Новое в учете основных средств (Л.П. Фомичева, "Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2001 г.)

Новое в учете основных средств


Приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н утверждена новая редакция положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) (далее - Положение). Положение вводится в действие с бухгалтерской отчетности 2001 г. Новый порядок учета основных средств (ОС) вступает в силу с 1 января текущего года, т.е. задним числом. Для организаций, ведущих бухгалтерский учет по новому Плану счетов, Положение устраняет противоречия по учету ОС и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), имевшиеся между положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от 3.09.97 г. N 65н, и требованиями Плана счетов. Для организаций, ведущих бухгалтерский учет по прежнему Плану счетов, введение Положения задним числом создает определенные трудности.

Остановимся подробнее на том, что же изменяется в бухгалтерском учете в связи с введением новой редакции Положения.


Общие замечания


Из Положения исключен раздел 6, регулировавший вопросы учета аренды ОС у арендатора, в связи с тем, что Минфин России принял решение о разработке положения по бухгалтерскому учету, посвященного специально вопросам аренды ОС (операционной, финансовой и др.). Однако в Положении особо оговаривается, что его действие распространяется на учет доходных вложений в материальные ценности. Данные вложения учитываются на счете 03 (новый План счетов) и представляют собой часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование или владение с целью получения дохода. Таким образом, учет у арендодателя специально приобретенного для целей сдачи в аренду имущества осуществляется по правилам Положения. Следовательно, при определении фактических затрат на приобретение такого имущества могут быть учтены те же правила, что и по приобретенным ОС (проценты по заемным средствам, суммовые разницы, стоимость доставки и другие затраты, о чем будет сказано ниже).

Бухгалтеру, учитывающему как арендованное имущество, так и имущество, предназначенное для сдачи в аренду, необходимо внимательно следить за предстоящими изменениями законодательства по данному вопросу.

Пункт 4 Положения перечисляет критерии отнесения объектов к ОС. Их четыре: использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации (а также сдачи в аренду другим компаниям), срок использования более 12 месяцев, способность приносить доход в будущем, не предполагается последующая перепродажа данных активов. Последний критерий позволит избежать разногласий в вопросе обложения налогом на пользователей автодорог реализации приобретенного и сразу проданного ОС как торговыми, так и другими организациями. В этом случае имущество должно быть учтено в качестве товаров, предназначенных для перепродажи.

Критерий использования в производственной деятельности еще раз подчеркивает, что все имущество организации должно быть направлено на извлечение дохода, в том числе так называемое имущество непроизводственного назначения. Такие ОС - детские сады, санатории, клубы, бани, сауны, жилой фонд и т.п. - предназначены для оказания услуг на сторону или своим работникам. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) относит деятельность по предоставлению социальных услуг (в области здравоохранения, культуры, спорта, отдыха и развлечений и т.п.) к разновидности экономической деятельности, поэтому такая деятельность должна быть отнесена к обычным видам деятельности организации. Учет затрат по такой деятельности ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Выручка от оказания услуг данными структурными подразделениями является выручкой от обычных видов деятельности и отражается на счете 46 (90)*(1) независимо от ее объема. И финансовый результат от данного вида деятельности может быть прибылью или убытком от обычных видов деятельности и формировать общий финансовый результат. Такая трактовка объектов "непроизводственной сферы" в бухгалтерском учете расходится с трактовками налоговыми органами этой деятельности. И бухгалтеру придется аргументированно доказывать свою правоту в данном вопросе.

Положением отменен стоимостный критерий отнесения объектов к ОС. Независимо от стоимости к ним относятся те объекты, которые отвечают одновременно названным выше четырем критериям.

При этом возникает ряд вопросов.

1. Данное требование относится ко всем активам или только к приобретенным в 2001 г.?

Разумеется, речь идет только об имуществе, приобретенном в 2001 г., так как Положение вступило в силу с этой даты. Предметы, приобретенные в 2001 г., со сроком использования свыше 12 месяцев независимо от стоимости должны быть отнесены к ОС.

Срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта к учету. Если в бухгалтерском учете организации имеются активы, приобретенные в 2001 г. и учтенные в составе МБП по стоимостному критерию, но относящиеся после введения в действие Положения к ОС, то необходимо оформить акты ввода в эксплуатацию ОС и осуществить корректировочные бухгалтерские записи:

Д-т 12, К-т 60 - сторнирована стоимость ОС, ошибочно зачисленных в МБП;

Д-т 20 (44), К-т 13 - сторнирована начисленная амортизация по ошибочно зачисленным в МБП средствам;

Д-т 08, К-т 60 - отражены затраты по приобретению ОС;

Д-т 01, К-т 08 - ОС введено в эксплуатацию;

Д-т 20 (44), К-т 02 - начислена амортизация по введенным в эксплуатацию ОС.

Бухгалтерские записи приведены по прежнему Плану счетов, в связи с тем что организации, перешедшие на новый План счетов по состоянию на 1 января 2001 г., распределили в зависимости от срока полезного использования МБП на счета 01 "Основные средства" или 10 "Материалы". При этом применялся следующий механизм распределения остатков МБП на 1 января 2001 г.

Амортизация, учтенная на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", в части предметов, переводимых на счет 01, переносилась на счет 02 "Амортизация основных средств". В дальнейшем по перенесенным в состав ОС МБП амортизация начисляется в установленном порядке для соответствующей группы ОС, исходя из оставшегося срока полезного использования данных средств.

В части предметов (МБП), переводимых на счет 10, производилось доначисление амортизации в размере недоамортизированной стоимости предметов. Доначисление отражалось по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или счета 97 "Расходы будущих периодов" (в случае принятия организацией решения об отнесении суммы доначисленной амортизации на затраты не января, а более длительного периода) в корреспонденции с кредитом счета 13. Одновременно начисленная по этим предметам амортизация с дебета счета 13 переносилась в кредит счета 12. Кроме того, производилась запись по дебету счета 10 и кредиту счета 12 в нулевой оценке для начала ведения количественного и аналитического учета по счету 10.

Те же операции предстоит сделать организациям, которые перейдут на новый План счетов с 1 января 2002 г.

2. Как с 1 января 2001 г. учитывать МБП организациям, не перешедшим на новый План счетов?

МБП, купленные после 1 января 2001 г. и имеющие срок полезного использования менее 12 месяцев, учитываются на счете 10.

3. Как быть организациям, использующим прежний План счетов, с приобретенными до 2001 г. и все еще не списанными МБП, срок использования которых превышает 12 месяцев? Переводить ли данные МБП в зависимости от срока полезного использования на счет 01 или на счет 10?

МБП, приобретенные до 2001 г., со сроком полезного использования более 12 месяцев до конца года в этом случае, как и прежде, необходимо учитывать на счетах 12 и 13.

4. В связи с корректировочными записями, которые будут проведены в бухгалтерском учете во II квартале и отразят "ошибки" при отнесении к МБП ОС, необходимо ли внести исправление в налоговую отчетность?

Видимо, да, поскольку ПБУ вступило в силу с 1 января. Следовательно, необходимо пересчитать налог на имущество за I квартал 2001 г. и налог на прибыль в связи с увеличением величины налога на имущество и изменениями налоговой базы по налогу на прибыль (ведь амортизация по отнесенным к МБП средствам в I квартале была начислена в большем размере, чем если бы они были отражены в составе ОС). Заметим, что корректировочные записи II квартала нарастающим итогом скорректируют данные налоги. "Ошибками" это признать сложно, поскольку Положение вводится в действие задним числом.

В целом с вводом нового Плана счетов, отказом от счетов 12 и 13, отказом от стоимостного критерия разделения МБП и ОС произойдет увеличение стоимости ОС и пополнение доходной части бюджета в виде налога на имущество. Положение организаций ухудшится, так как стоимость ОС будет явно завышенной и будет происходить их "старение". Но зато мы приближаемся к правилам международных стандартов финансовой отчетности в отражении ОС.

Пункт 6 Положения меняет порядок учета ОС, имеющих более одного собственника. Объект ОС, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе ОС соразмерно ее доле в общей собственности. Это относится к неделимым объектам (зданиям, сооружениям) или к объектам, которые не могут быть разделены из-за ограничений, установленных законодательством. Такие объекты отражаются у каждой организации соразмерно доле в общей долевой собственности, которая определяется в соглашении между всеми собственниками. Такие ОС могут быть приобретены при долевом участии в строительстве объекта либо в результате деятельности простого товарищества согласно ст.1043 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Аналогичные требования содержатся и в новом Плане счетов (см. пояснения к счету 01).


Оценка основных средств


Рассмотрим уточнения, введенные Положением, в оценку первоначальной стоимости ОС.

Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, предписывало проценты по заемным средствам включать в состав операционных расходов. В связи с этим возникал вопрос, должны ли проценты по кредитам или займам, полученным на приобретение ОС, участвовать в формировании первоначальной стоимости объекта и должны ли они быть оплачены.

Пункт 8 Положения уточняет, что к затратам, непосредственно связанным с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, относятся начисленные до принятия объекта ОС к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта. Таким образом, подчеркивается принцип начисления затрат, и к заемным средствам по смыслу относятся не только кредиты, полученные от кредитных организаций, но и заемные средства, полученные из других источников. Проценты, начисленные после принятия объекта ОС к бухгалтерскому учету (т.е. введения в эксплуатацию и отражения на счете 01), учитываются в составе операционных расходов на счете 80 (91) и при этом не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Корректировка данных процентов производится для целей налогообложения по строке 4.20 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета налога от фактической прибыли (приложение 4).

Пункт 8 Положения устанавливает, что фактические затраты на приобретение и сооружение ОС определяются (увеличиваются или уменьшаются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда плата за объект ОС производится в рублях в размере, эквивалентном сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). В Положении уточнено определение суммовых разниц, данное в п.6.6 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н, применительно к ОС. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта ОС, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Рассмотрим некоторые из возможных вариантов формирования первоначальной стоимости объекта ОС у покупателя, когда стоимость объекта определена в иностранной валюте (условных единицах), а оплата осуществляется в рублях.


Пример 1. Организация приобретает у поставщика ОС производственного назначения - компьютер стоимостью 1 200 условных единиц (у.е.), в том числе НДС 200 у.е., на условиях последующей оплаты. Компьютер будет использоваться в деятельности, подлежащей обложению НДС. Право собственности на товар переходит в момент его получения. Курс Банка России составлял: в момент оприходования ОС 28 руб. за 1 долл. США, в момент оплаты задолженности - 27 руб. за 1 долл. (вариант А) или 29 руб. (вариант Б).

После полной оплаты ОС было введено в эксплуатацию.

Бухгалтерские записи:

Дебет 08, Кредит 60 - 28 000 руб. - оприходован полученный от поставщика объект ОС на сумму без НДС [(1 200 - 200) х 28)];

Дебет 19, Кредит 60 - 5600 руб. - отражена сумма НДС по поступившему компьютеру (200 х 28).

При варианте А:

Дебет 60, Кредит 51 - 32 400 руб. - произведена оплата счета поставщика (1 200 х 27), в том числе НДС 5 400 руб.

При этом на счете 60 у покупателя образуется положительная суммовая разница 1 200 руб. (32 400 - 28 000 - 5 600), включающая НДС 200 руб.

Поскольку ОС должны числиться в учете по стоимости, равной фактически произведенной оплате, сумма капитальных вложений и НДС, первоначально принятая к бухгалтерскому учету, должна быть скорректирована на возникшую суммовую разницу:

Дебет 08, Кредит 60 - 1000 руб. - на основании бухгалтерской справки сторнируется стоимость капитальных вложений на положительную суммовую разницу по факту оплаты компьютера без НДС [(1 200 - 200) х (27 - 28)];

Дебет 19, Кредит 60 - 200 руб. - сторнируется сумма начисленного НДС на положительную суммовую разницу по факту оплаты компьютера [200 х (27 - 28)];

Дебет 01, Кредит 08 - 27 000 руб. - отражен ввод в эксплуатацию объекта ОС на основании акта приемки-передачи.

Согласно действующему законодательству по НДС (ст.171 НК РФ) суммы этого налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров производственного назначения, возмещаются (подлежат вычету) в случае приобретения таких товаров для осуществления производственной деятельности, облагаемой НДС. Особенность этой ситуации в том, что, когда в соответствии с заключенным договором оплата товаров поставщику, исчисленная исходя из условных единиц, производится в российских рублях, к зачету принимается вся сумма налога, фактически уплаченная поставщику, а не сумма, учтенная на момент приобретения права собственности на товар, исходя из условных единиц.

Хотелось бы обратить внимание на положения п.44 Методических рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации). В этом документе определено, что суммы налога, уплаченные поставщикам за принятые к учету товары (работы, услуги) в иностранной валюте, подлежат вычету в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату фактического осуществления расходов (а не по согласованному сторонами курсу).

Встает вопрос о том, в какой момент времени возможен вычет НДС по приобретенным ОС.

Согласно п.43 Методических рекомендаций по НДС суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету при условии принятия к учету на баланс товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммы налога независимо от принятой в целях налогообложения учетной политики. В ст.172 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении ОС, производятся в полном объеме после принятия на учет данных ОС. При этом под принятием на учет следует понимать отражение стоимости приобретенных ОС на счетах бухгалтерского учета.

В этой связи при приобретении ОС, требующих монтажа, вычет НДС производился ранее в момент принятия их к учету на счете 07 "Оборудование к установке" независимо от факта ввода приобретенного оборудования в эксплуатацию (см. письмо Минфина России от 14.02.2000 г. N 04-03-03).

В 2001 г. позиция изменилась. По ОС, требующим и не требующим монтажа, основание для вычета НДС появляется в момент ввода в эксплуатацию и отражения на счете 01:

Дебет 68, Кредит 19 - 5 400 руб. - принята к вычету сумма НДС по приобретенному ОС, фактически уплаченная поставщику.

При варианте Б:

Дебет 60, Кредит 51 - 34 800 руб. - произведена оплата поступившего товара поставщику (1 200 х 29), в том числе НДС 5 800 руб.

При этом на счете 60 у покупателя образуется отрицательная суммовая разница 1 200 руб. (34 800 - 28 000 - 5 600), включающая НДС 200 руб.

Так как ОС к моменту оплаты в эксплуатацию не введено, отрицательная суммовая разница корректирует счет капитальных вложений:

Дебет 08, Кредит 60 - 1000 руб. - на основании бухгалтерской справки корректируется стоимость капитальных вложений с учетом отрицательной суммовой разницы по факту оплаты компьютера без НДС [(1200 - 200) х (29 - 28)];

Дебет 19, Кредит 60 - 200 руб. - доначислен НДС с отрицательной суммовой разницы по факту оплаты компьютера [200 х (29 - 28)];

Дебет 01, Кредит 08 - 29 000 руб. - отражен ввод в эксплуатацию объекта ОС на основании акта приемки-передачи;

Дебет 68, Кредит 19 - 5 800 руб. - принята к вычету сумма НДС по приобретенному ОС, фактически уплаченная поставщику.


Пример 2. Изменим условия примера 1 и допустим, что оплата осуществляется после ввода ОС в эксплуатацию.

Заметим, что стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением.

Суммовые разницы, возникающие в связи с оплатой задолженности поставщикам после ввода ОС в эксплуатацию и оприходования их на счете 01, первоначальную стоимость ОС не увеличивают. Эти суммовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) и отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы").

Бухгалтерские записи:

Дебет 08, Кредит 60 - 28 000 руб. - оприходован полученный от поставщика объект ОС на сумму без НДС [(1 200-200) х 28];

Дебет 19, Кредит 60 - 5 600 руб. - отражена сумма НДС, приходящаяся на капитальные вложения (200 х 28);

Дебет 01, Кредит 08 - 28 000 руб. - отражен ввод в эксплуатацию объекта ОС на основании акта приемки-передачи.

При варианте А:

Дебет 60, Кредит 51 - 32 400 руб. - произведена оплата счета поставщика (1 200 х 27), в том числе НДС 5 400 руб.

В соответствии с приведенными выше положениями п.44 Методических рекомендаций суммы НДС, уплаченные поставщику ОС, подлежат вычету в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату фактического осуществления расходов. Порядок бухгалтерских записей в этом случае был дан Минфином России в письмах от 16.01.98 г. N 04-03-11 и от 29.04.99 г. N 04-02-05/1. Разница между суммой НДС, учтенной при оприходовании товарно-материальных ценностей на счете 19, и суммой налога, выделенной в платежном документе, списывается со счета 60 на счет 19. После отнесения со счета 60 соответствующей суммы НДС на счет 19 остающаяся на счете 60 суммовая разница подлежит списанию на счет 80:

Дебет 19, Кредит 60 - 200 руб. - сторнируется сумма НДС с положительной суммовой разницы по факту оплаты компьютера [200 х (27 - 28)];

Дебет 68, Кредит 19 - 5 400 руб. - принята к вычету сумма НДС по приобретенному ОС, фактически уплаченная поставщику;

Дебет 60, Кредит 80 (91) - 1 000 руб. - принята к учету в составе внереализационных доходов на основании бухгалтерской справки положительная суммовая разница по факту оплаты компьютера без НДС [(1 200 - 200) х (27 - 28)].

Попутно заметим, что под обложение налогом на прибыль данная сумма подпадает в момент ее отражения на счетах бухгалтерского учета, тогда как через амортизационные начисления по поступившему ОС она будет постепенно в течение срока его службы приниматься в качестве уменьшающей облагаемую базу по налогу на прибыль.

При варианте Б:

Дебет 60, Кредит 51 - 34 800 руб. - произведена оплата поступившего товара поставщику (1 200 х 29), в том числе НДС 5 800 руб.;

Дебет 19, Кредит 60 - 200 руб. - доначислен НДС с отрицательной суммовой разницы по факту оплаты компьютера [200 х (29 - 28)];

Дебет 68, Кредит 19 - 5 800 руб. - принята к вычету сумма НДС по приобретенному ОС, фактически уплаченная поставщику;

Дебет 80 (91), Кредит 60 - 1 000 руб. - принята к учету в составе внереализационных расходов на основании бухгалтерской справки отрицательная суммовая разница по факту оплаты компьютера без НДС [(1 200 - 200) х (29 - 28)].

При расчете налога на прибыль отрицательные суммовые разницы, возникшие при осуществлении расчетов в рублях, в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц, не принимаются при налогообложении прибыли. Отрицательные суммовые разницы не включены в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552. Поэтому убыток от отрицательной суммовой разницы в размере 1 000 руб. должен быть восстановлен по строке 4.10 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли (приложение 4 к Инструкции МНС России от 15.06.2000 г. N 62) "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Справка). Следует заметить, что сумма 1 000 руб., фактически оплаченная покупателем, так никогда и не будет принята в качестве расхода для целей налогообложения, поскольку в первоначальную стоимость ОС она не вошла.

Пункт 8 Положения определяет, что первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признаются все затраты, связанные с приобретением ОС, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

НДС относится к возмещаемым налогам. Однако в отдельных случаях, предусмотренных НК РФ, сумма уплаченного поставщикам НДС по приобретенным ОС относится на увеличение балансовой стоимости ОС и налоговому вычету не подлежит. Это происходит в случаях использования ОС при производстве и реализации товаров, работ и услуг:

которые не подлежат налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ;

местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п.п.3 п.2 ст.170 НК РФ);

операции по реализации которых не признаются реализацией в соответствии с п.п.2 п.6 ст.170 НК РФ.

Сумма уплаченного поставщикам НДС по приобретенным ОС относится на увеличение их балансовой стоимости, если эти ОС используются для непроизводственных целей (в этом случае амортизация по ним не включается в состав затрат, принимаемых для целей налогообложения), а также при приобретении ОС лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ.

Сумма НДС, включенная в первоначальную стоимость ОС после ввода их в эксплуатацию, подлежит отнесению через амортизационные отчисления в себестоимость продукции (работ, услуг).

Если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие и не подлежащие обложению НДС, то налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций в соответствии с п.4 ст.149 и п.4 ст.170 НК РФ. Одно и то же оборудование может использоваться в облагаемом и не облагаемом НДС видах деятельности. В этом случае налоговый вычет НДС по приобретенному ОС производится в сумме, соответствующей удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом в общей сумме выручки за налоговый период, в котором ОС принято на учет (п.4 ст.170 НК и п.42 Методических рекомендаций). Сумма НДС, соответствующая удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (в том числе не признаваемых реализацией), к вычету не принимается и относится на увеличение балансовой стоимости ОС в периоде постановки его на учет.

Данное положение не применяется в тех налоговых периодах, в которых доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5% (в стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). При этом все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде, подлежат вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную поставщиком на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (ст.169, п.1 ст.171 НК РФ).

По общему правилу счета-фактуры составляются в рублях. Если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте (п.7 ст.169 НК РФ) или в условных денежных единицах (если цена в договоре установлена в у.е.).

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914, как и ранее действовавшее постановление N 914, не оговаривают никаких особенностей составления счетов-фактур в условных денежных единицах.

Покупатель регистрирует этот счет-фактуру в журнале учета получаемых от поставщиков счетов-фактур. В книге покупок покупатель регистрирует счет-фактуру только после того, как он оплатит ОС. Если счет-фактура выписан в условных денежных единицах, то в книге покупок указывается фактически перечисленная поставщику сумма рублей. А на самом счете-фактуре делается пометка "Оплачено по курсу (указывается курс) на дату (указывается дата) в размере (указывается рублевая сумма платежа)". В этом случае величина НДС, принимаемая к вычету, будет подтверждена счетом-фактурой и записью в книге покупок.

Если счета-фактуры поставщик оформляет в рублях по курсу, действующему на дату отгрузки товаров, то при получении оплаты в погашение задолженности на сумму суммовой разницы поставщиком должны быть оформлены счета-фактуры и предоставлены покупателю (см. письмо Минфина России от 8.11.2000 г. N 04-02-05/1).

При приобретении основных средств, требующих и не требующих монтажа, организации часто оплачивают дополнительные услуги сторонних организаций. Пунктом 12 Положения определено, что в первоначальную стоимость объектов ОС включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.


Пример 3. Организация приобретает у поставщика оборудование производственного назначения, требующее монтажа, стоимостью 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб. Оборудование будет использоваться в деятельности, подлежащей обложению НДС. Стоимость доставки, уплаченной поставщику, - 1 200 руб., в том числе НДС 200 руб. Монтаж поручен сторонней организации. Стоимость монтажа 48 000 руб., в том числе НДС 8 000 руб.

Бухгалтерские записи:

1. Дебет 07, Кредит 60 - 100 000 руб. (120 000 - 20 000) - оприходовано оборудование, требующее монтажа;

2. Дебет 19, Кредит 60 - 20 000 руб. - учтен НДС по поступившему оборудованию;

3. Дебет 60, Кредит 51 - 120 000 руб. - произведена оплата поступившего оборудования;

4. Дебет 07, Кредит 76 - 1 000 руб. (1 200 - 200) - отражены услуги сторонней организации по доставке оборудования;

5. Дебет 19, Кредит 76 - 200 руб. - учтен НДС по услугам доставки;

6. Дебет 76, Кредит 51 - 1 200 руб. - произведена оплата доставки оборудования;

7. Дебет 08, Кредит 07 - 101 000 руб. - оборудование передано в монтаж сторонней организации;

8. Дебет 08, Кредит 76 - 40 00 руб. (48 000 - 8 000) - отражены затраты на монтаж, выполненный сторонней организацией;

9. Дебет 19, Кредит 76 - 8000 руб. - учтен НДС по услугам монтажа;

10. Дебет 76, Кредит 51 - 48 000 руб. - произведена оплата монтажных работ;

11. Дебет 01, Кредит 08 - 141 000 руб. (100 000 + 1 000 + 40 000) - введен в эксплуатацию смонтированный объект;

12. Дебет 68, Кредит 19 - 28 200 руб. (20 000 + 200 + 8 000) - принят к вычету НДС по оприходованному и оплаченному оборудованию.

Вычету подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при сборке (монтаже) ОС, а также суммы НДС по приобретенным материалам для выполнения монтажных работ (п.6 ст.171 НК РФ). Вычет можно производить в момент ввода в эксплуатацию объекта ОС.


Пример 4. Изменим условия примера 3. Допустим, что монтаж осуществляется собственными силами, т.е. хозяйственным способом. Стоимость монтажа 40 000 руб.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления облагается НДС (п.п.3 п.1 ст.146 НК РФ). Объектом налогообложения является стоимость строительных и монтажных работ, выполненных хозяйственным способом с 1 января 2001 г. непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд (п.3.2 Методических рекомендаций). Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у налогоплательщика в момент окончания монтажных работ при принятии объекта к учету в качестве ОС (п.10 ст.167 НК РФ).

Все бухгалтерские записи с 1 по 6 примера 3 повторяются в примере 4. Далее с учетом нового условия следует произвести следующие записи:

Дебет 08, Кредит 70 (69) - 40 000 руб. - отражены затраты на монтаж, выполненный собственными силами.

При варианте А:

Дебет 19, Кредит 68 - 28 200 руб. (141 000 х 20%) - начислен НДС по ставке 20% фактических затрат строительно-монтажных работ, включая стоимость использованных материалов в соответствии с п.10 ст.167 НК РФ в момент принятия объекта ОС на учет;

Дебет 68, Кредит 19 - 20 200 руб. (20 000 + 200) - принят к вычету НДС по приобретенным оборудованию, материалам и услугам доставки, ранее учтенный на счете 19;

Дебет 68, Кредит 19 - 8 000 руб. (28 200 - 20 200) - принят к вычету НДС, вычисленный как разница между суммами налога, начисленного со стоимости строительно-монтажных работ и уплаченного поставщикам оборудования в соответствии с п.46 Методических рекомендаций;

Дебет 08, Кредит 19 - 20 200 руб. (28 200 - 8000) - включена в первоначальную стоимость объекта сумма НДС, не подлежащая вычету;

Дебет 01, Кредит 08 - 161 200 руб. (101 000 + 40 000 + 20 200) - введен в эксплуатацию смонтированный объект.

При варианте Б:

Дебет 08, Кредит 68 - 28 200 руб. (141 200 х 20%) - начислен НДС по ставке 20% фактических затрат строительно-монтажных работ, включая стоимость использованных материалов в соответствии с п.10 ст.167 НК РФ в момент принятия объекта ОС на учет;

Дебет 68, Кредит 19 - 20 200 руб. (20 000 + 200) - принят к вычету НДС по приобретенным оборудованию, материалам и услугам доставки, ранее учтенный на счете 19;

Дебет 68, Кредит 08 - 8 000 руб. (28 200 - 20 200) - принят к вычету НДС, вычисленный как разница между суммами налога, начисленного со стоимости строительно-монтажных работ и уплаченного поставщикам оборудования в соответствии с п.46 Методических рекомендаций;

Дебет 01, Кредит 08 - 161 200 руб. (101 000 + 40 000 + 20 200) - введен в эксплуатацию смонтированный объект.

По сравнению с примером 1 в примере 2 стоимость объекта увеличивается на сумму входного НДС (20 200 руб.), уплаченного поставщикам оборудования и за услуги по доставке. Это расхождение появляется, если буквально следовать нормам Методических рекомендаций и п.12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, которые расширительно толкуют нормы п.6 ст.171 НК РФ. Поэтому налогоплательщику предстоит выбирать, буквально ли руководствоваться установками НК РФ и приготовиться отстаивать свое право на полный вычет суммы НДС через арбитражный суд или следовать положениям Методических рекомендаций и принимать к вычету разницу. Нам представляется целесообразным порекомендовать выполнять монтаж силами сторонних организаций.

В заключение рассмотрения вопроса включения в первоначальную стоимость объектов ОС затрат по монтажу и доставке заметим, что эта норма касается как приобретаемых (сооружаемых) объектов, так и полученных безвозмездно или внесенных в уставный (складочный) капитал организаций.

Пункт 10 Положения первоначальной стоимостью ОС, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признает их текущую рыночную стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Пунктом 25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н, установлено, что при определении рыночной стоимости могут быть использованы:

данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики; торговых инспекций и организаций;

сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертные заключения о стоимости отдельных объектов ОС.

Бухгалтерский учет операций по учету полученных организацией ОС по договору дарения (безвозмездно) приведен нами в статье "Безвозмездное получение оборудования" ("Финансовая газета" N 16 за 2001 г.).

В п.11 Положения уточнен порядок оценки объектов ОС, оплаченных неденежными средствами. Как и ранее, первоначальной стоимостью таких ОС признается стоимость ценностей, передаваемых организацией по договору мены. В ситуациях, когда невозможно установить стоимость ценностей, переданных в обмен на ОС, принимается во внимание стоимость, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты ОС.

Пункт 14 Положения не изменил требования ПБУ 6/97 о том, что стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации, и в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.


Переоценка основных средств


Пунктом 20 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 г. N 60н, определено, что результаты проведенной организацией до начала отчетного года переоценки объектов ОС подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года. Обычно в ходе проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводилась переоценка объектов до начала отчетного периода. Если организация приняла решение в течение года переоценить объекты ОС, то результаты переоценки в течение года она не имела права отражать, и только в бухгалтерском учете января осуществлялись проводки по отражению переоценки по состоянию на 1 января. Соответственно в январском балансе эти данные отражались данными на начало года.

В нарушение данного правила организации осуществляли отражение результатов переоценки по отдельному объекту в течение года и пользовались этим для целей налогообложения, а не для достоверного отражения действительной стоимости ОС организации. Пункт 15 нового Положения ужесточает условия переоценки. Переоценка ОС предусматривается только для коммерческих организаций, и осуществлять ее можно не чаще одного раза в год (на начало отчетного года).

Таким образом, ПБУ 6/01 соответствует требованиям п.49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Переоценке подлежат не отдельные объекты, а группа однородных объектов (например, группа "здания", но неотдельное здание). Переоценка производится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Ранее был определен порядок, согласно которому решение о переоценке организация могла принимать ежегодно. Теперь организация, принявшая решение о переоценке, должна учитывать, что в дальнейшем она обязана будет производить переоценку регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Отразить результаты произведенной в году переоценки организация сможет по состоянию на 1 января 2002 г. (согласно п.20 приказа N 60н). Таким образом, есть еще время оценить, выгодно ли будет организации в дальнейшем осуществлять постоянную переоценку группы однородных объектов, а также последствия такой переоценки с учетом особенностей ее отражения в соответствии с требованиями Положения.

Изменен порядок отражения результатов переоценки и в бухгалтерском учете. И, хотя сумма дооценки объекта в результате переоценки по-прежнему зачисляется на счета учета добавочного капитала организации, т.е. на счет 87 (83) "Добавочный капитал", порядок такого зачисления расписан детально.

Прежде всего дооценивается ОС, по которому в предыдущие отчетные периоды была произведена уценка, отнесенная на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов. При этом часть суммы дооценки объекта, равная сумме отнесенной ранее на убытки уценки, восстанавливается путем отнесения данной суммы на счет прибылей в качестве операционных доходов (счет 91). Остаток суммы дооценки (если он больше произведенной ранее уценки) относится на счета учета добавочного капитала организации, т.е. на счет 87 (83). Заметим, что на счете 83 отсутствуют субсчета и на нем отражаются суммы дооцененных по группам ОС.

Аналогичный порядок действует и в отношении сумм уценки. Если уценивается объект, который ранее дооценивался, то вначале на эту величину уменьшается добавочный капитал организации (в пределах накопленных сумм дооценки именно данного объекта). Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода. Таким образом, суммы уценки покрываются за счет ранее произведенных дооценок, остаток относится на финансовый результат текущего периода.

Данный порядок повышает ответственность за отражение сумм на счетах учета добавочного капитала, т.е. на счет 87 (83), и проведение дивидендной политики.


Пример 5. Допустим, что организация производит в текущем году переоценку оборудования, при этом стоимостная оценка на счете 01 уценивается на 6 000 руб., а сумма накопленной на счете 02 амортизации уценивается на 2 000 руб. Результат переоценки отражается в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2002 г.

Ранее объект дооценивался, дооценка счета 01 была произведена в размере 2 000 руб., а сумма амортизации на счете 02 - 500 руб. Суммы были отнесены на счет 87.

Бухгалтерские записи:

Дебет 87, Кредит 01 - 2 000 руб. - отнесена на добавочный капитал организации сумма, равная ранее произведенной дооценке счета 01;

Дебет 80 (91), Кредит 01 - 4 000 руб. (6 000 - 2 000) - отнесена на убыток сумма уценки объекта, превышающая сумму его предыдущей дооценки;

Дебет 02, Кредит 87 - 500 руб. - отнесена на добавочный капитал организации сумма, равная ранее произведенной дооценке счета 02;

Дебет 02, Кредит 80 (91) - 1 500 руб. (2 000-500) - отнесена на прибыль сумма уценки объекта, превышающая сумму его предыдущей дооценки.

Пунктом 15 Положения решен вопрос с суммами дооценки объектов ОС, накопленных ранее на счете 87 в случае его выбытия. Приказом Минфина России от 28.03.2000 г. N 32н п.102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств был исключен, и у бухгалтеров возникал вопрос, что же делать с оставшимися на счете 87 суммами дооценки. Теперь уточнено, что при выбытии объекта ОС сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации. Таким образом, суммы, накопленные на счете 87, становятся новым источником покрытия убытков в случае выбытия недоамортизированного объекта ОС.

При продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании ОС вследствие морального или физического износа производится запись:

Дебет 87 (83), Кредит 88 (84) - списана сумма дооценки выбывающего объекта ОС.


Амортизация основных средств


В п.17 раздела III "Амортизация основных средств" Положения уточнен перечень объектов жилого фонда: это жилые дома, общежития, квартиры и др. Таким образом, снимается противоречие в бухгалтерском учете квартир, существовавшее ранее. Согласно п.19 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации по группе статей "Нематериальные активы" отражалась стоимость объектов жилого фонда (в том числе приобретенные отдельные квартиры в объектах жилого фонда) по первоначальной стоимости (стоимости приобретения). Однако с 1 января 2001 г. введено в действие положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н, в котором квартиры среди объектов нематериальных активов не были названы. Новое положение требует учитывать их в составе ОС с 1 января 2001 г. Формально на счете 01 следует учитывать только приобретенные после 1 января 2001 г. квартиры. Но в этом случае необходимо давать информацию в пояснительной записке о том, что квартиры учтены на счете 01 и на счете 04. Думается, что не будет большой ошибкой перенести все квартиры на счет 01.

По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам амортизация не начисляется. По указанным объектам и объектам ОС некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете 010.

Напомним, что ПБУ 6/97 содержало прямое указание на то, что объекты ОС некоммерческих организаций не подлежат амортизации, однако после решения Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2000 г. N ГКПИ 00-645 п.4.1 ПБУ 6/97 приказом Минфина России от 24.03.2000 г. N 31н был признан недействующим. В Положении указано, что на данные средства начисляется износ на забалансовом счете, причем на финансовый результат некоммерческих организаций этот износ не оказывает влияния.

Пункт 23 Положения дополняет ранее действовавшее правило о приостановлении начислений амортизационных отчислений в случае восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Восстановление объекта ОС может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции (п.26).

Пунктом 18 Положения объекты ОС стоимостью не более 2 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Однако в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Ранее такое правило применялось по МБП, стоимость которых не превышала 1/20 лимита устанавливаемого стоимостного критерия.

В связи с введением данного правила меняется порядок учета приобретенных книг, журналов, брошюр и других изданий (так называемого библиотечного фонда), по которому было много нареканий.

Напомним, что в соответствии с п.36 Методических рекомендаций, который пока не изменен, при приобретении изданий следовало производить бухгалтерские записи:

Дебет 26, Кредит 50 (71) и одновременно Дебет 01,

Кредит 87 отражены затраты по приобретению книг, брошюр, журналов.

Давались разъяснения, что стоимость изданий не увеличивает налог на имущество, поскольку, хотя амортизация по ним не начисляется, практически она уже начислена в момент отнесения на затраты стоимости приобретенных изданий первой записью.

По аналогии с ранее существовавшим порядком по МБП стоимостью менее 1/20 лимита, когда износ на счете 13 не начислялся, производилась запись:

Дебет 20, Кредит 12.

В соответствии с Положением должны быть произведены записи:

Дебет 08, Кредит 50 (71) - отражены затраты по приобретению книг, брошюр, журналов и основных средств стоимостью менее 2 000 руб.;

Дебет 01, Кредит 08 - переданы в эксплуатацию книги и ОС стоимостью менее 2 000 руб.;

Дебет 20 (26, 44), Кредит 02 - начислена 100%-ная амортизация при передаче в эксплуатацию книг, брошюр, журналов и объектов ОС стоимостью менее 2 000 руб.

Заметим, что организация продолжает учитывать данные ОС на балансе по нулевой стоимости до момента их выбытия, тем самым обеспечивается контроль за их движением. Затраты по подписке на периодические издания являются в соответствии с ПБУ 10/99 средствами в расчетах, а не расходами будущих периодов или капитальными вложениями. Поэтому в составе ОС будут учитываться только фактически полученные издания.

Еще одно важное изменение - отсутствие в Положении ссылки на срок полезного использования ОС, установленный в технических условиях или в централизованном порядке. Теперь организация вправе не руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений, утвержденными постановлением Совмина СССР от 22.10.90 г. N 1072, и начислять амортизацию любым из перечисленных Положением способов, поскольку в любом случае для целей налогообложения учитываются нормы постановления N 1072 и организация должна заплатить налог с разницы начисленных сумм амортизации.


Восстановление основных средств


Пункт 27 Положения разрешает пересматривать срок полезного использования реконструированных (модернизированных, восстановленных) объектов ОС, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) этого объекта.

Здесь же следует отметить, что Положением не предусмотрено с 1 января 2001 г. производить ранее требовавшуюся пп.37 и 44 Методических рекомендаций бухгалтерскую запись: Дебет 88, Кредит 87 для включения в добавочный капитал части нераспределенной прибыли, направленной на капитальные вложения. Такая запись не предусмотрена по счету 84 и новым Планом счетов. Прямо выполняя такое требование, ранее организации зачастую не имели решения учредителей о расходовании на эти цели чистой прибыли и даже нераспределенной прибыли в отчетном периоде, остающейся в распоряжении организации, которая и должна была быть фактически направлена на осуществление капитальных вложений. Оборот по счету 08 "Капитальные вложения" мог иметь место при убытке по балансу, хотя в расчете по налогу на прибыль в итоге корректировок сумма налогооблагаемой прибыли была и на величину оборота по счету 08 заявлялась льгота по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений. Отмена требований произведения данной бухгалтерской записи приводит в соответствие учет ОС с требованиями международных стандартов и позволяет подходить к заявлению льгот более обоснованно.


Выбытие основных средств


Пункт 31 Положения уточняет, что доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов ОС подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. Таким образом, в отсутствие счета 47 по новому Плану счетов остаточная стоимость выбывающих объектов ОС, определяемая непосредственно на счете 01, относится к операционным расходам (счет 91). Здесь же учитываются расходы, связанные с выбытием данных средств (например, затраты по демонтажу). Задолженность покупателя за продаваемое ОС является операционным доходом.

Однако обратим внимание на исключение из данного правила, которое вытекает из п.3 ПБУ 10/99. Оно состоит в том, что не признается расходами выбытие активов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы других организаций. В этом случае не является операционным расходом остаточная стоимость ОС, выбывающих в качестве вклада в уставный капитал или по договору простого товарищества. А операционным доходом не является сумма оценки вклада по договору товарищей или учредителей. В данном случае к операционным доходам или расходам относится разница между остаточной стоимостью выбывающего имущества и оценкой вклада. Эта разница и будет представлять финансовый результат от данной операции выбытия ОС в качестве вклада в уставный капитал или по договору простого товарищества.


Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности


В заключительном п.32 Положения дополнительно к информации, предусмотренной ПБУ 6/97, добавлено требование об отражении в пояснительной записке информации о движении ОС в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.), а также об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

Последнее требование, видимо, связано с тем, что в настоящее время активно обсуждается вопрос о фактической эксплуатации объектов ОС, которые не могут быть введены формально в эксплуатацию из-за длительности процесса государственной регистрации объектов недвижимости. В связи с этим приводится текст Положения о порядке начислении амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.90 г. N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73. В соответствии с пп.1 и 22 этого Положения по неоконченным строительством и не оформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но фактически эксплуатируемым теми предприятиями, которым они будут переданы в основные фонды, амортизация начисляется в общем порядке. Однако письмом МНС России от 28.04.2000 г. N ВГ-6-02/334 сообщается, что амортизационные отчисления на объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в государственном реестре, отраженный на счете 08, не учитываются для целей налогообложения и, следовательно, должны быть скорректированы по строке 4.23 Справки. И, хотя данное письмо не нормативно, вопрос остается открытым: получены от эксплуатации такого объекта доходы, и они подлежат налогообложению, а в уменьшение доходов не принимаются расходы по ним, в том числе амортизационные отчисления.


Л.П. Фомичева,

аудитор ОАО

"Русский Алюминий Менеджмент".


"Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Здесь и далее в скобках указан номер счета, соответствующий новому Плану счетов.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение