Переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности вновь созданных организаций (Л. Гурьяков, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2001 г.)

Переход на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности вновь созданных организаций


Налогоплательщик должен вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать налог, а также представлять в налоговые органы в установленном порядке декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать. Установленная законодательством обязательная для всех хозяйствующих субъектов система, в рамках которой налогоплательщик исполняет указанные обязанности, условно называется общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности (далее - общепринятая система).

Отдельным категориям налогоплательщиков предоставлено право в установленных законом случаях уплачивать налоги в целях налогообложения, вести учет и представлять отчеты по упрощенной системе. Федеральный закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности (далее - упрощенная система) для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с общепринятой системой, и указанным субъектам предоставляется право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к общепринятой системе.

Законом N 222-ФЗ установлены общие основания и условия перехода на упрощенную систему. В ст.2 Закона указаны основания для перехода на упрощенную систему.

Это требования, предъявляемые к виду деятельности субъекта малого предпринимательства, предельной численности работающих для организаций и предельному размеру совокупной валовой выручки.

Пунктом 4 ст.5 Закона N 222-ФЗ установлены условия выдачи патента:

1) общее число работников, занятых в организации, не должно превышать установленной предельной численности;

2) отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

3) своевременное представление необходимых расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

В соответствии с п.3 ст.2 Закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему в том случае, если в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором подано заявление на право применения такой системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на первый день квартала, в котором подано заявление.

Если в результате рассмотрения налоговым органом заявления налогоплательщика о переходе на упрощенную систему, а также иных материалов налоговый орган устанавливает, что на момент подачи заявления финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиком не велась, то информация о том, превысил ли совокупный размер валовой выручки налогоплательщика установленный предел в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы, отсутствует.

Налоговые органы г. Москвы при вынесении решения о выдаче патента руководствуются разъяснениями, приведенными в письме Управления МНС России по г. Москве от 4.02.2000 г. N 03-08/2239 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Согласно данному письму субъект малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему при соблюдении всех условий, предусмотренных Законом N 222-ФЗ. В частности, в этом письме к условиям, соблюдение которых для перехода на упрощенную систему обязательно, относятся перечисленные в Законе N 222-ФЗ основания. В связи с этим отсутствие информации о совокупном размере валовой выручки в отдельных случаях налоговыми органами расценивается как несоблюдение всех обязательных условий для перехода на упрощенную систему. В результате налоговый орган выносит решение об отказе в выдаче патента на право применения упрощенной системы. Формально налогоплательщиком для перехода на упрощенную систему не подтвержден тот факт, что размер валовой выручки в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы, не превысил установленного предела.

Однако из общего порядка перехода на упрощенную систему есть исключение, и оно связано с переходом на эту систему вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (далее - вновь созданная организация).

Согласно п.3 ст.2 Закона N 222-ФЗ вновь созданные организации, подавшие заявление на право применения упрощенной системы, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Таким образом, законодательством установлен льготный режим перехода на упрощенную систему вновь созданных организаций, и требования, изложенные в письме Управления МНС России по г. Москве N 03-08/2239, к переходу на упрощенную систему вновь созданных организаций не относятся.

Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлены основания приобретения коммерческой организацией статуса субъекта малого предпринимательства. Эти основания связаны прежде всего с составом уставного капитала и числом работников. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъект малого предпринимательства получает право перейти на упрощенную систему с момента его регистрации или с момента приобретения статуса субъекта малого предпринимательства при наличии оснований и соблюдении условий, установленных законодательством. Упрощенная система установлена в рамках государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Если вновь созданные организации приобретают статус субъекта малого предпринимательства в процессе их регистрации, то до начала ведения финансово-хозяйственной деятельности для них доступны обе системы налогообложения, учета и отчетности. В этом заключается принципиальное отличие вновь созданных организаций от налогоплательщиков, приобретающих статус субъекта малого предпринимательства и основания для перехода на упрощенную систему в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему с общепринятой, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования льготы вновь созданной организацией связан именно с этим выбором, т.е. с реализацией субъектом малого предпринимательства права на использование упрощенной системы. Намерение использовать такую систему должно быть выражено путем подачи заявления о выдаче патента на ее использование.

Если субъект малого предпринимательства не использует право на переход на упрощенную систему, ведет учет, намерен сдавать отчетность и уплачивать налоги в рамках общепринятой системы, данное обстоятельство может быть установлено налоговым органам только при представлении первой же после его регистрации налоговой или бухгалтерской отчетности (далее - отчетность). При этом если субъект малого предпринимательства не заявляет об использовании упрощенной системы, то считается, что он ведет учет в рамках общепринятой системы и обязан в установленном порядке представлять отчеты и уплачивать налоги.

Законодательство о налогах и сборах, а также о бухгалтерском учете устанавливает конкретные сроки представления бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и уплаты налогов в рамках общепринятой системы налогообложения, учета и отчетности.

Первым отчетом, который налогоплательщик сдает в рамках общепринятой системы, является отчет, представляемый по окончании первого налогового периода. В соответствии со ст.163 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Согласно ст.143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Субъект малого предпринимательства является плательщиком налога на добавленную стоимость и независимо от фактического осуществления им финансово-хозяйственной деятельности несет связанные с этим обязанности, в том числе обязанность представлять налоговые декларации по данному налогу.

В то же время налоговым периодом может быть квартал - для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб. В соответствии с п.6 ст.174 НК РФ указанные налогоплательщики вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Таким образом, в том случае, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж в месяце, в котором налогоплательщик зарегистрирован, превышает 1 млн руб., налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость уже по истечении первого месяца. Если эта сумма не превышает 1 млн руб. по результатам первого месяца, в котором налогоплательщик был зарегистрирован, он не обязан отчитываться по результатам этого месяца. Следовательно, для такого налогоплательщика первым налоговым периодом является квартал.

Если налогоплательщиком по результатам деятельности за один месяц установлено, что налоговым периодом для него является квартал, но в следующем месяце того же квартала сумма выручки превышает 1 млн руб., налогоплательщик должен отчитаться за данный месяц, а также за предшествующий месяц того же квартала, за который он не отчитывался.

Для субъекта малого предпринимательства, который не ведет финансово-хозяйственную деятельность, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж в месяц не превышает 1 млн руб., следовательно, первым налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость будет квартал.

Как правило, квартал является первым периодом, по окончании которого субъект малого предпринимательства обязан представить бухгалтерскую отчетность и соответствующие налоговые декларации.

Как уже указывалось, согласно п.4 ст.5 Закона N 222-ФЗ одним из условий выдачи патента является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период и своевременное представление необходимых расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период. Если по истечении срока представления отчетности в рамках общепринятой системы субъект малого предпринимательства отчетность за первый квартал не представил, он не вправе перейти на упрощенную систему. В том случае, если субъект малого предпринимательства представил отчетность за указанный период, значит, он сделал выбор в пользу общепринятой системы налогообложения, учета и отчетности. Следовательно, субъект малого предпринимательства теряет преимущество перед налогоплательщиками, приобретающими право перейти на упрощенную систему в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Законодательством не установлены критерии отнесения субъектов малого предпринимательства к вновь созданным организациям. Однако на основании изложенного можно сделать вывод о том, что статус вновь созданной организации субъект малого предпринимательства теряет с момента истечения срока, установленного для представления отчетности за первый квартал, в котором он был зарегистрирован. В связи с этим перейти на упрощенную систему в порядке, установленном для вновь созданных организаций, субъект малого предпринимательства вправе в том случае, если он заявил об этом до истечения срока представления отчета и уплаты налогов по результатам работы за первый квартал. В противном случае субъект малого предпринимательства обязан представить отчет и уплачивать налоги в рамках общепринятой системы налогообложения, учета и отчетности.

Если субъект малого предпринимательства заявил о переходе на упрощенную систему до истечения срока представления отчетности за квартал, в котором он зарегистрирован и за который обязан отчитываться по общепринятой системе, отказ налоговых органов в выдаче патента неправомерен.

В соответствии с п.1 ст.5 Закона N 222-ФЗ патент выдается сроком на один календарный год. В связи с этим следует различать два понятия - календарный год, в котором субъект малого предпринимательства был зарегистрирован, и год с момента его регистрации.

Возможен вариант, при котором субъект малого предпринимательства подает заявление о переходе на упрощенную систему после того, как им сдана в установленном порядке отчетность по общепринятой системе налогообложения, учета и отчетности за истекший квартал, в котором он был зарегистрирован, либо за один или несколько следующих кварталов. При этом год с момента регистрации субъекта малого предпринимательства, в котором он был зарегистрирован, не истек. В данной ситуации субъект малого предпринимательства в целях применения рассматриваемого Федерального закона уже не является вновь созданной организацией.

После представления отчетности по истечении первого квартала субъект малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему на общих основаниях при условии, что в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором подано заявление, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил установленного предела.

Субъект малого предпринимательства вправе заявить о переходе на упрощенную систему и по окончании календарного года, в котором он был зарегистрирован, и перейти на упрощенную систему на общих основаниях. При этом валовой выручкой, полученной в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы, будет выручка, полученная в календарном году, в котором субъект малого предпринимательства был зарегистрирован.

Согласно разъяснениям Управления МНС России по г. Москве от 18.03.96 г. N 11-13/4527 факт существования субъекта малого предпринимательства менее года к моменту подачи заявления на выдачу патента не может служить основанием для отказа в его выдаче, если субъектом соблюдены все условия, предусмотренные п.4 ст.5 Закона N 222-ФЗ.

Существует мнение, что субъект малого предпринимательства в любое время в течение календарного года может заявить о переходе на упрощенную систему. Из этого следует, что такой субъект считается вновь созданной организацией до тех пор, пока по результатам осуществления финансово-хозяйственной деятельности нельзя будет определить совокупный размер валовой выручки за год, предшествовавший кварталу, в котором подано заявление на право применения упрощенной системы. С этой позиции подача субъектом малого предпринимательства заявления о переходе на упрощенную систему и переход на нее в качестве вновь созданной организации по истечении одного или нескольких отчетных периодов, но до истечения года, в котором произошла регистрация, являются правомерными.

Согласно ст.14 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. В соответствии с п.4 ст.1 Закона N 222-ФЗ организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформлять первичные документы бухгалтерской отчетности и вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных Положением о ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, законодательством о налогах и сборах в отношении разных налогов установлены разной продолжительности налоговые периоды. Самый продолжительный из них - год. До тех пор пока налогоплательщик не представил отчетность по истечении отчетного периода, каковым является календарный год, а также не исчислил и не уплатил по истечении самого продолжительного налогового периода налоги, переход на упрощенную систему нарушает принцип определенности и непрерывности учета.

Данный вывод подтверждается тем, что ограничена также возможность добровольного перехода с упрощенной системы на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности. Законом N 222-ФЗ установлено, что добровольный переход с упрощенной системы на общепринятую возможен только по истечении календарного года и может осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года. Единственное исключение из этого правила связано с несоблюдением предельного размера численности работающих в организации. В ситуации, когда численность работающих превышает установленный предел, условия, при которых возможно использование упрощенной системы субъектом малого предпринимательства, не исполняются. В исключительных случаях при превышении предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за тем, в котором должен быть представлен отчет по упрощенной системе.

В то же время требование о переходе на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности в течение одного календарного года, в котором действует патент и в течение которого совокупный размер валовой выручки превышает предельную величину, Законом N 222-ФЗ не установлено.

Несоблюдение в течение года, в котором действует патент, требования о предельном размере валовой выручки свидетельствует об отсутствии оснований для перехода на использование упрощенной системы в следующем году, однако не является основанием для перехода на принятую ранее систему в течение этого календарного года.

Патент выдается налоговыми органами на основе письменного заявления налогоплательщика, которое должно быть подано в налоговый орган не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала. В таком случае субъект малого предпринимательства, зарегистрированный менее чем за один месяц до начала очередного квартала, теряет право на переход на упрощенную систему в связи с тем, что им формально пропущен срок подачи заявления.

Поскольку вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы, считается субъектом такой системы с того квартала, в котором произошла ее официальная регистрация, по нашему мнению, требование о подаче заявления не менее чем за один месяц не распространяется на вновь созданные организации.

В то же время то, что субъект малого предпринимательства считается субъектом упрощенной системы с того квартала, в котором произошла его регистрация, необоснованно понимается как право на переход на упрощенную систему с квартала, в котором субъект малого предпринимательства был зарегистрирован, независимо от того, когда он подал заявление на выдачу патента. Данное обстоятельство может привести к тому, что при общепринятой системе субъект малого предпринимательства считает себя вправе не представлять отчеты и не уплачивать налоги и в то же время заявить о переходе на упрощенную систему по истечении квартала, в котором он был зарегистрирован, или нескольких следующих кварталов.

Законодательством Российской Федерации применение упрощенной системы предусмотрено с момента выдачи патента и не должно распространяться на периоды, срок представления отчетности по которым по общепринятой системе налогообложения, учета и отчетности истек.

Кроме того, как уже указывалось, условия перехода на упрощенную систему - отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период и своевременное представление необходимых расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период. В связи с этим переход на упрощенную систему с квартала, срок представления отчета по окончании которого истек, является незаконным.

В соответствии с п.7 ст.5 Закона N 222-ФЗ за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога, а также выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

Бывают случаи, когда срок представления отчета по упрощенной системе может наступить в ходе рассмотрения вопроса о выдаче патента вновь созданной организации. Отдельные налоговые органы не требуют для выдачи патента отчета по упрощенной системе за отчетный период, обязанность представления которого возникает в ходе рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему. Эта позиция, на наш взгляд, является вполне обоснованной, так как основание для представления отчета по упрощенной системе - патент. Пока он не выдан налоговыми органами, оснований для представления отчета по упрощенной системе нет. В то же время нет оснований представлять отчет по общепринятой системе, так как заявление о переходе на упрощенную систему свидетельствует о намерении налогоплательщика перейти на нее. Наступление в ходе рассмотрения заявления срока представления отчета по общепринятой системе не является основанием для отказа в выдаче патента, если заявление подано до истечения указанного срока.

С момента регистрации субъекта малого предпринимательства до выдачи ему патента в том случае, если заявление подано до истечения срока представления отчета (налогового и бухгалтерского) за квартал, в котором субъект малого предпринимательства был зарегистрирован, не исключено, что он ведет финансово-хозяйственную деятельность. В это время указанный субъект может вести учет в рамках общеустановленной системы. Нельзя также исключить ситуацию, когда субъект малого предпринимательства в это время не ведет учет. Законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос о том, обладает ли субъект малого предпринимательства статусом вновь созданной организации, если до подачи заявления о переходе на упрощенную систему он осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и ведет учет в рамках общепринятой системы налогообложения, учета и отчетности.

По нашему мнению, ведение субъектом малого предпринимательства финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что он не является более вновь созданной организацией, а представление отчета - формальность, которая позволяет установить, что субъект малого предпринимательства ведет такую деятельность.

Таким образом, наиболее четким критерием отнесения субъекта малого предпринимательства к вновь созданным организациям в целях применения Закона N 222-ФЗ является отсутствие финансово-хозяйственной деятельности до получения патента. Этот критерий условно можно назвать "идеальным", так как факт ведения финансово-хозяйственной деятельности может быть установлен лишь при проведении соответствующей проверки. "Реальным" критерием является представление налогового отчета или истечение срока его представления.

Статус вновь созданной организации субъект малого предпринимательства теряет после истечения срока представления налогового отчета по результатам квартала, в котором тот был зарегистрирован. Однако если налоговым органом будет установлено, что субъект малого предпринимательства вел финансово-хозяйственную деятельность до подачи заявления о выдаче патента, этот субъект теряет право на льготу, предоставляемую вновь созданной организации.

В связи с тем что единственным основанием для перехода на упрощенную систему является патент, открытым остается вопрос о ведении финансово-хозяйственной деятельности вновь созданной организацией и учета ее результатов во время рассмотрения налоговым органом заявления о выдаче патента. Законом N 222-ФЗ данный вопрос не урегулирован, поэтому предполагается, что до выдачи патента вновь созданная организация не должна вести финансово-хозяйственную деятельность.


Л. Гурьяков,

инспектор налоговой службы I ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение