Формирование пакета внутрифирменных стандартов аудита (Д.Н. Письменная, "Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2001 г.)

Формирование пакета
внутрифирменных стандартов аудита


Интеграция теории и практики аудита обеспечивает должное качество аудиторской деятельности и достигается системой стандартов, включающей международные, национальные и внутрифирменные стандарты аудита. Система стандартов позволяет регулировать аудиторскую деятельность с учетом:

тенденций ее развития и опыта в масштабах международного аудиторского сообщества, экономики, специфики организации учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности и аудита отдельной страны;

собственного подхода каждой аудиторской организации к проводимым проверкам и составляемым заключениям.

В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению и оформлению аудиторских проверок и организации деятельности, "принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности"*(1).

Выполнение роли внутрифирменных стандартов в обеспечении высокого качества аудита гарантирует соблюдение определенных методических подходов к их формированию и разработке. Приоритетное значение имеют:

соответствие требованиям и рекомендациям правил (стандартов) аудиторской деятельности и международным стандартам аудита;

использование опыта проведения аудиторских проверок и организации деятельности собственной и других аудиторских организаций, научных и методических разработок;

ориентация на тенденции развития экономики и требования экономических субъектов-клиентов;

соответствие реформированию бухгалтерского учета, новым нормативно-правовым актам организации учета, подготовке финансовой отчетности и аудита.

Представленные выше и другие методические подходы практически применяются при формировании и разработке пакета внутрифирменных стандартов и требуют соответствующего обучения аудиторов.

При этом должны учитываться требования правила (стандарта) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" и других правил (стандартов), предусматривающих обязательность аналогичных стандартов в составе внутрифирменного пакета.

В регулировании формирования состава внутрифирменных стандартов определяющее значение имеют следующие положения правила (стандарта) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций":

обязательность формирования пакета внутренних стандартов как условия описания комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита (пп.2.2 и 2.12);

включение в состав пакета различных по назначению групп стандартов: содержащих общие положения по аудиту; порядок проведения аудита, формирования выводов и заключений аудиторов, оказания сопутствующих аудиту услуг; специализированные стандарты и стандарты по образованию и подготовке кадров (п.3.1).

Следовательно, на определенный период деятельности аудиторская организация должна иметь пакет внутрифирменных стандартов, в состав которого входят стандарты всех групп. Возможно исключение группы специализированных стандартов, если это обусловлено характером деятельности аудиторской организации. Каждая группа может включать несколько стандартов. На определенный период деятельности в состав пакета может быть включено различное количество стандартов из каждой группы, но в совокупности они должны отражать собственный комплексный подход аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита. Из материалов анкетного опроса свыше 100 практикующих аудиторов в различных учебно-методических центрах по аттестации и повышению квалификации аудиторов (УМЦ) следует, что преобладающая часть аудиторских организаций располагает только отдельными внутрифирменными стандартами. Следовательно, задача формирования пакета внутрифирменных стандартов стоит практически перед каждой аудиторской организацией. И на каждом этапе ее решения необходимо неукоснительно следовать принципу комплексности.

Соблюдению этого принципа способствует учет требований отдельных правил (стандартов) в обязательном порядке иметь в каждой аудиторской организации аналогичные стандарты. Например, правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита" требует "В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы для того, чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность" (п.3.1)*(2) Внутрифирменный стандарт, необходимый для выполнения этого требования, относится к группе стандартов, содержащих общие положения по аудиту.

Правило (стандарт) "Существенность и аудиторский риск" включает следующее требование: "Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе" (п.3.1)*(3). Выполняющий это требование внутрифирменный стандарт входит в группу стандартов по регламентированию порядка проведения аудита.

Перечень правил (стандартов) аудиторской деятельности, содержащих прямые указания на необходимость соответствующих внутрифирменных стандартов, приведен в табл. 1. Соответствующий ему пакет можно рассматривать как абсолютно необходимый, но не исчерпывающий. Обеспечивая в основном комплексный подход к аудиторской деятельности на базе этого пакета, аудиторская организация должна постоянно его расширять и совершенствовать. Представленный в табл. 1 пакет многократно обсуждался с практикующими аудиторами при повышении квалификации и получил одобрение участников обсуждения.


Таблица 1


Формирование пакета внутрифирменных стандартов


Рекомендуемое
содержание пакета
внутрифирменных
стандартов
(первый этап)
Основание для
включения в пакет
(правило (стандарт)
аудиторской
деятельности)
Группа по назначению
стандарта, рекомен-
дуемого в пакет в
соответствии с пра-
вилом (стандартом)
"Требования, предъ-
являемые к внутрен-
ним стандартам ауди-
торских организаций",
п.3.1 и др.
1. Система базовых пока-
зателей и порядок нахож-
дения уровня существен-
ности
"Существенность и ауди-
торский риск", п.3.1
б. Порядок проведения
аудита, пп.3.1 и 3.4,
3.5
2. Единые внутрифирмен-
ные требования по форме
подготовки письменной
информации аудитора
руководству экономичес-
кого субъекта по резуль-
татам проведения аудита
"Письменная информация
аудитора руководству
экономического субъекта
по результатам проведе-
ния аудита", п.3.4
в. Порядок формирова-
ния выводов и заклю-
чений, пп.3.1 и 3.7
3. Аудит систем внутрен-
него контроля и бухгал-
терсгого учета экономи-
чесгого субъекта
"Изучение и оценка сис-
тем бухгалтерского уче-
та и внутреннего конт-
роля в ходе аудита"
б. Порядок проведения
аудита, пп.3.1 и 3.4,
3.5
4. Документирование ау-
дита
"Документирование ауди-
та", п.2.1
б. Порядок проведения
аудита, пп.3.1 и 3.4,
3.5
5. Планирование аудита "Планирование аудита" б. Порядок проведения
аудита, пп.3.1 и 3.4,
3.5
6. Внутренний контроль
качества аудита
"Внутрифирменный конт-
роль качества аудита"
а. Общие положения по
аудиту, пп.3.1 и 3.2,
3.3
7. Концепция подготовки
и представления экономи-
ческому субъекту (поль-
зователям) аудиторского
заключения
"Порядок составления ау-
диторского заключения о
бухгалтерской отчетнос-
ти", "Применимость допу-
щения непрерывности дея-
тельности"
в. Порядок формирова-
ния выводов и заклю-
чений, пп.3.1 и 3.7

Разработку внутрифирменных стандартов целесообразно выполнять с учетом названных методических подходов. Прежде всего необходимо определить содержание каждого стандарта из пакета. Основные организационно-методические положения для выполнения этой задачи заключены в правиле (стандарте) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций": назначение стандартов (п.2.1), характеристика внутрифирменных стандартов как части "организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации" (п.2.10), целесообразность методологического и методического сопровождения стандартов (пп.2.3 и 2.9), структура стандарта (п.3.14) и его примерная форма (приложение 2), а также примерный порядок подготовки внутрифирменных стандартов (приложение 1).

Наряду с учетом этих положений следует иметь в виду, что каждое правило (стандарт) аудиторской деятельности представляет относительно самостоятельный элемент, системно связанный с многими стандартами. Опыт разработки внутрифирменных стандартов свидетельствует, что разработку методической программы каждого раздела аудита целесообразно начинать с систематизации требований всех правил (стандартов), регулирующих проведение аудиторской проверки. В качестве иллюстрации этого положения в табл.2 приведены соответствующие материалы из внутрифирменного стандарта ООО "Аудит-Партнер" "Планирование аудита".

Установление основных требований и взаимосвязей системы правил (стандартов) аудиторской деятельности по регулированию планирования аудиторской проверки используется для составления методической программы аудиторской проверки.

1. Цель программы состоит в систематизации всех основных требований (рекомендаций) системы правил (стандартов) аудиторской деятельности по регулированию каждого этапа планирования аудиторской проверки.

2. Назначение программы:

осуществление в аудиторской деятельности принципов планирования аудиторской проверки: комплексности, непрерывности, оптимальности, согласованности и мобилизации;

содействие представлению в итоговых документах планирования аудита ("Предварительный план аудита", "Общий план аудита" и "Программа аудита") полного состава и должного порядка выполнения работ предстоящей аудиторской проверки.

3. Использование программы:

при составлении итоговых документов планирования предстоящей аудиторской проверки на основе внутрифирменного стандарта "Планирование аудита" и с учетом особенностей организационно-правовой формы, организации деятельности и управления, финансового состояния экономического субъекта;

при инструктаже аудиторов рабочей группы аудиторской проверки.


Таблица 2


Систематизация требований правил (стандартов)
аудиторской деятельности по регулированию планирования
аудиторской проверки


N
п/п
Правило
(стандарт)
Раздел соответствующего правила (стандарта)
по этапам планирования
Предварительное
планирование
аудита
Подготовка и
составление
общего плана
аудита
Подготовка и
составление
программы
аудита
1 "Планирование ау-
дита"
3.1-3.5 4.1-4.7,
5.1-5.7
приложение 1
4.1-4.7,
6.1-6.9
приложение 2
2 "Порядок составле-
ния аудиторского
заключения о бух-
галтерской отчет-
ности"
  3.6, 4.4.2,
4.4.5-4.4.7
3.6
3 "Изучение и оценка
систем бухгалтер-
ского учета и вну-
треннего контроля
в ходе аудита"
2.7, 5.2.1 2.5, 2.6, 2.7,
3.1, 3.2, 3.3,
3.5, 4.8,
5.2.3
2.5, 2.6, 2.7,
3.1, 3.2, 3.3,
3.5, 4.8, 5.4
4


5
"Понимание дея-
тельности экономи-
ческого субъекта"
"Применимость до-
пущения непрерыв-
ности деятельнос-
ти"
2.8, 5.2 5.3, 5.7, 5.9


3.1
5.8


3.1

Из необходимости представлять внутрифирменные стандарты как часть организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля следуют особые требования к раскрытию их содержания, например:

четкое и полное представление цели и задач стандарта;

установление конкретных обязанностей должностных лиц по осуществлению стандарта;

определение сферы применения стандарта и др.

Соблюдение этих требований иллюстрируют представленные ниже извлечения из внутрифирменного стандарта.


1. Общие положения


1.1. Цели, задачи и основания разработки стандарта

1.1.1. Цель стандарта - установить методику и порядок разработки, утверждения и применения внутреннего стандарта "Планирование аудита" с учетом рекомендаций правил (стандартов) аудиторской деятельности и особенностей функционирования аудиторской организации.

1.1.2. Задачи стандарта.

По каждому этапу планирования аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта:

представить формы и содержание итоговых документов, перечень и методы аудиторских работ и процедур, необходимые для их выполнения рабочие документы и нормативные акты;

определить содержание и порядок действий руководителя аудиторской проверки и аудиторской организации, их права и ответственность;

определить порядок установления продолжительности планирования и проведения аудиторской проверки, бюджета рабочего времени на проверку и по видам работ;

установить порядок формирования рабочих групп.

1.1.3. Основанием разработки стандарта являются рекомендации правил (стандартов) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" о включении в состав пакета внутренних стандартов стандарта, регламентирующего порядок планирования аудита (п.3.5 б) и др.; а также "Планирование аудита", "Существенность и аудиторский риск", "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" и др.

Полный учет рекомендаций правил (стандартов) аудиторской деятельности способствует эффективному планированию и получению достаточных аудиторских доказательств с наименьшими затратами для обоснования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соблюдения других требований, предъявляемых к аудиторскому заключению по обязательной аудиторской проверке.

1.3. Сфера применения стандарта

1.3.1. Стандарт применяют как организационно-распорядительный регламент подготовки и проведения планирования аудита во всех случаях при проведении аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения. Во всех остальных случаях он носит рекомендательный характер.

1.3.2. Руководитель аудиторской группы применяет стандарт с учетом особенностей правового статуса и деятельности экономического субъекта для выполнения следующих работ:

предварительное планирование проведения аудита, подготовка общего плана аудита, подготовка программы аудита;

согласование (и соответствующее документальное оформление) с руководством экономического субъекта основных организационных вопросов, связанных с проведением аудита;

определение состава аудиторских процедур на всех этапах планирования, методов их выполнения и документальное оформление результатов;

обеспечение планирования бланками рабочих документов и систематизированными файлами нормативных актов, необходимых для оценки деятельности и управления экономического субъекта, его финансового состояния, организации внутреннего контроля и др.;

обоснование особенностей планирования и проведения аудита, определенных характером деятельности экономического субъекта и другими обстоятельствами (например, целесообразность привлечения экспертов, корректировка программы аудита, предусмотренной стандартом, и др.);

обоснование продолжительности планирования, трудозатрат на планирование аудита и его проведение, составление календарного графика каждого этапа планирования;

комплектование группы аудиторов с учетом ее общей численности, должностного статуса, квалификационного уровня, распределения обязанностей и соподчиненности;

установление мер оперативного контроля деятельности аудиторов, соблюдение календарного графика выполнения плана;

систематизация предполагаемых результатов запланированной программы аудита и оценка достаточности аудиторских доказательств с позиций требований, предъявляемых к аудиторскому заключению, в том числе и его аналитической части.

1.3.3. Руководитель аудиторской организации применяет стандарт для выполнения следующих работ:

предметный контроль за проведением аудиторских проверок, деятельностью руководителей аудиторских групп и других должностных лиц;

организации эффективного взаимодействия с руководителями экономических субъектов (клиентами).

Опыт разработки внутрифирменных стандартов показал, что для изложения содержания стандарта целесообразно использовать его примерную форму, представленную в правиле (стандарте) "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (приложение 2). Однако раздел 3 "Сущность внутреннего стандарта" желательно назвать "Содержание внутреннего стандарта", а подраздел 3.2 "Методология решения указанной проблемы" детализировать в соответствии с требованиями этого же правила (стандарта), указанными в пп.2.1, 2.3, 2.9, 2.10 и 3.14. Такая детализация позволит отразить собственный подход аудиторской организации к проведению и оформлению аудита и представить содержание стандарта как часть организационно-распорядительной документации и системы контроля аудиторской организации.

Наряду с определением содержания внутрифирменных стандартов первостепенное значение имеет способ организации их разработки. Правило (стандарт), регламентирующее разработку внутрифирменных стандартов, допускает участие в этом процессе сторонних организаций по договору, принятие в качестве составляющих элементов методик и разработок, утвержденных профессиональными аудиторскими организациями и государственными органами. В организации формирования и разработки пакета внутрифирменных стандартов обязательно выполнение принципиального положения: главным субъектом процесса должен быть руководитель аудиторской организации, персонально отвечающий за качество ее деятельности. Внутрифирменные стандарты могут выполнить свое назначение только как неотъемлемая органическая часть управляющей документации и системы контроля аудиторской организации. Следовательно, во-первых, все сторонние разработки должны быть включены в организационный механизм технологии аудита и управления деятельностью аудиторской организации. Во-вторых, необходим постоянный мониторинг руководства аудиторской организации за соответствием пакета и содержания внутрифирменных стандартов:

требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, постановку бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности, хозяйственную и финансовую деятельность экономических субъектов;

современным технологиям информационного обеспечения;

требованиям рынка аудиторских услуг.

Правомерность этих положений подтверждает опыт аудиторских фирм, впервые проводивших обязательный аудит федеральных государственных унитарных предприятий. На первых же этапах своей работы они ощутили острую потребность в корректировке и расширении содержания внутрифирменных стандартов. Сторонние разработки могут оказать действенную помощь в подготовке внутрифирменных стандартов, если они будут выполнены в форме типовых решений, ориентированных на объем и направление деятельности аудиторских организаций.


Д.Н. Письменная,

руководитель Российской академии менеджмента и агробизнеса,

доктор экономических наук, профессор


"Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2001 г.



-------------------------------------------------------------------------

*(1) Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций", п.2.1 ("Аудиторские ведомости", N 11, 1999 г.).

*(2) "Аудиторские ведомости", N 8, 1998 г.

*(3) "Аудиторские ведомости", N 3, 1998 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.