Приобретение автошин, ремонт, передача на восстановление, списание, сдача в утиль, учет пробега (Худолеев В.В., "Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2001 г.)

Приобретение автошин, ремонт, передача на восстановление, списание,
сдача в утиль, учет пробега


Автошина - один из основных элементов ходовой части автомобиля.

Согласно Правилам эксплуатации автомобильных шин, утвержденным Минпромом РФ 26 декабря 1996 г., Минтрансом РФ 16 июня 1997 г., автошины подразделяются на:

1) в зависимости от назначения:

- шина легковых автомобилей;

- шина грузовых автомобилей;

- шина грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха;

2) по способу герметизации:

- камерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется камерой;

- бескамерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса; герметизация достигается за счет герметизирующего слоя резины;

3) по конструкции различают:

- диагональные шины - шины в которых нити корда каркаса и брокера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брокера 45 - 60 градусов;

- радиальные шины - шины, в которых нити корда во всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом.

Радиальные шины выпускаются трех видов:

- с металлокордом в каркасе и брекере (цельнометаллический каркас);

- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брекере (комбинированные);

- с кордом из синтетических волокон в каркасе и брекере (текстильные);

4) по форме профиля поперечного сечения (в зависимости от соотношения высоты профиля Н к его ширине В) различают шины:

- обычного профиля - Н/В > 0,89;

- широкопрофильные - Н/В = 0,5 - 0,9;

- низкопрофильные - Н/В = 0,7 - 0,88;

- сверхнизкопрофильные - Н/В < 0,7;

- арочные - Н/В = 0,39 - 0,5.

Выделяют и иные классификации автошин.

Автошина - достаточно сложная техническая конструкция.

Хозяйственные операции по приобретению, ремонту, передаче на восстановление, списанию, сдаче в утиль автошин существуют не только на предприятиях, основным видом деятельности которых являются автоперевозки и транспортное обслуживание и на балансе которых числятся автотранспортные средства. Они могут существовать также и на предприятиях, не имеющих собственного автотранспорта. Зачастую предприятие арендует автотранспортные средства и по условиям договора аренды производит текущий ремонт и обслуживание этих средств, то есть приобретает, ремонтирует, списывает автошины.

Расходы на приобретение, восстановление и ремонт автошин по арендованным автотранспортным средствам включаются у арендатора - юридического лица или индивидуального предпринимателя в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подпункту "е" пункта 2 Положения о составе затрат:

"В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:

е) затраты на обслуживание производственного процесса".

Если же автотранспортные средства арендованы у физических лиц, не являющихся предпринимателями, то действует иной порядок бухгалтерского учета затрат на содержание указанных средств автотранспорта. Так, согласно письму МНС РФ от 11 апреля 2000 г. N ВГ-6-02/271@ "По вопросу учета расходов организаций по аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями":

"расходы арендатора по арендной плате и содержанию имущества, полученного в аренду от физического лица, не являющегося предпринимателем, не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора, учитываемой для целей налогообложения".

Минфин РФ по данному вопросу имеет аналогичную позицию, что подтверждается письмами Минфина РФ от 4 сентября 2000 г. N 04-02-05/2, от 31 августа 2000 г. N 04-02-05/1, от 29 августа 2000 г. N 04-02-05/2.

Согласно пункту 3 ПБУ 5/98 автошины это:

"а) материально-производственные запасы - часть имущества:

используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;

предназначенная для продажи;

используемая для управленческих нужд организации".

Однако на основании Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов):

"Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств".

Кроме того, в случае превышения стоимости автошины 100-кратного минимального размера оплаты труда, она также будет учитываться на предприятии в качестве основного средства на основании требований ПБУ 6/97. В основном это относиться к автошинам - спецтехнике: тяжелые машины, дорожно-строительная техника, горно-шахтное оборудование, прицепы-тяжеловозы и прочее.

Запасные части к автотранспорту учитывают общей суммой по группам и маркам машин. Отдельные виды запасных частей можно учитывать по наименованиям с указанием их количества и стоимости. В местах хранения ведут их количественный учет по наименованиям и номенклатурным номерам (с указанием цены приобретения).

Наличие и движение шин в запасе на складе и на автомобилях технической помощи (новые и бывшие в эксплуатации), предназначенных для замены на автомобилях и других технических средствах, учитывают также отдельно.

Таким образом, в зависимости от стоимости автошины или комплектации ей средств автотранспорта, приобретение автошин может быть рассмотрено в двух аспектах: как приобретение материально-производственных запасов либо как приобретение основных средств.

В случае, если автошина относится к материально-производственным запасам, то при ее приобретении делаются следующие записи:

по старому Плану счетов:

дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 1 200 рублей - оплачены автошины;

дебет счета 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части" кредит счета 60 - 1 000 рублей - оприходованы автошины;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам" кредит счета 60 - 200 рублей - сумма налога на добавленную стоимость по автошинам;

дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам" - 200 рублей - принят к зачету налог на добавленную стоимость по автошинам;

по новому Плану счетов:

дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 1 200 рублей - оплачены автошины;

дебет счета 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части" кредит счета 60 - 1 000 рублей - оприходованы автошины;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" кредит счета 60 - 200 рублей - сумма налога на добавленную стоимость по автошинам;

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" - 200 рублей - принят к зачету налог на добавленную стоимость по автошинам.

В случае, если автошина относится к основным средствам (находится на колесах и в запасе при транспортном средстве и включается в его первоначальную стоимость или стоит более 100 минимальных размеров оплаты труда), то при ее приобретении делаются следующие записи:

по старому Плану счетов:

дебет счета 60 кредит счета 50, 51, 71 - 120 000 рублей - оплачено автотранспортное средство с комплектом автошин;

дебет счета 08 "Капитальные вложения", субсчет 4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" кредит счета 60 - 100 000 рублей - оприходовано автотранспортное средство с комплектом автошин;

дебет счета 19, субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" кредит счета 60 - 20 000 рублей - налог на добавленную стоимость по автотранспортному средству с комплектом автошин;

по новому Плану счетов:

дебет счета 60 кредит счета 50, 51, 71 - 120 000 рублей - оплачено автотранспортное средство с комплектом автошин;

дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств" кредит счета 60 - 100 000 рублей - оприходовано автотранспортное средство с комплектом автошин;

дебет счета 19 субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" кредит счета 60 - 20 000 рублей - налог на добавленную стоимость по автотранспортному средству с комплектом автошин.

При вводе автотранспортного средства с комплектом автошин в эксплуатацию делаются следующие проводки:

по старому Плану счетов:

дебет счета 01 "Основные средства", субсчет 1 "Собственные основные средства" кредит счета 08, субсчет 4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" - 100 000 рублей - введено в эксплуатацию автотранспортное средство с комплектом автошин;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" - 20 000 рублей - принят к зачету налог на добавленную стоимость по автотранспортному средству с комплектом автошин;

по новому Плану счетов:

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08, субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств" - 100 000 рублей - введено в эксплуатацию автотранспортное средство с комплектом автошин;

дебет счета 68 кредит счета 19 субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" - 20 000 рублей - принят к зачету налог на добавленную стоимость по автотранспортному средству с комплектом автошин.

Прочие хозяйственные операции с автошинами, входящими в состав автотранспортного средства отражаются на счетах бухгалтерского учета аналогично операциям с самим автотранспортным средством как основным средством предприятия.

Списание полной стоимости автошин на себестоимость продукции (работ, услуг) не нормируется, поскольку это не предусмотрено в действующем законодательстве. Однако, при определении остаточной стоимости автошин следует руководствоваться Приложением 15 "Методика определения процента износа шин транспортных средств" к Методическому руководству по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления N РД 37.009.015-98, утвержденному Минэкономики РФ 4 июля 1998 г.

Предприятием может быть избран иной порядок списания автошин. Так, например, списание автошин на себестоимость продукции (работ, услуг) может быть поставлено в зависимость от пробега автотранспортного средства. Если предприятие разработает собственные нормы списания автошин в зависимости от пробега и руководство предприятия закрепит разработанные самостоятельно нормы приказом по предприятию, то спорить с такой позицией налоговым органам будет очень сложно.

Учет пробега ведется строго на основании данных законодательно утвержденных отчетных документов - путевых листов всех типов автомобилей, которые в свою очередь учитываются в специальных журналах:

1) для юридических лиц формы транспортной документации утверждены постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте": - путевой лист легкового автомобиля (форма N 3), - путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С, N 4-П), - путевой лист автобуса (форма N 6), - журнал учета движения путевых листов (форма N 8), - иные формы автотранспортной документации;

2) для индивидуальных предпринимателей формы автотранспортной документации утверждены приказом Минтранса РФ от 30 июня 2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте": - путевой лист легкового автомобиля (форма N ПЛ-1), - путевой лист грузового автомобиля (форма N ПГ-1), - путевой лист автобуса (форма N ПА-1), - журнал регистрации путевых листов индивидуального предпринимателя.


Пример N 1

Предприятие А имеет на балансе автотранспортное средство марки ВАЗ 2107 с комплектом из пяти автошин. Руководство предприятия разработало и закрепило приказом по предприятию нормы списания автошин в зависимости от пробега. По рассматриваемым автошинам данная норма составила 40 000 километров.

В данном примере, когда на основании показаний счетных приборов автотранспортного средства и данных учетных документов (путевых листов) автотранспортное средство с комплектом автошин пройдет 40 000 километров в бухгалтерском учете предприятия будет сделана проводка:

по старому Плану счетов:

дебет счета 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы" 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Издержки обращения" кредит счета 10, субсчет 5 "Запасные части" - списаны автошины;

по новому Плану счетов:

дебет счета 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы" 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" кредит счета 10, субсчет 5 "Запасные части" - списаны автошины.

Следует помнить, что если автотранспортные средства используются в непроизводственных целях, то списание стоимости автошин на основании Положения о составе затрат не может производится на себестоимость продукции (работ, услуг).

Ремонт и восстановление автошин может производится как самим предприятием, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта предприятие несет расходы на закупку запчастей к автошинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.), но не платит непосредственно за замену, установку этих запчастей к автошинам, что отражается на счетах бухгалтерского учета следующими проводками:

по старому Плану счетов:

дебет счета 60, 71 кредит счета 50, 51 - оплачены запчасти к автошинам, выдан аванс подотчетному лицу;

дебет счета 10, субсчет 5 "Запасные части" кредит счета 60, 71 - получены запчасти к автошинам;

дебет счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам" кредит счета 60, 71 - налог на добавленную стоимость по запчастям к автошинам;

дебет счета 20, 25, 26, 44 кредит счета 10, субсчет 5 "Запасные части" - списаны запчасти к автошинам;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 - принят к зачету налог на добавленную стоимость по запчастям к автошинам;

по новому Плану счетов:

дебет счета 60, 71 кредит счета 50, 51 - оплачены запчасти к автошинам, выдан аванс подотчетному лицу;

дебет счета 10, субсчет 5 "Запасные части" кредит счета 60, 71 - получены запчасти к автошинам;

дебет счета 19, субсчет 3 кредит счета 60, 71 - налог на добавленную стоимость по запчастям к автошинам;

дебет счета 20, 25, 26, 44 кредит счета 10, субсчет 5 "Запасные части" - списаны запчасти к автошинам;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 - принят к зачету налог на добавленную стоимость по запчастям к автошинам.

Зачастую отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, поэтому предприятия пользуются услугами специализированных автосервисов. В этом случае запчасти к автошинам могут быть закуплены самостоятельно (в этом случае предприятие оплачивает автосервису только услуги по замене, установке запчастей), а могут быть учтены в стоимости ремонтных работ автосервиса общей суммой, что отражается следующими проводками:

по старому Плану счетов:

дебет счета 60, 71 кредит счета 50, 51 - оплачены услуги автосервиса;

дебет счета 25, 26, 44 кредит счета 60, 71 - списаны на затраты услуги автосервиса;

по новому Плану счетов:

дебет счета 60, 71 кредит счета 50, 51 - оплачены услуги автосервиса;

дебет счета 25, 26, 44 кредит счета 60, 71 - списаны на затраты услуги автосервиса.

Старые автошины в случае невозможности их дальнейшего использования подлежат сдаче в утиль.

В случае, если старые автошины пригодны для дальнейшей переработки, то на их остаточную стоимость делаются проводки:

1) если автошины находились на предприятии в составе материально-производственных запасов:

по старому Плану счетов:

дебет счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - стоимость старых автошин, годных для вторичной переработки;

по новому Плану счетов:

дебет счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - стоимость старых автошин, годных для вторичной переработки;

2) если автошины находились на предприятии в составе основных средств:

по старому Плану счетов:

дебет счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - стоимость старых автошин, годных для вторичной переработки;

по новому Плану счетов:

дебет счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" - стоимость старых автошин, годных для вторичной переработки.

При реализации старых автошин предприятиям вторичной переработки делаются следующие бухгалтерские проводки:

по старому Плану счетов:

дебет счета 48 "Реализация прочих активов" кредит счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" - реализованы старые автошины, годные для вторичной переработки;

дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 48 - начислена задолженность покупателя старых автошин, годных для вторичной переработки;

дебет счета 48 кредит счета 68 - налог на добавленную стоимость по реализации старых автошин, годных для вторичной переработки;

по новому Плану счетов:

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" - реализованы старые автошины, годные для вторичной переработки;

дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 91, субсчет "Прочие доходы" - начислена задолженность покупателя старых автошин, годных для вторичной переработки;

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 68 - налог на добавленную стоимость по реализации старых автошин, годных для вторичной переработки.


Худолеев В.В.


"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2001 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.