Отражение в учете продаж с использованием дисконтных карт (Е.Б.Кузнецова, "Российский налоговый курьер", N 4, апрель 2001 г.)

Отражение в учете продаж с использованием дисконтных карт


В настоящее время в системе розничной торговли большое распространение получили дисконтные карты. Выпуская дисконтные карты, магазины хотят увеличить число постоянных покупателей. Став обладателем дисконтной карты, покупатель получает возможность во всех магазинах, входящих в единую дисконтную систему, в течение определенного времени пользоваться скидками, обычно не превышающими 5%. О том, соответствует ли предоставление скидок покупателям на товары (работы, услуги) гражданскому законодательству и как правильно отразить эти операции на предприятиях розничной торговли в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательством, и пойдет речь в данной статье.

Согласно ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Как правило, договор купли-продажи в розничной торговле фактически считается заключенным в момент выдачи продавцом кассового чека покупателю товара. В некоторых случаях покупатели заполняют определенные, предусмотренные продавцом, формуляры или типовые бланки договоров. Цена, по которой продается товар, устанавливается продавцом самостоятельно, если иное не установлено законом. Таким образом, предоставление скидки - это всего лишь уменьшение ранее заявленной продавцом цены. При этом цена товара с учетом скидки и будет являться ценой, фактически предусмотренной договором купли-продажи.

Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), которое утверждено приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств. Величина поступления определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем. Кроме того, в соответствии с п.6.5 ПБУ 9/99 величина поступления (в данном случае поступления от продажи товаров) определяется с учетом всех скидок (накидок), предоставленных организацией согласно договору. Значит, если поступление денежных средств признается выручкой на счетах бухгалтерского учета, то она отражается в сумме, уже уменьшенной на предоставленную скидку.

Налогообложению подлежит также сумма фактического поступления денежных средств. Такой вывод следует из ст.40 НК РФ, согласно которой для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Этой же статьей НК РФ установлены условия, при наличии которых налоговые органы вправе проверять правомерность цены сделки:

1) сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами;

2) сделка осуществляется в порядке бартера;

3) осуществляется внешнеторговая сделка;

4) отклонение цены более чем на 20% в сторону понижения или повышения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

К рассматриваемой нами теме могут иметь отношение, пожалуй, только первый и последний из перечисленных пунктов, то есть операции между взаимозависимыми лицами (продажа товаров работникам организации-продавца) и отклонение цены более чем на 20% от обычно используемых цен по аналогичным товарам в течение определенного периода времени. Однако, как правило, скидки, предоставляемые по дисконтным картам, не превышают 10%.

Как правило, скидки владельцам дисконтных карт предоставляются в случае приобретения ими товаров в определенном количестве либо на установленную сумму. На практике данные виды скидок предоставляются при покупке товаров одного и более наименований, при этом, как правило, скидки предоставляются магазинами розничной торговли на последующие продажи. То есть, приобретая определенное количество товара или товар на определенную сумму, покупатель получает право на скидку при осуществлении дальнейших покупок. Такого рода скидки могут предоставляться без какой-либо отсрочки, то есть покупатель единовременно покупает необходимое для предоставления скидки количество товара, либо иметь накопительный характер.

Факт предоставления скидки организацией, осуществляющей учет товаров по продажным ценам в соответствии со старым Планом счетов, отражается следующими проводками:

Дебет счета 50 "Касса" Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - на сумму поступившей выручки от продажи товаров (по продажной цене с учетом скидки);

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - отражена задолженность бюджету по НДС, относящемуся к проданным товарам;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - отражена задолженность бюджету по налогу с продаж, относящемуся к проданным товарам;

Дебет счета 41 "Товары" Кредит счета 42 "Торговая наценка" - на сумму предоставляемой скидки с продажной цены товаров;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 41 "Товары" - на сумму продажной цены товаров с учетом скидки;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 42 "Торговая наценка" - списана сумма торговой наценки по проданным товарам;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 44 "Издержки обращения" - на сумму расходов;

Дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" Кредит счета 80 "Прибыли и убытки" - списание прибыли от продаж;

Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" Кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - списание убытка от продаж.

Такую же ситуацию в соответствии с новым Планом счетов необходимо отражать следующими проводками:

Дебет счета 50 "Касса" Кредит счета 90 "Продажи" (субсчет "Выручка") - на сумму поступившей выручки от продажи товаров (по продажной цене с учетом скидки);

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Налог на добавленную стоимость") Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС, относящегося к проданным товарам;

Дебет счета 41 "Товары" Кредит счета 42 "Торговая наценка" - на сумму предоставляемой скидки с продажной цены товаров;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Себестоимость продаж") Кредит счета 41 "Товары" - на сумму продажной цены товаров с учетом скидки;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Себестоимость продаж") Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - на сумму расходов;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Выручка") Кредит счета 42 "Торговая наценка" - на сумму торговой наценки по проданным товарам;

Дебет счета 99 "Прибыли и убытки" Кредит счета 90 "Продажи" (субсчет "Прибыль/убыток от продаж") - списание убытка от продаж;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Прибыль/убыток от продаж") Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - списание прибыли от продаж.

Следует обратить внимание на особенности отражения операций по счету 90 "Продажи", введенного новым Планом счетов. Согласно инструкции по его применению в организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров в корреспонденции со счетами учета денежных средств, а по дебету - их учетная стоимость в корреспонденции со счетом 41 "Товары" с одновременным сторнированием сумм скидок (наценок) в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка".

Когда учет товаров осуществляется по покупным ценам, ведение счета 42 "Торговая наценка" не осуществляется. Такой вид учета характерен для многих крупных супермаркетов, торгующих как продуктами питания, так и непродовольственными товарами. В этих магазинах обычно используется система штрих-кодирования и специальные кассовые терминалы, обеспечивающие ведение учета каждой единицы проданного товара. Такой порядок учета товаров фактически исключает необходимость отражения факта предоставления скидки, связанной с определенным количеством или суммой купленного товара, в учете продавца.


Пример

Магазин строительных материалов и товаров для дома предоставляет владельцам дисконтных карт скидку 5%. Покупатель - владелец дисконтной карты приобретает 30 м ковролина стоимостью 360 руб. за метр (в том числе НДС - 60 руб.). Стоимость одного метра ковролина с учетом скидки составляет 342 руб. (в том числе НДС - 57 руб.). Покупная цена ковролина составляет 200 руб. за метр (без НДС). (В целях упрощения примера расходы на продажу не рассматриваются.) Учет товаров в магазине осуществляется по покупным ценам.

В бухгалтерском учете магазина операция по продаже ковролина отражается следующим образом:

Дебет счета 50 "Касса" Кредит счета 90 "Продажи" (субсчет "Выручка") - 10 260 руб. (342 руб. х 30 м) - отражена выручка от продажи ковролина с учетом скидки 5%;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Налог на добавленную стоимость") Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" - 1710 руб. (10 260 руб. х 16,67%) - сумма НДС, причитающаяся к получению от покупателя;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Себестоимость продаж") Кредит счета 41 "Товары" - 6000 руб. (200 руб. х 30 м) - списана стоимость товара;

Дебет счета 90 "Продажи" (субсчет "Прибыль/убыток от продаж") Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 2550 руб. (10 260 руб. - 1710 руб. - 6000 руб.) - списан финансовый результат (прибыль от продажи).


Е.Б.Кузнецова,

аудитор

аудиторско-консультационной фирмы "ФБК"


"Российский налоговый курьер", N 4, 2001 г.

Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение