Бухгалтерский учет и налогообложение операций, связанных с расчетами за услуги связи (Борисов Л.П., "Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2001 г.)

Бухгалтерский учет и налогообложение операций, связанных с расчетами
за услуги связи


Практически ни одно предприятие не может осуществлять деятельность без средств коммуникации. Самым распространенным и дешевым видом связи по-прежнему является стационарный телефон, по которому работники предприятия могут осуществлять:

- переговоры внутри города, пользуясь местной связью;

- телефонные переговоры с другими городами и странами, пользуясь услугами междугородной и международной телефонной станции.

При этом предприятие осуществляет связь либо через телефониста (работника телефонной станции), либо пользуется автоматическим набором.

Несмотря на развитие мобильных средств связи (в частности, сотовых телефонов), стационарные телефонные номера есть практически в каждом офисе и во всех обособленных подразделениях предприятий (в магазинах, на складах, в аптеках, в столовых и т.п.).

Оплата услуг городской телефонной станции (ГТС) и междугородной телефонной станции (МТС) - традиционные ежемесячные расходы большинства предприятий, поэтому вопросы отражения операций, связанных с использованием телефонных линий, достаточно актуальны.


Отражение в учете расходов за услуги местной связи, носящих капитальный
характер


Отношения между предприятием (абонентом) и телефонной станцией регулируются договором об оказании услуг телефонной связи, который заключается в соответствии с:

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи";

- Правилами предоставления услуг местными телефонными сетями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 г. под N 547;

- Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235.

Доступ к телефонной сети с предоставлением местного, междугородного и международного соединения является основной услугой предприятия связи. На практике обычно заключаются два договора - местное соединение регулируется договором с ГТС, а междугородное и международное - договором с МТС.

Рассмотрим типичные ситуации, относящиеся к взаимным расчетам между абонентом и телефонными станциями.

Необходимость в получении доступа к телефонной сети возникает у предприятий, впервые подключающихся к линии ГТС или устанавливающих дополнительные телефонные номера. При этом обычно абонент оплачивает единоразово полную стоимость услуг по подключению к линии.

В стоимость услуги по предоставлению доступа входят:

- стоимость работ по организации абонентской линии от телефонной станции до телефонной розетки (прокладка кабеля);

- стоимость работ по подключению абонентской линии к стационарному оборудованию телефонной станции;

- стоимость работ по подключению абонентского устройства к абонентской линии;

- пробные испытания качества установленного соединения и некоторые другие работы (при необходимости).

Согласно статье 779 ГК РФ услуги связи осуществляются по договору возмездного оказания услуг. Когда свободные абонентские линии в телефонных кабелях связи отсутствуют (а это 99,9 случаев из 100), то, согласно пункту 28 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства от 26 сентября 1997 года под N 1235, строительные работы по прокладке недостающих линий могут проводиться за счет средств предприятия, чаще всего - путем заключения договора подряда с телефонной станцией.

Все работы выполняются силами специализированного подразделения ГТС на основании наряда, составленного по заявке предприятия, при условии стопроцентной предоплаты. Окончание работ фиксируется в акте сдачи-приемки.

После выполнения работ по подключению, телефонная станция заключает договор с предприятием об оказании услуг телефонной связи.

Затраты предприятия по оплате доступа к сети обычно носят долгосрочный характер и подлежат отражению в бухгалтерском учете как капитальные вложения, производимые за счет собственных источников.

Поэтому затраты, связанные с прокладкой кабеля и предоставления доступа к сети классифицируются как затраты по приобретению (созданию) отдельного инвентарного объекта.


Пример N 1

Предприятие подало заявление в телефонную станцию с просьбой установить дополнительный телефон в офисе. Ввиду того, что свободных линий связи в районе не было, предприятие заключило договор подряда на прокладку нового кабеля и подключение к линии ГТС. Договорная стоимость подключения составила 13 200 рублей, в том числе стоимость работ 11 000 рублей, НДС - 2 200 рублей.

В учете предприятия по Плану счетов 1991 г. будут выполнены проводки:

дебет счета 08 "Капитальные вложения" кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 11 000 руб. - отражена стоимость работ без НДС по прокладке телефонной линии подрядным способом;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "НДС при осуществлении капитальных вложений" кредит счета 60 - 2 200 руб. - отражена сумма НДС;

дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетный счет" - 13 200 руб. - оплачена стоимость работ по прокладке телефонной линии;

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - 11 000 руб. - отражен ввод телефонной линии и принятие работ по подключению к сети по акту сдачи-приемки;

дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" кредит счета 19 - 2 200 руб. - НДС по осуществленным капитальным вложениям принят к зачету для возмещения из бюджета.

Новый План счетов предполагает следующие проводки:

дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств" кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 11000 руб. - отражена стоимость работ без НДС по прокладке телефонной линии подрядным способом;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "НДС при осуществлении капитальных вложений" кредит счета 60 - 2200 руб. - отражена сумма НДС;

дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетные счета" - 13 200 руб. - оплачена стоимость работ по прокладке телефонной линии;

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - 11 000 руб. - отражен ввод телефонной линии и принятие работ по подключению к сети по акту сдачи-приемки;

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" кредит счета 19 - 2 200 руб. - НДС по осуществленным капитальным вложениям принят к зачету для возмещения из бюджета.

Ввиду того, что нормативные акты не содержат прямого указания о порядке отнесения расходов по подключению к телефонной линии, порядок их отражения следует оговорить в приказе об учетной политике. Кроме того, "открытым" является и вопрос о собственности на сооружение связи - той части телефонной линии, которая смонтирована за счет средств предприятия.

Согласно пункту 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года по N 1235, сооружения связи, построенные за счет предприятия, и соответствующие техническим нормам ГТС, могут быть переданы телефонной станции;

- в собственность;

- в безвозмездное пользование;

- на техническое обслуживание.

На практике обычно применяется третий вариант, так как два первых ведут к возникновению у предприятия объекта налогообложения по налогу на прибыль и НДС.

Следует обратить внимание и на то, что факт создания нового инвентарного объекта (либо в составе нематериальных активов, либо в составе основных средств) ведет к появлению объекта налогообложения налогом на имущество.

Если созданная телефонная линия не передается телефонной станции, то принятая на учет в составе основных средств, она будет амортизироваться как кабельная линия связи. Для целей налогообложения в настоящее время по-прежнему применяются Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 года N 1072.

Нормы амортизации для кабельных линий связи (шифры с 30016 по 30021) зависят от материала оболочки кабеля и места его проводки. Минимальное значение нормы амортизационных отчислений (без учета повышающих коэффициентов для районов с особыми условиями) - 2% в год, максимальное - 6,7%. Таким образом, смонтированная линия связи будет амортизироваться (для целей налогообложения) путем ежемесячного начисления износа равными долями в период от 15 до 50 лет.


Отражение в учете расходов за услуги местной связи, носящих текущий
характер


Другой подход отражения расходов по доступу к телефонной линии (установке телефона) возможен, если величина понесенных расходов не превышает лимит отнесения предметов к средствам в обороте в соответствии с пунктом 50 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Основанием считать подобные расходы текущими позволяет и письмо Минфина РФ от 26 марта 1999 года N 04-02-05/6.

На основании статьи 5 Федерального закона РФ от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" применяемый для расчета МРОТ с 1 января 2001 года равен 100 рублям.

При этом следует помнить, что:

- методический подход к разграничению средств в обороте и основных средств заложен в пункте 2.2 ПБУ 6/97 и составляет 100 МРОТ, что соответствует 10 000 рублям (100 МРОТ х 100) в 2001 году;

- распоряжением руководителя предприятия в соответствии с пунктом 49 Положения по ведению бухгалтерского учета может быть предусмотрен и иной (меньший 100 МРОТ) критерий для отнесения объектов к средствам в обороте.


Пример N 2

Приказом руководителя предприятия установлен лимит для отнесения объектов учета к средствам в обороте в размере 80 МРОТ (то есть в 2001 году этот лимит составил 80 000 рублей).

Фактически понесенные организацией расходы по установке телефонов слагаются из стоимости кабеля, приобретенного самостоятельно на сумму 4 800 руб. (в том числе НДС - 800 руб.), и оплаты работ по его прокладке стоимостью 7 080 руб. (в том числе НДС - 1 180 руб.).

Так как фактические затраты по приобретению (созданию) нового инвентарного объекта слагаются из сумм, уплаченных поставщикам, а также других расходов, связанных с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях (пункт 6 ПБУ 6/97), общая стоимость подключения к линии ГТС составила 11 880 руб. (48 00 руб. + 7 080 руб.), в том числе:

9 900 руб. - стоимость нового инвентарного объекта, вводимого в эксплуатацию проводкой дебет счета 01 кредит счета 08;

1 980 руб. - величина НДС при осуществлении капитальных вложений, относимая на расчеты с бюджетом проводкой дебет счета 68 кредит счета 19.

Несмотря на то, что новый инвентарный объект по стоимости менее 100 МРОТ, он не может быть учтен в составе текущих расходов, так как критерием для отнесения к средствам в обороте является лимит, установленный руководителем (80 МРОТ).

Понесенные затраты по подключению к телефонной линии предприятие должно учесть в составе затрат не текущего, а капитального характера.

Если услуги по предоставлению доступа к телефонной сети являются текущими, то есть величина понесенных расходов не превышает лимит отнесения предметов к средствам в обороте, установленных нормативными документами и приказом руководителя, то их отнесение на себестоимость зависит от метода, закрепленного в учетной политике.

Организации, применяющие План счетов 1991 г., учитывают их в составе МБП с последующим погашением стоимости путем начисления износа в общеустановленном порядке. Такой же подход применяется и к стоимости телефонных аппаратов ценой не выше установленного предела для отнесения к средствам в обороте.

Исходя от метода, закрепленного в учетной политике, возможно начисление износа в размере:

- 50% при сдаче в эксплуатацию и 50% - при выбытии (отключении от линии);

- 100% при сдаче в эксплуатацию и списании с учета при выбытии (отключении от линии).

Проводки по начислению износа на МБП по действующему Плану счетов оформляются следующим образом:

дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" или дебет счета 44 "Издержки обращения" кредит счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" - отражен начисленный износ на МБП;

дебет счета 13 кредит счета 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" - отражено списание объекта МБП при выбытии из эксплуатации.

Новый План счетов не содержит специального счета для отражения МБП, поэтому такой необычный объект учета, как стоимость доступа к телефонной сети, следует учитывать на счете 10 "Материалы", субсчет "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", как другие средства труда, включаемые в состав средств в обороте.

Несмотря на то, что оплата услуг связи в соответствии с пунктом 2 "и" Положения о составе затрат относится на себестоимость выпускаемой продукции в составе затрат, связанных с управлением производством, единовременное списание расходов по доступу к сети вызывает многочисленные вопросы со стороны налоговых органов. Перспективный характер подобных затрат позволяет посоветовать предприятию, применяющему План счетов 1991 г., использовать для этих целей счет 31 "Расходы будущих периодов". Такой подход логичен при заключении договора об оказании услуг телефонной связи сроком менее года (например, если предприятие арендует офис, в который за свой счет устанавливает телефон).


Пример N 3

Арендатор помещения заключил с телефонной станцией договор об оказании услуг связи на срок, равный периоду аренды помещения (6 месяцев) и уплатил за подключение к местной телефонной линии 3 300 рублей (в том числе НДС - 550 руб.).

В учете по Плану счетов 1991 г. были сделаны следующие проводки:

дебет счета 60 кредит счета 51 - 3 300 руб. - оплачены услуги телефонной станции по подключению к линии;

дебет счета 31 кредит счета 60 - 2 750 руб. - отражена стоимость подключения (без НДС) в составе расходов будущих периодов;

дебет счета 19 кредит счета 60 - 550 руб. - отражен НДС по подключению к линии.

В течение 6 месяцев, равными долями, следует относить 1/6 часть расходов по подключению в состав административно-управленческих расходов или на себестоимость (при ведении учета без использования счета 26) проводкой:

дебет счета 20 "Основное производство" или дебет счета 26 кредит счета 31 - 458,33 руб. - расходы по подключению к линии включены в себестоимость продукции.


Примечание.

В отношении зачета НДС отметим, что статьей 171 НК РФ (пункты 1 и 2) установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налога, предъявленные и уплаченные им при приобретении:

- товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности;

- товаров (работ, услуг) для перепродажи.

При этом налогоплательщики, принявшие в учетной политике дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств (использующие метод "по оплате"), имеют право на вычет сумм НДС, предъявленных им продавцом, после фактической оплаты товара продавцу.

В принципе, НК РФ не увязывает право зачета НДС с моментом отнесения на затраты производства стоимости приобретенных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). То есть НДС, уплаченный поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), которые относятся (или будут отнесены) на себестоимость, может быть возмещен единовременно, независимо от того, в каком отчетном периоде произойдет списание самих затрат на себестоимость.

Но, как и в случае с единовременным включением в себестоимость расходов по подключению к телефонной сети, налоговые органы имеют иное мнение по возмещению НДС. Сложившаяся практика показывает, что наиболее приемлемым является отнесение на расчеты с бюджетом той части НДС, которая соответствует части списанных на себестоимость расходов по подключению к сети.

В рассматриваемом Примере 3, если в себестоимость ежемесячно включается 1/6 часть расходов, то и НДС принимается к зачету в размере 1/6 части:

дебет счета 68 кредит счета 19 - 91,67 руб. - принят к зачету НДС, соответствующей части расходов будущих периодов, отнесенных на себестоимость в отчетном месяце.

В новом Плане счетов текущие расходы перспективного характера отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов" следующими проводками:

дебет счета 60 кредит счета 51 - 3 300 руб. - оплачены услуги телефонной станции по подключению к линии;

дебет счета 97 кредит счета 60 - 2 750 руб. - отражена стоимость подключения (без НДС) в составе расходов будущих периодов;

дебет счета 19 кредит счета 60 - 550 руб. - отражен НДС по подключению к линии.

В течение 6 месяцев, равными долями, следует относить 1/6 часть расходов по подключению на себестоимость продукции проводкой:

дебет счета 20 "Основное производство" или дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" кредит счета 97 - 458,33 руб. - расходы по подключению к линии включены в себестоимость продукции;

дебет счета 68 кредит счета 19 - 91,67 руб. - принят к зачету НДС.

Завершая разговор о расчетах с ГТС, отметим, что, после подключения к линии, абонент ежемесячно, на основании счетов телефонной станции, оплачивает их в виде абонентской платы, платы за ремонт телефонных аппаратов, платы за оказание дополнительных (справочных) услуг, платы за подключение факса и т.п. Эти расходы, связанные с потреблением услуг телефонной связи, в полной мере включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а НДС подлежит возмещению из бюджета в общеустановленном порядке.


Отражение в учете расходов за услуги междугородной и международной
телефонными станциями


На основании имеющегося договора с ГТС предприятие, став абонентом, может осуществлять переговоры с другими городами и странами, пользуясь услугами телефониста или автоматическим набором. Для этого заключается дополнительный договор с МТС.

Расчеты с МТС определяются интенсивностью и продолжительностью междугородних и международных переговоров. Соединение фиксируется автоматически, и, в зависимости от тарифов (которые являются неотъемлемой частью договора), формируются счета для оплаты.

Если для отнесения понесенных предприятием расходов при расчетах за услуги местного соединения (с ГТС) необходимо, чтобы участниками отношений были непосредственно предприятие-плательщик и предприятие, предоставляющее услуги связи в соответствии с пунктом 2 "и" Положения о составе затрат, то включение в себестоимость услуг МТС дополнительно предполагает явную производственную направленность понесенных затрат.

Напомним, что оказанием услуг связи, в том числе и телефонной, могут заниматься специализированные хозяйствующие субъекты. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" услуги предприятий связи могут предоставлять только:

- юридические лица, основным видом деятельности которых является предоставление услуг связи;

- операторы связи, действующие на основании полученной лицензии (статья 15 Федерального закона от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи").

Ежемесячно предприятие должно получать расшифровки своих телефонных переговоров, в которых указываются дата, номер абонента, продолжительность разговора и его стоимость. Междугородние и международные телефонные переговоры включаются в себестоимость продукции на основании пункта 2 "и" Положения о составе затрат только при условии:

- заключения договора об оказании услуг предприятием связи, имеющим соответствующую лицензию;

- получения отчета МТС с расшифровкой телефонных переговоров для определения суммы понесенных расходов;

- наличия акта, утвержденного руководителем предприятия, об отнесении стоимости телефонных переговоров в состав расходов предприятия, в соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99.

То есть для списания на себестоимость услуг МТС необходимо наличие договорных отношений с контрагентом, отчета о телефонных переговорах, которые велись исполнителем, и утвержденного акта о списании расходов на себестоимость, имеющего законную силу для бухгалтерии.

Проблемным остается вопрос об отнесении на себестоимость переговоров с контрагентами при отсутствии договорных отношений, с целью поиска потенциальных поставщиков и покупателей и т.п. Работники, проводившие подобные междугородние переговоры, должны предоставить руководителю отчет с указанием города, номера телефона, причин получения отрицательного ответа. Распоряжением руководителя предприятия этот отчет утверждается и бухгалтерия получает основание для отнесения произведенных расходов на затраты.


Как действовать предприятию при обнаружении незаконного подключения
сторонних абонентов к телефонной линии (телефонное пиратство)


Телефонное пиратство - относительно новый вид правонарушений, который, тем не менее, затрагивает все более широкие слои предприятий и населения. Несмотря на то, что телефонные линии существуют достаточно давно, телефонное пиратство стало бедой крупных городов лишь в последние годы.

Чаще всего, оно представляет собой несанкционированный доступ к телефонной линии абонента с целью ведения междугородних и международных переговоров третьими лицами. Автоматически формируемые на узловых телефонных станциях счета для оплаты переговоров направляются абоненту - зарегистрированному пользователю конкретного телефонного номера. При этом абонент может даже не подозревать о том, что телефонные переговоры ведутся с использованием его телефонного номера. Обычно "пираты" подключаются в ночное время, и ведут переговоры с такими далекими и "дорогостоящими" с точки зрения оплаты телефонных счетов странами, как Япония, Австралия, Таиланд и т.п.

Абонент, получая "астрономические счета" за услуги связи, вынужден выбирать: либо оплатить чужие телефонные переговоры, потратив денежные средства предприятия, которые не могут впоследствии относиться на себестоимость, либо быть отключенным за неуплату от телефонной линии.

Исключить подобные негативные моменты помогут мероприятия организационного и технического характера, некоторые из них мы изложим в виде советов.

Во-первых, предприятие может подать заявление в МТС с просьбой об отключении всех или определенных телефонов от междугородной и международной телефонной линии. Подобная услуга бесплатно предоставляется телефонными станциями. Переговоры внутри города будут осуществляться в обычном режиме, при попытке набрать код другого города или страны соединения просто не будет. Эта мера актуальна для крупных предприятий с большим количеством телефонных номеров, в которых организовать контроль за каждым телефоном достаточно сложно. Возможность междугороднего соединения можно оставить на тех телефонных номерах, доступ к которым контролируется (кабинеты отдела кадров, канцелярии, бухгалтерии, администрации и т.п.).

Во-вторых, следует регулярно проверять состояние телефонного кабеля, находящегося в общедоступных местах (коридорах, холлах) на предмет несанкционированного доступа, а также, по согласованию с телефонной станцией, установить замки на распределительных щитах и коробках.

В-третьих, следует провести разъяснительную работу с сотрудниками. При наличии помех, плохой слышимости и жалобах на то, что в организацию "невозможно дозвониться", следует обратиться в ГТС с просьбой о проверке телефонной линии на предмет несанкционированного подключения к ней других пользователей.

В-четвертых, личные телефонные переговоры сотрудников следует сократить до возможного минимума. Современные телефоны и мини-АТС имеют возможность устанавливать предельную продолжительность разговора (например, 3 минуты) с автоматическим разъединением, а также возможность осуществления приоритетного и беспрепятственного ведения разговора с "базового" телефона (например, из кабинета руководителя) с отключением в этот момент всех других пользователей. Очень часто только "экономические аргументы" помогают в решении вопроса о личных междугородних телефонных звонках с рабочего телефона. Работник должен сначала получить письменное разрешение руководства на подобный звонок и написать заявление с просьбой об удержании из заработной платы стоимости разговора. При этом ему следует объяснить, что тарифы для предприятий и организаций значительно выше тарифов для населения, поэтому гораздо выгоднее позвонить в другой город из почтового отделения или телефона-автомата.

Кроме того, следует разъяснить, что за разговор по сотовому телефону платит и тот, кто звонит, и тот, кому предназначен звонок. С сотрудниками следует оговорить тот вариант, что при использовании средств мобильной связи, даже если работник предприятия является стороной, отвечающей на звонок, возникают неизбежные расходы за телефонные переговоры.

В-пятых, работник, ответственный за расчеты с телефонной станцией, должен своевременно получать расшифровки телефонных переговоров в виде ведомостей, формируемых МТС и контролировать продолжительность и необходимость телефонных разговоров.

Он должен представлять в бухгалтерию:

- списки лиц, которые по ранее поданным заявлениям осуществляли личные переговоры со служебного телефона - для удержания их стоимости из заработной платы;

- выборку стоимости телефонных переговоров, носящих явно производственный характер, подтверждаемый наличием договоров, контрактов, иных установившихся деловых связей и относимых на себестоимость;

- выборку стоимости телефонных переговоров, производственный характер которых для отнесения на себестоимость требует дополнительного распоряжения руководителя (например, переговоров с контрагентами при отсутствии договорных отношений, услуг автоматической справочной системы по поиску номеров телефонов, справках о курсах валют и т.п.);

- выборку стоимости телефонных переговоров непроизводственного характера - для отнесения за счет собственных источников;

- список "неопознанных" телефонных переговоров.

При получении счетов за телефонные разговоры, которые не осуществлялись работниками предприятия, следует задуматься о том, что телефоном организации может пользоваться третье лицо.

Как же действовать предприятию, если оно стало жертвой телефонного пиратства, то есть получен счет на оплату разговоров, которые, согласно представленной расшифровке, не осуществлялись?

Проблема осложняется тем, что МТС пользуется правом безакцептного списания средств со счетов абонента, а расшифровка фактических разговоров формируется после завершения расчетного месяца.

Распространенность этого явления и сложившаяся судебная практика позволяет предложить пострадавшей стороне следующий порядок действий:

- помните, что если предприятие действительно не пользовалось услугами МТС, отключить телефонный номер никто не вправе. Аргументы при этом следующие: доступ к телефонным проводам, расположенным в сетях канализации, по внешним стенам зданий и на опорах, являющихся собственностью ГТС и практически не охраняемым, возможен для "пиратов" без особых проблем. Кроме того, современные средства связи позволяют бесконтактно подключаться для разового разговора, а пиратская телефонная станция с новейшим оборудованием может быть размещена в стандартной трехкомнатной квартире, расположенной в любой части города. Абонент не может нести ответственность за то, что оконечные устройства ГТС не защищены от несанкционированного доступа. Телефонные станции, определяющие телефонные линии как свою собственность, не принимают достаточных мер для сохранности своего имущества, провоцируют хищения и представляют счета на оплату абонентам, фактически на потреблявшим услуги связи;

- получив счет на оплату "пиратских" переговоров, предприятие должно отказаться от оплаты, уведомив об этом телефонную станцию и обслуживающий банк. Если денежные средства списаны в безакцептном порядке, следует направить соответствующее письмо о неправомерности их списания в те же инстанции;

- по данным расшифровки телефонных переговоров предприятие должно составить претензию, в которой указать, в какие города и страны телефонные звонки не осуществлялась, и, следовательно, от оплаты каких сумм предприятие отказывается. Претензия подается на имя руководителя телефонной станции, под роспись, или заказным почтовым отправлением, с указанием сроков ее рассмотрения (обычно - 1 месяц);

- при отсутствии ответа в установленные сроки, отрицательном ответе или отключении от телефонной сети, предприятие составляет исковое заявление в судебные органы.

Заметим, что обращение в суд может осуществляться и без предъявления претензии, но практика показывает, что судебные разбирательства могут затянуться.

Кроме того, при обращении в суд требуется определить цену иска и уплатить государственную пошлину. При взаимной заинтересованности телефонной станции и абонента в решении возникшей проблемы, досудебное решение спора дает наилучшие результаты.


Борисов Л.П.


"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2001 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.