Страхование в системе управления риском (О. Бирючев, "Финансовая газета", N 23, июнь 2001 г.)

Страхование в системе управления риском


С точки зрения различных субъектов страхования (в первую очередь страховщика и страхователя) страхование выполняет разные функции, служит разным целям. Для страховщика страхование является деятельностью, направленной на формирование денежных фондов (страховых резервов) из сравнительно небольших по размеру взносов большого количества страхователей, потенциально несущих риск убытков в результате наступления определенных событий (страховых случаев). За счет этих фондов страховщик возмещает относительно большие по размеру убытки небольшому количеству страхователей, для которых произошла реализация риска (наступил страховой случай). Другими словами, страховщик путем формирования денежных фондов производит перераспределение ущерба от небольшого числа реализовавшихся неблагоприятных событий (убытков) между многими носителями риска возможного наступления таких событий. Это определение относится к страхованию иному, чем страхование жизни, поэтому в данной статье мы будем рассматривать только рисковые виды страхования, в основном страхование имущества и ответственности.

Точку зрения страховщика отражает и определение, данное в Законе Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 (ред. от 20.11.99 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации": "Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)".

Однако с позиции страхователя страхование служит совсем иным целям. Для конкретного лица, несущего риск убытков, неважно, за чей счет они будут возмещены. Для него имеет значение лишь факт того, что его имущественные интересы при наступлении определенных событий будут защищены, т.е. страхование выступает как один из методов управления риском. При этом под риском подразумеваются не только возможное наступление неблагоприятного события, но и его последствия, а под управлением риском - возможность влиять не только на наступление такого события, но и на последствия его наступления.

Итак, с точки зрения страхователя и страховщика страхование выполняет разные функции, поэтому и подходы к определению стоимости страхования различаются.

Страховщик, желая обеспечить свою финансовую устойчивость, уменьшить расходы на ведение дела и получить прибыль, стремится к увеличению размера страхового взноса, а страхователь - к уплате минимально возможной суммы. Таким образом, страхование подчиняется тем же законам ценообразования, что и иные товары и услуги. Следовательно, имеет смысл ввести понятие рыночной (действительной) стоимости страхования.

Действительная стоимость страхования - наиболее вероятная цена (величина страхового взноса), по которой данный объект страхования может быть застрахован на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине страхового взноса не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. если:

одна из сторон сделки не обязана страховать объект страхования, а другая сторона не обязана принимать его на страхование;

стороны страхования достаточно осведомлены об объекте страхования и действуют в своих интересах;

объект страхования представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

страховой взнос представляет собой разумную плату (вознаграждение) за страхование и принуждения к совершению сделки в отношении сторон страхования с чьей-либо стороны не было;

страховой взнос выражен в денежной форме.

Главной практической особенностью страхования по действительной стоимости является то, что при достаточно большом количестве таких договоров страхования уровень выплат (отношение общего размера выплат страхового возмещения и/или обеспечения к общему размеру страховых премий) будет равен размеру доли основной части нетто-ставки (без учета рисковой надбавки) в структуре тарифной брутто-ставки по каждому конкретному виду страхования.

Предлагаемое определение сходно с определением рыночной стоимости, приведенным, в частности, в Федеральном законе от 29.07.98 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Страхование - это один из видов финансовых услуг, стоимость которых может и должна оцениваться. Говоря в дальнейшем о цене страхования (размере страховой премии), мы будем иметь в виду страхование именно по действительной стоимости.

Страхование является одним из признанных способов управления риском, но отнюдь не единственным. На наш взгляд, все способы управления риском условно можно подразделить на экономические и неэкономические. К первой группе помимо страхования относятся диверсификация, концентрация, иммунизация, самострахование, а также хеджирование, ко второй - превентивные меры по защите имущества (такие, как установка пожарных и охранных сигнализаций, применение программных и аппаратных средств защиты информации) и т.д. Выбор конкретных методов зависит от многих факторов: характер потенциальной опасности (риска), характер и размер возможных убытков и др. В любом случае выбор стратегии управления риском опирается на экономическую целесообразность тех или иных методов в конкретных условиях. Так, диверсификация и концентрация являются эффективными при управлении риском, связанным с отклонениями во временной структуре процентных ставок, но не могут использоваться при необходимости снижения степени риска от общих изменений уровня процентных ставок.

Рассмотрим более подробно еще один, близкий к страхованию, метод управления риском - хеджирование. К хеджированию чаще всего относятся методы управления, направленные на смягчение (уменьшение) неблагоприятных последствий колебания цены путем купли-продажи форвардных контрактов (фьючерсов, опционов).

Хеджирование - это сведение к минимуму риска потерь или уменьшения прибыли из-за неблагоприятного изменения цен путем заключения договоров на равную сумму, но противоположных позиций в текущих и срочных операциях. Оно производится в дополнение к обычной коммерческой деятельности промышленных и торговых фирм или финансовых операций банков, страховых компаний и т.д. и завершается покупкой или продажей фьючерсных контрактов.

Следует отметить, что всем методам управления риском присущ ряд особенностей.

Прежде всего непосредственной целью этих методов никогда не является получение прибыли (источник прибыли - основная производственная деятельность). Во-вторых, для управления риском так или иначе требуются определенные денежные затраты. В-третьих, программы управления риском очень редко (из-за больших затрат) ставят своей целью полностью устранить риск, чаще всего они разрабатываются для перевода риска из неприемлемых форм в приемлемые. Между различными методами часто проявляется сходство, например хеджирование напоминает страхование (уплатив премию при покупке опциона типа "пут", как и страхового полиса, его владелец получает возмещение при неблагоприятном развитии ситуации и теряет премию при ее нормальном развитии). Однако между этими методами есть много существенных различий, в первую очередь экономического и правового характера.


Развитие страхования


Развитие страхования характеризуется прежде всего динамикой его базовых показателей, т.е. распределением страховых взносов, страховых сумм и страховых выплат по видам страхования, а также по типам страхователей (физические и юридические лица). Другими словами, с развитием страхования изменяются состав предлагаемых страховых услуг, доли в страховом портфеле различных видов страхования, а также количественные соотношения между типами страхователей. Эти изменения могут происходить по двум причинам. Первая причина ("административная") - изменение нормативной базы страхования. Так, если до введения обязательного страхования гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" договоры страхования по этому виду носили единичный характер, то в настоящее время этот рынок только на территории Московской области оценивается в несколько десятков миллионов рублей. Вторая причина ("рыночная") - непрерывное воздействие на страхование экономических факторов. Эта причина наиболее интересна для исследования, поэтому рассмотрим ее влияние более подробно.

К рыночным факторам, влияющим на развитие современного страхования, можно отнести оптимизацию, хеджирование и "портфельный" подход.

Оптимизация напрямую связана с тем фактом, что, с одной стороны, при страховании невозможно обойтись без определенных затрат, с другой - существует возможность влияния на размер этих затрат путем выбора степени приемлемости риска и условий страхования.

Среднестатистический размер страхового возмещения, получаемого страхователем при страховании по действительной стоимости, соответствует основной части нетто-ставки, которая по разным видам страхования у различных компаний находится, как правило, в пределах 40-80% брутто-ставки. Оставшаяся часть идет на покрытие страховой компанией своих затрат, создание различных резервов и получение прибыли. В связи с этим введем понятие убытков от страхования (для страхователя), определив их как среднестатистическую разницу между уплаченными страховыми премиями и полученными страховыми возмещениями (обеспечением). Их основная особенность заключается в том, что независимо от выбора условий страхования (страховые риски, франшиза, пропорциональность страхования) доля убытков (в процентном выражении) от страхования в брутто-ставке остается неизменной. Следовательно, для уменьшения убытков от страхования необходимо снизить размеры брутто-ставки. Существует несколько способов снижения размера брутто-ставки. Одним из них является франшиза - простейший пример оптимизации.

Под франшизой в страховании понимается условие, при котором страховщик освобождается от выплаты всего страхового возмещения (обеспечения) или его части. Франшизу (условную, безусловную и исчезающую) можно установить в натуральных величинах, днях, денежном выражении и процентах от страховой суммы или размера убытка (в последнем случае - за исключением условной франшизы).

Кроме того, франшиза может быть установлена на каждый страховой случай или на весь договор страхования (по кумуляции убытков).

В качестве примера применения франшизы для оптимизации расходов на страхование рассмотрим безусловную франшизу, установленную на весь договор страхования. Анализ показал, что при небольшой франшизе максимально возможный убыток страхователя (т.е. сумма страховых взносов и франшизы) оказывается меньше страхового взноса при отсутствии франшизы, что означает выгодность ее использования для клиента. Однако в дальнейшем при росте франшизы максимально возможный убыток страхователя начинает возрастать.

В страховании ответственности, вследствие того что возможный размер ущерба, причиненного имущественным интересам третьих лиц, практически неограничен, способы оптимизации несколько иные. В частности, установление франшизы практикуется при страховании ответственности довольно редко, хотя ее применение может оказаться весьма эффективным. Например, при страховании автогражданской ответственности в случае установления страховой суммы (лимита ответственности) в 10 млн руб. и франшизы в 1 млн руб. страховой взнос будет значительно ниже, чем в случае установления страховой суммы в 1 млн руб. без франшизы. Однако многие виды страхования ответственности из-за их большой социальной значимости являются обязательными, применение франшизы не допускается, а следовательно, невозможна и оптимизация с ее использованием.

Таким образом, использование франшизы для оптимизации затрат на страхование иллюстрирует возможность поиска компромисса между затратами на управление риском и степенью приемлемости риска. Говоря о степени приемлемости риска, введем еще одно понятие.

Катастрофический убыток - материальный убыток, следствием которого явилось значительное сокращение или полная остановка производства, финансовой или иной деятельности организации, понесшей такой убыток, а также значительное ухудшение условий жизни физического лица. При этом быстрое восстановление прежнего уровня производства, финансовой или иной деятельности, а также условий жизни невозможно без привлечения значительных заемных средств.

Чтобы свести к минимуму убытки от страхования, сохранив при этом степень риска в приемлемой форме, необходимо установить франшизу, при которой максимально возможный убыток страхователя будет равным минимальному катастрофическому убытку или, что то же самое, максимальному некатастрофическому убытку.

Для оптимизации могут быть использованы помимо франшизы и иные инструменты, например выбор "нужных" страховых рисков. Так, при страховании некоторых видов имущества можно отказаться от риска повреждения водой (паром), если для данного имущества убытки не могут превысить определенную сумму, которую страхователь в состоянии покрывать самостоятельно. Целесообразно комбинировать различные инструменты управления риском для достижения максимального экономического эффекта. Следует отметить, что оптимизация на основе франшизы используется страховщиками в перестраховании (так называемое перестрахование на базе эксцедента убытка).

Оценка влияния возможности катастрофического убытка на страхование позволяет сделать несколько выводов. Чем меньше оборот юридического лица, тем больше оно нуждается в страховании. С увеличением оборота растет и размер катастрофического убытка, а следовательно, на каком-то его уровне отпадает необходимость страхования от определенных рисков.

Аналогичные рассуждения верны и для физических лиц, поэтому, несмотря на то что сегодня страховщики предпочитают страховать риски юридических лиц, будущее - за страхованием физических лиц.

Говоря о хеджировании и его влиянии на развитие современного страхования, следует иметь в виду несколько иное определение понятия, чем приведенное выше. В последнее время хеджированием называют также приемы, направленные на оптимизацию и сокращение расходов на классическое страхование путем создания или поиска ситуаций, аналогичных классическому хеджированию, ситуаций, когда один и тот же фактор, приносящий серьезные убытки, одновременно способствует возникновению положения, позволяющего получить прибыль, компенсирующую убытки.

Одно из реальных событий, позволившее обнаружить подобный "естественный хедж", - это землетрясение 1994 г. в Калифорнии, которое среди прочего разрушило незастрахованные опоры линии связи в г.Сан-Андреас. Убытки коммуникационной компании - владельца этой линии связи, вызванные этими разрушениями, оказались компенсированы непредвиденными дополнительными доходами, полученными компанией вследствие резкого роста объема телефонных переговоров с пострадавшим от бедствия регионом.

Причиной хеджирования (как и оптимизации) является желание избежать ненужных затрат. Но это не означает, что предприятия и организации будут стремиться полностью отказаться от страхования. Однако на смену традиционным страховым продуктам придут новые (и не только страховые, но и консалтинговые), сочетающие страхование и иные приемы управления рисками предпринимателя.

Логичным продолжением оптимизации и хеджирования стало явление, условно названное "портфельным" подходом. Любой предпринимательской деятельности присущи опасности (риски), неблагоприятные последствия которых могут не только нанести экономический ущерб предпринимателю, но и поставить под вопрос само существование предприятия, привести к банкротству (изменения конъюнктуры, стихийные бедствия и др.). Естественно, предприниматель стремится свести к минимуму эти неблагоприятные последствия. Но стандартные страховые продукты уже не могут дать полной защиты от всех рисков. Поэтому некоторые консалтинговые компании уже сегодня создают "портфельные" модели управления риском, т.е. модели, рассматривающие все риски, компании в совокупности, в качестве разных частей единого целого. Такой подход для предпринимателя наиболее интересен. Для страховщиков "портфельные" модели могут повлечь серьезные потери, так как в "портфельной" модели не всегда используется традиционное страхование. Поэтому они должны включать в них принципиально иные продукты. Следует отметить, что "портфельный" подход защиты от рисков не дает, он лишь позволяет определить совокупный риск компании, который (как и любой другой риск) может и должен быть застрахован. "Портфельная" модель предусматривает качественную оценку риска, количественную оценку (определение стоимости страхования) должны делать страховые компании. Этот подход также уже давно используется страховщиками в перестраховании (так называемое перестрахование на базе эксцедента убыточности).

Безусловно, такой подход к страхованию рисков как потребует разработки принципиально новых страховых продуктов, так и повлечет новые требования к квалификации персонала страховых компаний, а значит, перестройку работы компаний, и те из них, которые окажутся наиболее гибкими в отношении этих перемен, и будут лидерами страхового рынка.


О. Бирючев

САО "Росгосстрах-Подмосковье"


"Финансовая газета", N 23, июнь 2001 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.