Регистрация предприятий с иностранными инвестициями (В. Семеусов, "Российская юстиция", N 5, май 2001 г.)

Регистрация предприятий с иностранными инвестициями


До регистрации предприятия с участием иностранных инвесторов какие-либо сделки с ним запрещены. Лишь после государственной регистрации такое предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

На практике при решении этих вопросов возникают определенные сложности. Неясно, прежде всего, какое ведомство занимается регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Бытует мнение - если, скажем, иностранный инвестор участвует в учреждении предприятия или иной коммерческой организации в Сибири или на Дальнем Востоке, он должен ехать в Москву, чтобы решить вопросы с регистрацией совместного предприятия.

Следует сказать, что процедура государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала меняется как в калейдоскопе. Зарубежным инвесторам довольно трудно уследить за сменой полномочий российских государственных органов, контролирующих вложение иностранных капиталов в экономику страны.

Сначала государственными органами, осуществляющими регистрацию предприятия с иностранными инвестициями, согласно ст.16 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" являлось Министерство финансов РСФСР или иные уполномоченные на это органы. Так, предприятия, объем иностранных инвестиций в которых превышал 100 млн. рублей, регистрировались Минфином с разрешения Правительства. В ноябре 1991 г. Министерство разделило свою компетенцию с администрацией субъектов Федерации. Это означало, что, например, регистрация всех совместных предприятий, в которых объем иностранных инвестиций не превышает 100 млн. рублей независимо от организационно-правовой формы, была возложена на заместителя главы администрации Иркутской области.

Затем в мае 1992 г. функции по регистрации иностранных инвестиций переданы Комитету по иностранным инвестициям при Минфине России. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. "О некоторых вопросах ведения Государственного реестра предприятий" гласило: "Установить, что Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей".

Позже Комитет по иностранным инвестициям расформировали, было создано Российское агентство международного сотрудничества и развития. Но и эта структура, как говорится, приказала долго жить.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. N 655 при Министерстве экономики создана Государственная регистрационная палата. Ее наделили функциями регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра таких предприятий. В этом органе должна была производиться государственная регистрация только двух типов предприятий с иностранными инвестициями: предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей; предприятий топливно-энергетического комплекса (независимо от объема иностранных инвестиций).

В других случаях регистрация производится уполномоченными органами республик, краев, областей.

Наконец, ныне действующим Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" функции регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями возложены на органы юстиции. Во исполнение данного закона Правительство РФ 5 сентября 1998 г. приняло постановление "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации".

Государственная регистрационная палата при Минюсте России занимается регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями с объемом иностранных инвестиций в уставном (складочном) капитале свыше 100 тыс. рублей и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, действующих в сфере нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей промышленности. И это все функции регистрационной палаты. Стало быть, во внимание принимаются два критерия, пользуясь которыми можно определить компетенцию, как ныне принято говорить, федерального центра в регистрации иностранных инвестиций. Первое - сфера вложения иностранного капитала: нефтегазодобывающая, нефтегазоперерабатывающая и угледобывающая промышленность. Второе - размер вклада иностранного инвестора превышает 100 тыс. рублей. За этим исключением регистрация совместных предприятий и иных коммерческих организаций с участием иностранных инвестиций производится не в территориальных органах юстиции, но, как и раньше, в администрации субъекта Федерации. Например, устав китайской коммерческой организации (ООО "Дальневосточная группа") зарегистрирован распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области.

До недавнего времени срок регистрации совместного предприятия составлял 21 день с момента поступления документов в соответствующий регистрирующий орган. Теперь по Закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" он установлен в один месяц с момента надлежащей подачи документов. В течение этого срока совместное предприятие должно быть зарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Инвестор может обжаловать отказ в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен также в случае нарушения установленного действующим на территории Российской Федерации законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему представленных документов.


В. Семеусов,

доктор юридических наук (г. Иркутск)


"Российская юстиция", N 5, май 2001 г.



Регистрация предприятий с иностранными инвестициями


Автор


В. Семеусов - доктор юридических наук (г. Иркутск)


"Российская юстиция", 2001, N 5, стр.13


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение