Федеральные органы налоговой полиции в системе государственного финансового контроля (Н. Долгих, "Финансовая газета", N 23, июнь 2001 г.)

Федеральные органы налоговой полиции в системе
государственного финансового контроля


Налоговый кодекс Российской Федерации коренным образом изменил государственную систему администрирования и контроля по соблюдению налогового законодательства. Установлены концептуальные нормы по количеству и срокам проведения проверок налогоплательщиков, по порядку рассмотрения актов налоговых проверок и принятия решений по ним, по процедурам взыскания налоговых санкций и мерам ответственности за налоговые правонарушения.

Важнейшей правовой нормой становится положение о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Особенность работы федеральных органов налоговой полиции заключается в ее правоохранительной направленности, имеющей целью выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений и преступлений.

Правовое поле предоставляет право органам налоговой полиции в отличие от налоговых органов осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и на их основе организовывать проверки налогоплательщиков в рамках ст.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а также документальные проверки в полном объеме в рамках возбужденных уголовных дел по постановлениям следователей федеральных органов налоговой полиции и других правоохранительных органов на основании УПК РСФСР.

При этом сфера интересов налоговых полицейских начинается с определенных пределов: для юридического лица - 1 000 МРОТ и выше; для физического лица - от 200 МРОТ и выше неуплаченных сумм налогов. Если при проверках выявляются меньшие суммы, то такие материалы передаются налоговым органам для принятия решения в рамках их полномочий.

Особо следует выделить такую форму проверок, как участие сотрудников федеральных органов налоговой полиции в выездной налоговой проверке, проводимой налоговым органом. Если по результатам этих проверок, равно как и самостоятельных, будут выявлены факты неуплаты налогов в крупных и особо крупных размерах, то акты проверок направляются в соответствующие подразделения федерального органа налоговой полиции для принятия процессуального решения. По данным материалам с учетом доказательственной базы может быть принято решение о возбуждении уголовного дела.

Необходимо отметить, что привлечение организации к налоговой ответственности в виде штрафов и санкций не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов и пени, а должностных лиц при наличии соответствующих оснований - от административной или уголовной ответственности.

К сожалению, практика проверок, проводимых федеральными органами налоговой полиции самостоятельно, и выездных налоговых проверок с участием сотрудников федеральных органов налоговой полиции говорит о массовом нарушении налогоплательщиками правил ведения бухгалтерского учета и, как следствие, - налогового законодательства.

Особенно распространенными формами уклонения от уплаты налогов является использование двойной бухгалтерии, неотражение в учете хозяйственных операций, фиктивных сделок, а также использование всевозможных схем ухода от уплаты налогов и минимизация налогооблагаемой базы.

В этой связи органы налоговой полиции не оставляют без внимания происходящие процессы, идут накопление информации, ее расшифровка, формирование своих позиций, в том числе оперативным путем. Многие противоправные схемы тщательно проанализированы, и определены методы их выявления; организовано их последующее документирование.

В прошлом году более чем в 80% организаций, проверенных органами налоговой полиции, установлены налоговые правонарушения и преступления на общую сумму более 32 млрд руб. Возбуждено 22 тыс. уголовных дел, в основном на руководителей и главных бухгалтеров организаций. 90% проверок, проводимых федеральными органами налоговой полиции, заканчиваются выявлением сокрытых сумм налогов в крупных и особо крупных размерах.

Особую сложность в работе органов федеральной полиции составляют "фирмы-призраки", однодневки. Включение в противоправную схему подставной фирмы влечет отражение мнимой хозяйственной операции, дает возможность производить налоговые вычеты, увеличивать затраты. От таких фирм страдают и честные предприниматели.

Для них заключение договоров и осуществление хозяйственных операций с подобными фирмами заканчиваются возникновением безнадежной к взысканию задолженности и в конечном счете убытком.

Нынешняя система регистрации юридических лиц привела к тому, что более 50% общего числа поставленных на учет налогоплательщиков не представляют налоговую отчетность или сдают нулевые отчеты и балансы.

Зачастую поиск руководителей подобных организаций заканчивается выявлением учредителей, не имеющих никакого отношения к этим фирмам.

Многие затронутые в данной статье вопросы могут быть решены в законе о государственной регистрации, проект которого в настоящее время обсуждается.


Н. Долгих,

начальник Главного управления

документальных проверок ФСНП России


"Финансовая газета", N 23, июнь 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.