец, действия ответчика в данном случае являются нарушением его прав как владельца товарного знака.

В качестве третьего лица к участию в деле был привлечен РосНИИРОС, который как уполномоченный орган произвел регистрацию доменного имени.

Решением арбитражного суда, поддержанным апелляционной инстанцией, в удовлетворении искового требования корпорации было отказано. Федеральный арбитражный суд своим постановлением оставил судебные акты без изменения.

Отказывая правообладателю в защите исключительных прав, арбитражные суды сослались на отсутствие законодательного регулирования отношений, связанных с наименованием доменов в сети Интернет, а также на то, что доменное имя не является ни товаром, ни услугой, поэтому не подпадает под действие Закона РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках).

Изучив материалы дела, Президиум ВАС РФ вынесенные судебные акты отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом Президиум ВАС РФ руководствовался следующим.

Отсутствие в нормах Закона о товарных знаках прямого указания на то, что использование в доменном имени чужого товарного знака является нарушением прав владельца товарного знака, не препятствует признанию судом таких действий предпринимателя правонарушением.

Согласно статье 10. bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г.) запрету подлежат все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, продуктов либо промышленной или торговой деятельности конкурента.

Таким образом, выводы судов противоречат нормам названного Закона о товарных знаках, а также статье 10. bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Кроме этого Президиум ВАС РФ указал также, что при рассмотрении спора арбитражные суды не дали оценки действиям предпринимателя, умышленно зарегистрировавшего на территории РФ доменное имя, которое содержало не его наименование (либо иное средство индивидуализации) как участника экономического оборота, а обозначение "Kodak", т. е. товарный знак другого юридического лица.

Не исследовались судами вопросы о смешении доменного имени ответчика с товарным знаком истца и получении ответчиком возможности вследствие указанных действий привлекать на свою страницу в сети Интернет потенциальных покупателей товаров под товарным знаком "Kodak", поскольку товары и услуги истца и ответчика относятся к одному и тому же роду и виду, имеют общих потребителей и общий рынок сбыта.

Следовало также оценить вероятность получения предпринимателем экономической выгоды от посещения пользователями сети Интернет страницы с доменным именем www.kodak.ru, на которой размещалась информация о его магазине и о наличии в нем товаров, обозначенных товарным знаком "Kodak".

Вопрос о возможности квалифицировать такие действия как применение или иное введение в хозяйственный оборот чужого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо как проявление недобросовестной конкуренции судом не рассматривался.

Все эти вопросы суд должен будет исследовать при новом рассмотрении дела.


* * *


Доменное имя в сети Интернет представляет собой обозначение определенного ресурса в Интернет (например, страница, сайт или сервер), используемое вместо цифрового адреса. Основной функцией доменного имени является преобразование адресов IP (Internet protocol), выраженных в виде определенных цифр, в доменное имя для облегчения поиска и идентификации владельца информационного ресурса.

Юридическое или физическое лицо самостоятельно осуществляет выбор доменного имени и регистрирует его в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), на который возложены функции по контролю за выдачей доменных имен, определением порядка их использования, а также за организацией технического сопровождения и оплатой услуг по обеспечению функционирования в российском Интернет-пространстве.

Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов утверждены решением Координационной группы зоны.ru 23.01.2001.

Доменное имя используется в сети Интернет, которая представляет собой объединение компьютеров, соединенных друг с другом посредством телефонной либо иной связи. Как известно, с помощью сети Интернет можно передавать, получать информацию с одного компьютера на другой, обмениваться информацией.

В настоящее время возможности Интернет сети широко используются коммерческими организациями для продвижения своих товаров на рынок, для покупки и продажи товаров.

Современная коммерческая практика показала, что при выборе доменных имен в сети Интернет владельцы информационных ресурсов останавливаются на максимально простых и логичных именах (слово, группа букв и т.п.), которые обычно ассоциируются у потребителей непосредственно с конкретным участником хозяйственного оборота или его деятельностью.

Например, компания МТС (услуги сотовой связи) имеет доменное имя своей страницы в сети Интернет в виде обозначения www.mts.ru., агентство РосБизнесКонсалтинг - www.rbc.ru., газета "Московский комсомолец" - www.mk.ru. и т.д.

Пользователь Интернет, осуществляя поиск в сети необходимого ему лица или товара (работы, услуги), как правило, ориентируется на наименование доменов, разумно полагая, что, к примеру, на странице с доменным именем www.rostokino-lada.ru он, скорее всего, должен найти компанию по продаже автомобилей "Ростокино-Лада", а не какую-либо другую организацию.

Таким образом, доменное имя может служить средством индивидуализации как самого владельца домена, так и предлагаемых им на сайте товаров и услуг. Поэтому можно говорить о том, что отдельные доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Именно таким доменным именем является и www.kodak.ru., так как в его наименовании использован товарный знак компании "Кодак".

С целью исключить возможное нарушение прав на торговую марку, равно как и конфликтные ситуации, возникающие при использовании доменного имени, в Регламент были внесены положения о том, что лицо, для которого регистрируется домен, несет ответственность за выбор доменного имени (преамбула Регламента).

Под товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) понимаются обозначения, способные отличить соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (ст.1 Закона о товарных знаках).

Закон устанавливает, что в качестве товарных знаков могут выступать: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (п.1 ст.5 Закона о товарных знаках).

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и композиции линий, фигур.

К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера - изобразительных, словесных, объемных и т.д. К другим обозначениям, предусмотренным п.1 ст.5 Закона о товарных знаках, относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения.

Корпорация, как было указано выше, являлась владельцем зарегистрированных товарных знаков в виде обозначения KODAK и комбинированного обозначения со словесным элементом "Kodak" в отношении классов товаров.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый (зарегистрированный) товарный знак без разрешения его владельца.

Использованием товарного знака считается его применение на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах или их упаковке.

Аналогичные положения закреплены и в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где сказано, что подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, продуктов либо промышленной или торговой деятельности конкурента (ст.10.bis Парижской конвенции).

Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (п.2 ст.4 Закона о товарных знаках).

В случае нарушения прав владельца товарного знака последний может обратиться в суд с требованием к правонарушителю о прекращении незаконного использования товарного знака и взыскании причиненных убытков (ст.46 Закона о товарных знаках).

Отметим, что правонарушитель в данном случае будет нести не только гражданско-правовую ответственность, но может быть привлечен еще и к уголовной ответственности на основании ст.180 УК РФ.

Как указал Президиум ВАС РФ, суд не исследовал вопрос о наличии в действиях предпринимателя признаков недобросовестной конкуренции, что и послужило одним из оснований направления дела на новое рассмотрения.

Понятие недобросовестной конкуренции содержится в ст.4 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).

Согласно этой статье недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Примерный перечень действий, которые могут квалифицироваться как недобросовестная конкуренция, приведен в Законе о конкуренции.

Там, в частности, сказано, что действия по самовольному использованию товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта признаются недобросовестной конкуренцией (ст.10 Закона о конкуренции).

Деятельность недобросовестного конкурента влечет за собой различные негативные последствия для других, добросовестных конкурентов и, что самое главное, может явиться причиной возникновения у них убытков.

Лицо, пострадавшее от недобросовестной конкуренции, может обратиться в суд с иском о пресечении действий недобросовестного конкурента и возмещении причиненных ему убытков (статьи 12 и 15 ГК РФ). При этом ему необходимо помнить следующее.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст.15 ГК РФ).

Иными словами, убыток - это выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого лица.

По общему правилу, закрепленному в ст.15 ГК РФ, убытки должны возмещаться в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Правило о том, что убытки должны возмещаться в полном объеме, означает, что нарушитель обязан возместить пострадавшему и реальный ущерб, и упущенную выгоду.

Следует отметить, что в случае если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы (ст.15 ГК РФ).

Для взыскания убытков лицу, требующему их возмещения, придется в силу ст.53 АПК РФ доказать в суде следующие факты:

во-первых, что со стороны ответчика действительно имела место недобросовестная конкуренция;

во-вторых, наличие у себя убытков (расходов) и их реальный размер. Для этого истец должен будет представить суду обоснованный расчет понесенных убытков;

в-третьих, наличие причинной связи между понесенными убытками и совершенным ответчиком правонарушением.

Только доказав все вышеперечисленные факты и представив обоснованный расчет причиненных недобросовестным конкурентом убытков, потерпевшее лицо будет вправе рассчитывать на положительное для себя решение суда.


В. Мешалкин

АКДИ "Экономика и жизнь"


Выпуск 8, апрель 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение