Вопрос: ОАО производит и распространяет печатную и электронную версии бюллетеня, зарегистрированного как СМИ и не являющегося изданием рекламного или эротического характера. Распространялась ли льгота по продукции СМИ согласно Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" на обороты по реализации электронной версии и выпусков бюллетеня юридическим и физическим лицам в странах СНГ в 2000 г.? Каков порядок налогообложения этих операций с 1 января 2001 г.? Можно ли упростить составление и регистрацию счетов-фактур и на основании каких нормативных актов? ("Московский налоговый курьер", N 7, апрель 2001 г.)

В соответствии с распоряжением Правительства РФ наше ОАО производит и распространяет продукцию средств массовой информации - печатную и электронную версии бюллетеня "Конкурсные торги". Бюллетень зарегистрирован как средство массовой информации, средством массовой информации рекламного или эротического характера не является.

Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрена льгота по продукции средств массовой информации. Просим разъяснить, распространялась ли данная льгота по уплате налога на:

обороты по реализации электронной версии бюллетеня в 2000 г.;

обороты по реализации выпусков бюллетеня юридическим и физическим лицам в странах СНГ.

Каков порядок налогообложения указанных операций начиная с 1 января 2001 г.?

Ввиду наличия большого числа подписчиков (как физических, так и юридических лиц) просим пояснить, имеется ли возможность упростить процедуру документооборота в части составления и регистрации счетов-фактур и если имеется, то какими нормативными актами следует руководствоваться?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 9 января 2001 г. N 02-11/1162


В соответствии с пп. "э" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) налогом на добавленную стоимость не облагаются обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции; услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Указанная льгота не распространяется на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.

Согласно письму Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.96 N 1060) предусмотренная Законом льгота распространяется на продукцию средств массовой информации, включая печатную, на магнитных носителях, передаваемую потребителям электронной связью или иной формой распространения.

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что средство массовой информации подлежит обязательной государственной регистрации, за исключением случаев, определенных ст. 12 названного Закона.

Учитывая изложенное, при условии наличия свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации обороты по реализации электронной версии бюллетеня "Конкурсные торги" налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пп. 21 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат операции по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Таким образом, льгота по продукции средств массовой информации продолжает действовать и после 1 января 2001 г., то есть после введения в действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ. При этом в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" льгота, предусмотренная пп. 21 п. 3 ст. 149 НК РФ, прекращает свое действие с 1 января 2002 г.

При реализации продукции средств массовой информации покупателям - юридическим и физическим лицам в страны Содружества Независимых Государств необходимо учитывать следующие особенности.

До введения в действие части второй НК РФ, то есть до 1 января 2001 г., порядок обложения операций по реализации товаров (продукции) на территорию государств - участников СНГ определялся п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), которым было предусмотрено, что расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20%. Таким образом, льготы по отдельным товарам (работам, услугам), предусмотренные Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость", не применялись при реализации товаров (работ, услуг) на территорию государств - участников СНГ.

Начиная с 1 января 2001 г. в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0%.

Однако введение в действие пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении товаров, реализуемых на территорию государств - участников СНГ, в соответствии со ст. 13 упомянутого выше Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ отложено до 1 июля 2001 г. В период с 1 января 2001 г. по 30 июня 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Следовательно, в указанный период времени при реализации в государства - участники СНГ продукции средств массовой информации, как и при реализации данной продукции на территории Российской Федерации, может применяться льгота, предусмотренная пп. 21 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Обращаем также внимание налогоплательщиков на тот факт, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ предусмотрена возможность отказа (приостановления использования) налогоплательщиков от льгот, установленных п. 3 ст. 149 НК РФ.

Что касается определения порядка заполнения счетов-фактур при реализации продукции средств массовой информации покупателям - юридическим лицам, необходимо руководствоваться Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. До 1 января 2001 г. действовал порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 (с изменениями и дополнениями).

Названными документами каких-либо особенностей оформления счетов-фактур для организаций, реализующих продукцию средств массовой информации покупателям - юридическим лицам, не предусмотрено.

Что касается реализации товаров (работ, услуг), в частности продукции средств массовой информации, покупателям - физическим лицам за наличный расчет (розничная торговля), то требования законодательства, касающиеся оформления расчетных документов и выставления счетов-фактур в соответствии с п. 7 ст. 168 НК РФ считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. До вступления в силу части второй НК РФ, то есть до 1 января 2001 г., аналогичная норма содержалась в п. 9 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 (с изменениями и дополнениями).


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


9 января 2001 г.

"Московский налоговый курьер", N 7, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение