О порядке уплаты налогов страховщиками (М.В. Романова, "Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2001 г.)

О порядке уплаты налогов страховщиками


В настоящее время основную часть налогов, уплачиваемых страховыми организациями, составляют налоги, относимые на себестоимость страховых услуг (подоходный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, НДС, земельный налог, отчисления во внебюджетные фонды). Меньшую роль играют налоги, относимые на финансовый результат (сбор на нужды обязательных учреждений, налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на имущество, налог на рекламу), и налоги, уплачиваемые за счет прибыли (налог на прибыль, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образований на их основе слов и словосочетаний, налог на операции с ценными бумагами).

Рассмотрение динамики изменения структуры страхового рынка начиная с 1992 г. по настоящее время позволяет выделить в этом процессе три периода налогообложения страховщиков.

Первый период (с 1992 г. по III квартал 1993 г.). Отдельно облагались прибыль от инвестиций, а также доходы по нестраховой деятельности (как у промышленных, так и у других предприятий). Широко распространенными нестраховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг, от сдачи имущества в аренду. Таким образом, практически существовало два параллельных налога - на доход и на прибыль. Характерно, что денежные средства размещались под высокие годовые проценты, которые подлежали льготному налогообложению (15% - для предприятий, в том числе и у страховых организаций, 18% - для банков). Это сыграло немалую роль в развитии некоторых видов страхования.

Второй период (с IV квартала 1993 г. по IV квартал 1994 г.). Для этого периода характерно уменьшение амплитуды колебаний долей, приходящихся на различные отрасли страхования, и выявление устойчивых тенденций в их развитии. В целях приближения налогообложения страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Однако при этом ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был учтен. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями.

Были решены проблемы налогообложения обязательного страхования: определена база для исчисления налога на прибыль страховщиков, проводящих страхование пассажиров междугородных перевозок, определен порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий.

Третий период (с начала 1995 г.). Нарастают тенденции повышения поступлений по добровольному страхованию при незначительном уменьшении в нем доли личного страхования. Ряд операций по страхованию (например, агентские услуги по страхованию) стал облагаться НДС, расширена налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог, доходы по государственным ценным бумагам стали облагаться налогом на операции с ценными бумагами (ставка 15%), а доходы по векселям - по общеустановленным ставкам налога на прибыль.

В 2000 г. изменен порядок уплаты налогов, взимаемых с выручки, и налога на прибыль. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог по месту нахождения филиала пропорционально численности работающих (фонда оплаты труда) и стоимости основных средств, находящихся на территории филиала. Это решение позволило в определенной мере сочетать интересы разных звеньев бюджетной системы (федерального и региональных), хотя оно нуждается в совершенствовании, о чем говорится ниже.

К налогам, уплачиваемым с фонда оплаты труда, относится прежде всего подоходный налог. Порядок расчета налоговой базы, сроки представления расчетов за своих сотрудников для страховых организаций те же, что и для других предприятий и организаций. Налог со страховых выплат застрахованным лицам (по конкретному страхованию) страховщики уплачивают в те же сроки. Удержанный налог подлежит перечислению в бюджет не позднее установленного дня выплаты заработной платы. Ставки постоянно пересматриваются и расположены по прогрессивной шкале.

В части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., по подоходному налогу в сфере страховой деятельности предусмотрено ряд изменений:

по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, выплаты, увеличенные на ставку рефинансирования, установленной Банком России, облагаются по ставке 35%;

по договорам имущественного страхования и страхования ответственности под налогообложение подпадает разница между страховой выплатой и рыночной ценой объекта, определенной на момент заключения договора страхования, а также суммой страховых взносов, уплаченных в течение действия договора страхования;

наряду с добровольным медицинским страхованием взносы по договорам страхования от несчастных случаев, заключенным за счет средств предприятия, не включаются в совокупный годовой доход при отсутствии выплат на руки застрахованным физическим лицам;

по договорам добровольного медицинского страхования под налогообложение подпадет оплата санаторного курортного лечения, что негативно скажется на проведении данного вида страхования.

Таким образом, увеличивается налоговый гнет по договорам страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет. По имущественным договорам страхования облагается доход, полученный по договорам, заключенным с валютной оговоркой (за счет резкого скачка курса доллара США по отношению к рублю страховая выплата, например, за поврежденную дверь в автомобиле может быть равна страховой сумме при гибели автомобиля, определенной на момент заключения договора страхования).

Приказом МНС России от 1.11.2000 г. N БГ-3-08/378 утверждена Инструкция по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2001 год.

В дальнейшем в 2001 г. за счет снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог (более чем в 2,5 раза), увеличения ставки налога на прибыль на 5 пунктов, а также отмены ряда местных налогов возрастет роль налогов, уплачиваемых за счет прибыли.

В настоящее время страховые организации облагаются налогом на прибыль наравне с банками. В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу применительно к кредитным организациям предусмотрено совершенствование системы налогообложения банковской деятельности, включая установление ставки налога на прибыль кредитных организаций на общем уровне для всех предприятий и организаций. Для страховых организаций этого пока не предусмотрено, что, по нашему мнению, необоснованно, так как есть основания для снижения ставки налога на прибыль страховщиков до общего для всех предприятий и организаций уровня.

С введением части второй НК РФ для всех налогоплательщиков изменен порядок уплаты НДС. Налог уплачивается по консолидированному балансу по месту нахождения головной организации и филиалов пропорционально среднесписочной численности персонала и объему основных производственных средств.

В связи с многочисленными запросами о порядке применения ст.175 части второй НК РФ в письме МНС России от 12.02.01 г. N ВГ-6-03/130@ разъясняется следующее.

В целях упорядочения и упрощения системы уплаты НДС организациями, имеющими обособленные подразделения, а также контроля за поступлениями этого налога в бюджет указанные организации - налогоплательщики НДС могут производить в 2001 г. централизованную уплату налога (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации. При принятии такого решения организации-налогоплательщики в приказе об учетной политике на 2001 г. для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться НДС (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).

При этом по строке 24 декларации по налогу на добавленную стоимость организация ставит прочерк и представляет в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений титульный лист декларации и с отметками "справочно" приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений.

В случае централизованной уплаты налога закрытие лицевых счетов и передача сальдо расчетов с бюджетом обособленных подразделений организаций, самостоятельно уплачивавших НДС до 1 января 2001 г., производятся в порядке, аналогичном изложенному в письме МНС России от 24.10.2000 г. N ФС-6-02/821@, впредь до утверждения соответствующего порядка.

Приказом МНС России от 27.11.2000 г. N БГ-3-03/407 утверждена Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость.

Налоги, относимые на финансовый результат, не влияют на себестоимость страховых услуг, но сказываются на конечном финансовом результате страховщика - прибыль (убыток). К ним относится, например, налог на имущество предприятий.

Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, влияют не на себестоимость страховых услуг, а на чистую прибыль, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.

От фонда оплаты труда страховщиками, а также филиалами, имеющими самостоятельный баланс и расчетный счет, находящимися на соответствующей территории, как и другими предприятиями, уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений (ставка 1%), а до 15 ноября 1997 г. - также транспортный налог (ставка 1%).

До 2001 г. взносы в государственные внебюджетные фонды по установленным тарифам в процентах от фонда оплаты труда, начисленной по всем основаниям, производимые страховыми организациями, составляли: в Пенсионный фонд - ставка 28%, Фонд социального страхования - ставка 5,4%, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования - ставка 3,6%, Фонд занятости - ставка 2%.

Во второй части Налогового кодекса социальные фонды объединены в единый социальный налог.

В структуре налогов, уплачиваемых страховыми организациями в 1996-1999 гг., преобладали налоги и сборы, относимые на себестоимость страховых услуг.

Приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/468 утверждены инструкции по заполнению форм налоговых деклараций по единому социальному налогу (взносу).

Обобщенные данные по всем налогам и сборам, уплачиваемым страховыми организациями, приведены в следующей таблице.


Таблица налогов, уплачиваемых страховыми организациями


Наименование налога Ставка налога Дата введения,
период действия
Источник
уплаты
Налоги и отчисления, которые определяются от фонда оплаты труда
Пенсионный фонд*(1) С юридических лиц
28%
с физических лиц
1%
с предпринимате-
лей 5%, 28%
С юридических лиц
и предпринимате-
лей 28%, 15,8%
7,9%, 2%




С 1997 г.

С 2001 г.
Себестоимость
Фонд занятости 1,5%

2%
С 1993 г.

С 1996 до 2001 г.
Себестоимость
Фонд обязательного
медицинского стра-
хования*(1)
3,6%,
в том числе:
0,2%, 3,4%*(2)
0,2%, 0,1%*(3)
3,4%, 1,9%,
0,9%*(4)
  Себестоимость
2001 г.
Фонд социального
страхования*(1)
5,4%
4%, 2,2%, 1,1%
С 2001 г. Себестоимость
Транспортный налог 1% С 1993 по 1996 г. Себестоимость
Сбор на нужды обя-
зательных учрежде-
ний
1% С 1993 г.*(5) Финансовый ре-
зультат
Подоходный налог С физических лиц
и предпринимате-
лей
12%, 15%, 20%,
30%, 40%, 50%
60%

12%, 20%, 30%,
40%
12%, 20%, 30%

12%, 20%, 25%,
30%, 35%
12%, 15%, 20%,
25%, 30%, 35%

12%, 15%, 20%,
25%, 30%, 45%

13%, 30%, 35%



До 1 августа
1992 г.*(1)


С 1992 до 1994 г.

С 1994 до 1996 г.

С 1996 до 1998 г.

С 1998 до 2000 г.


В 2000 г.


С 2001 г.
Себестоимость
Налог на доход (прибыль)
Налог на доход 25% по страховой
деятельности
С 1992 по 1993 г. Прибыль
Налог на прибыль 32% по нестрахо-
вой деятельности

32%

43%

38%

43%

В Москве:

38%

36%

43%
С 1992 по 1993 г.


С 1994 г.

С 28 марта 1994 г.

С 31 мара 1999 г.

С 2001 г.



С 1995 г.

С 31 марта 1999 г.

С 2001 г.
Прибыль
Налоги и сборы определяемые от выручки страховщик*(6)
Налог на содержание
жилого фонда и объ-
ектов социально-
культурной сферы
1,5% С 1993 до 2001 г. Финансовый ре-
зультат
Налог на пользова-
телей автомобиль-
ных дорог
0,4%
0,8%


2,5%

1%

В Москве:

0,8%


1,5%


2,5%

2%


1%
С 1992 г.
С III кв. 1995 г.


С 1996 г.

С 2001 г.



С IV кв. 1994 г.


С III кв. 1995 г.


С II кв. 1996 г.

С II кв. 1998 г.


С 2001 г.
Себестоимость
Сбор за использо-
вание наименова-
ний "Россия", "Рос-
сийская Федерация"
и образований на их
основе слов и сло-
восочетаний
0,5% С 1993 г. Прибыль
Разные налоги
Налог на добавлен-
ную стоимость

По операциям стра-
хования

По нестраховым опе-
рациям
20% С 1992 г.


Себестоимость


Себестоимость
через аморти-
зацию
Специальный налог





По операциям стра-
хования

По нестраховым опе-
рациям
3%


1,5%
С 1994 до 1995 г.


С 1995 до 1 апре-
ля 1996 г.






Себестоимость


Себестоимость
через аморти-
зацию
Налог на имущество 2%


В Москве:

1,5%

2%







С 1 апреля 1996 г.
Финансовый ре-
зультат
Земельный налог Дифференцирован-
ная
  Себестоимость
Налог на рекламу 0,5%   Финансовый ре-
зультат
Налог на операции
с ценными бумагами
0,5% с регист-
рации и продажа
1 руб. с каждой
1 000 руб., по
гос. бумагам
3 руб., с каждой
1 000 руб., с
прочих ценных бу-
маг 0,8% с ре-
гистрации





С 1996 г.
Прибыль
Земельный налог Дифференцирован-
ная
  Себестоимость
Налог на рекламу 0,5%   Финансовый ре-
зультат
Налог на операции
с ценными бумагами
0,5% с регистра-
ции и продажа
1 руб. с каждой
1 000 руб., по
гос. бумагам
3 руб. с каждой
1 000 руб., с
прочих ценных бу-
маг 0,8% с ре-
гистрации
  Прибыль




С 1996 г.
*(1) Данные налоги объединены в единый социальный налог.
*(2) Взносы в федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и в территориальный фонд обязательного медицинского
страхования.
*(3) В федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
*(4) В территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
*(5) Отменен в г.Москве 17 марта 1999 г. с введением налога с продаж
в г.Москве.
*(6) Выручка, определенная в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 491 (в ред.
от 7.07.98 г.).

В бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденной приказом Росстрахнадзора от 27.11.92 г. N 02-02/5, счет 68 "Расчеты с бюджетом" был предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, уплачиваемым страховой организацией, и налогам с персонала этой страховой организации.

Счет 68 кредитовался на суммы, причитающиеся к взносу в бюджет (в корреспонденции со счетами 81 "Использование прибыли (дохода)" - на сумму налога на доход страховой организации, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога и т.д.), и дебетовался на суммы, фактически перечисленные в бюджет.

Аналитический учет по счету 68 велся по видам налогов.

Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" был предназначен для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала страховой организации.

К счету 69 обычно открывали субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию".

На субсчете 69-1 учитывались расчеты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала страховой организации.

На субсчете 69-2 учитывались расчеты по отчислениям на пенсионное обеспечение персонала страховой организации.

На субсчете 69-3 учитывались расчеты по отчислениям на медицинское страхование персонала страховой организации.

Счет 69 кредитовался на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, а также медицинское страхование, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом обычно записи производились в корреспонденции:

со счетами, на которых отражено начисление заработной платы, - в части отчислений, производимых за счет страховой организации;

со счетом 70 - в части отчислений, производимых за счет персонала страховой организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетами учета финансовых результатов или расчетов с персоналом по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражалась начисленная сумма пеней за несвоевременную уплату отчислений, в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями.

По дебету счета 69 проводились суммы, перечисленные в уплату начисленных отчислений, а также суммы, выплачиваемые за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.

С 2001 г. вступили в силу новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н. В соответствии с этим Планом счетов бухгалтерский учет расчетов с бюджетами по налогам и сборам осуществляется с помощью следующих счетов:

19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям";

51 "Расчетный счет";

68 "Расчеты по налогам и сборам";

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

99 "Прибыли и убытки".

Счет 68 предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации. Кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 - на сумму подоходного налога и т.д.).

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19.

По новому Плану счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Переход к применению нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций разрешается осуществить в течение 2001 г. по мере готовности организации.


М.В. Романова,

советник налоговой службы I ранга


"Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2001 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение