Квотирование рабочих мест (О. Скрябина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2001 г.)

Квотирование рабочих мест


Плата по квотированию рабочих мест является, помимо единого социального налога, одним из видов платежей предприятия в бюджет. Введение такой платы способствует выполнению гарантий, предоставленных ст.37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и право на защиту от безработицы.

Статья 16 Кодекса законов о труде Российской Федерации запрещает необоснованный отказ в приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, перечислены в Законе Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 (в ред. от 20.04.96 г. N 36-ФЗ) "О занятости населения в Российской Федерации". Это инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодые люди в возрасте до 18 лет, впервые ищущие работу.

Согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.95 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%.

Организации с меньшей численностью работников от квотирования освобождены.

Федеральным законом от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено квотирование рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите, т.е. сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей.

Квотирование осуществляется на основе договоров, заключаемых между работодателями и органами местного самоуправления. При определении квоты задаются ее размер для каждой категории граждан и конкретные организации, на которых она вводится.

Размер квоты устанавливается на срок не менее одного календарного года.

Работодатель вправе арендовать для выполнения квоты рабочие места и в других организациях. В настоящее время квоты для приема граждан, особо нуждающихся в социальной защите, введены более чем в 30 субъектах Российской Федерации.

Основным документом, регламентирующим порядок квотирования рабочих мест в Москве, является Закон г. Москвы от 12.11.97 г. N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве". В соответствии с Законом квота - это минимальное количество рабочих мест для определенных этим Законом категорий инвалидов и молодежи, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Под невозможностью выполнения организацией квоты понимается отсутствие необходимого числа граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места в данной организации.

Невыполнение квоты - это отказ работодателя в приеме на работу инвалидов или молодежи для трудоустройства, либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квот. Нижний предел численности для введения на предприятии в г. Москве квотирования рабочих мест - 15 человек. При расчете квот учитываются те рабочие места, на которых уже трудоустроены лица, нуждающиеся в социальной защите. Размер квот в соответствии с Памяткой работодателю о порядке квотирования рабочих мест, разработанной Управлением труда комитета труда и занятости правительства Москвы, составляет по Москве для организаций численностью:

от 15 до 30 человек - 1 рабочее место для инвалида или гражданина, не достигшего 18 лет;

от 31 до 100 человек - 1 рабочее место для инвалида и 1 рабочее место для гражданина, не достигшего 18 лет, на каждые 30 работников;

свыше 100 человек - 3% для инвалидов и 1% для молодежи в возрасте до 18 лет.

Письмом комитета здравоохранения правительства Москвы от 13.01.99 г. N 40-23-42 введена регрессивная Временная методика расчета размера квот для организаций в зависимости от среднесписочной численности (см. табл.).


Среднесписочная
численность ра-
ботников органи-
зации, чел.
Число квотируемых рабочих мест
для инвалидов для молодежи
в возрасте до 18 лет
От 500 до 1000 15 человек + 2,6% с числен-
ности, превышающей 500 че-
ловек
5 человек + 0,8% с чис-
ленности, превышающей 500
человек
От 1001 до 5000 26 человек + 2% с числен-
ности, превышающей 1000
человек
9 человек + 0,75% с чис-
ленности, превышающей
1000 человек
От 5001 до 10000 106 человек + 1% с числен-
ности, превышающей 5000
человек
39 человек + 0,5% с чис-
ленности, превышающей
5000 человек
От 10 001 и выше 156 человек + 0,5% с чис-
ленности, превышающей 10000
человек
64 человека + 0,25% с
численности, превышающей
10 000 человек

Выделять рабочие места для граждан, нуждающихся в социальной защите, обязаны организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, кроме органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений инвалидов и находящихся в их собственности организаций, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места. Стоимость рабочего места устанавливается органами местного самоуправления.

Стоимость рабочего места включает не только технологическую и техническую оснастку рабочего места, но и его обслуживание: ремонтное, энергетическое, складское, транспортное и социальное. Для квотируемых рабочих мест должны быть созданы специальные условия: это рабочие места, обеспеченные основным и дополнительным оборудованием и приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида, или ученические рабочие места, оборудованные для получения молодежью или инвалидами профессиональных навыков и знаний и находящиеся под контролем мастера-наставника.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты работодатели обязаны были вносить плату за каждого нетрудоустроенного на специальный целевой счет Фонда занятости. Эти средства являлись государственной собственностью и не входили в состав бюджета города, региона или какого-либо другого фонда. После ликвидации Государственного фонда занятости с 1 января 2001 г. обязательная плата за невыполнение условий квотирования рабочих мест перечисляется на счета Управления бюджетного планирования городского заказа правительства Москвы.

Полученные средства расходуются целевым назначением на создание специальных рабочих мест для инвалидов, для инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет сверх установленных квот, организацию информационно-справочной и рекламно-издательской деятельности по вопросам квотирования рабочих мест, научно-исследовательских работ по вопросам практики применения Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в городе Москве", создание и содержание автоматизированной информационной системы рынка рабочей силы инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет.

Размер обязательной платы устанавливается органами местного самоуправления и колеблется в пределах от минимального размера оплаты труда до среднего уровня заработной платы, сложившегося в регионе. В Москве платежи осуществляются исходя из среднего уровня заработной платы, сведения о которой предоставляются Мосгоркомстатом. Расходы по плате за невыполнение условий квотирования рабочих мест относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении организации после уплаты налогов.

Перечисление обязательной платы осуществляется помесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислена плата.

Для контроля и организации работы по обеспечению рабочими местами социально незащищенных категорий работников создаются городские и территориальные комиссии по квотированию рабочих мест.

Комиссии рассматривают заявки работодателей и проводят отбор организаций для финансирования создания специальных рабочих мест, специализированных предприятий, а также рабочих мест, создаваемых сверх установленных квот, и определяют потребность в создании рабочих мест для инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет.

Выделение средств работодателям из средств, поступающих за невыполнение условий квотирования рабочих мест, возможно только в том случае, если работодатели выполняют следующие условия:

своевременно и в полном объеме уплачивают страховые взносы в течение года, предшествующего финансированию;

выполняют установленные квоты по трудоустройству инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет в течение предшествующего года или создают специальные рабочие места;

гарантируют обязательство по трудоустройству на рабочие места, создаваемые сверх установленных квот, инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет на срок не менее 1 года.

Выделение средств предусматривается только целевым назначением на приобретение оборудования, материалов, оснастки, запасных частей, сырья и материалов, а также на установку, монтаж, наладку оборудования, строительно-монтажные работы, в том числе реконструкцию производственных помещений.

Заявки работодателей на выделение денежных средств не рассматриваются, если в течение предшествующих двух лет подряд им уже предоставлялась финансовая помощь из этих средств.


О. Скрябина,

к.э.н.


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, июнь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.