Вопрос: Автономная некоммерческая образовательная организация (АНОО), учрежденная физическими лицами, с лицензией на образовательную деятельность, оказывает услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении и учебно-воспитательные услуги. Является ли АНОО плательщиком налога с продаж по средствам, полученным от физических лиц - участников АНОО на ее содержание, от родителей в виде платы за содержание детей и за учебно-воспитательный процесс? Какие документы регулируют раздельный учет реализации облагаемых и не облагаемых налогом с продаж услуг? ("Московский налоговый курьер", N 7, апрель 2001 г.)

Наша автономная некоммерческая образовательная организация (АНОО) является детской дошкольной организацией, учрежденной физическими лицами. АНОО оказывает услуги по содержанию детей в дошкольном учреждении и учебно-воспитательные услуги, имеет лицензию на образовательную деятельность.

Просим пояснить, является ли АНОО плательщиком налога с продаж по средствам, полученным от физических лиц, являющихся участниками АНОО на содержание некоммерческой организации, от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольном учреждении, а также от родителей за учебно-воспитательный процесс, производимый в образовательном учреждении?

Какими документами следует руководствоваться в целях организации раздельного учета реализации облагаемых и не облагаемых налогом с продаж услуг?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 26 декабря 2000 г. N 02-11/55905


В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" (с изменениями и дополнениями) не является объектом обложения по данному налогу стоимость услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях. Таким образом, плата родителей за содержание детей в дошкольном учреждении взимается без включения в нее налога с продаж.

При этом право на применение указанной льготы начиная с 1 июля 1999 г. - даты введения налога с продаж на территории г. Москвы - имеют дошкольные учреждения независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.

Кроме того, в соответствии с Законом г. Москвы от 14.07.2000 N 19 "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Закона г. Москвы от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" указанным налогом не облагаются товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые негосударственными и немуниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензию и прошедшими аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями).

Учитывая изложенное, образовательное учреждение, реализующее в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона РФ "Об образовании" образовательные программы дошкольного образования (основного и дополнительного), имеет право на получение предоставленной Законом г. Москвы льготы только при соблюдении требований, установленных этим Законом, а именно:

наличие у негосударственного образовательного учреждения лицензии на образовательную деятельность, выданной в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и Положением "О порядке лицензирования образовательных учреждений" (утв. приказом Минобразования России от 17.11.94 N 442);

наличие приказа и копии заключения аттестационной комиссии, а также свидетельства о государственной аккредитации, выданных в порядке, предусмотренном Положением "О порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (утв. приказом Минобразования России от 22.05.98 N 1327).

Если негосударственное образовательное учреждение не имеет всех вышеперечисленных документов, стоимость услуг, связанных с учебным и воспитательным процессом, оказываемых данным образовательным учреждением, подлежит обложению налогом с продаж, то есть плата, поступающая от родителей за услуги, оказываемые в рамках учебно-воспитательного процесса, должна в этом случае включать сумму налога с продаж.

При применении указанной льготы необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 3.5 инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23.06.99 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" (с учетом изменений и дополнений от 21.11.2000 N 4) при осуществлении негосударственными (немуниципальными) образовательными учреждениями деятельности, не связанной с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом, в частности при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, торговле покупными товарами, оборудованием, при оказании посреднических услуг, налог с продаж уплачивается в общеустановленном порядке.

При получении некоммерческой образовательной организацией денежных средств на содержание данной организации от физических лиц, являющихся ее учредителями, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Учитывая тот факт, что получение некоммерческой образовательной организацией денежных средств на содержание данной организации от физических лиц, являющихся ее учредителями, не связано с реализацией (то есть с передачей указанным лицам каких-либо товаров, выполнением работ или оказанием услуг), следовательно, данные денежные средства не являются стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и не подлежат обложению налогом с продаж.

Что касается организации раздельного учета реализации облагаемых и не облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), то основные требования к раздельному учету для целей данного налога изложены в п. 6 ст. 2 Закона г. Москвы "О налоге с продаж" (с учетом изменений и дополнений), а также в п. 3.6 инструкции Управления МНС России по г. Москве "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" (с изменениями и дополнениями). Конкретный механизм раздельного учета определяется налогоплательщиком самостоятельно и является составным элементом учетной политики, разрабатываемой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н).


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


26 декабря 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 7, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение