Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 января 2001 г. N 02-11/1168 О налоге на добавленную стоимость при получении авансовых платежей от инофирмы-покупателя (нерезидента РФ) предприятием, которое занимается производством бриллиантов (закупает у организации алмазное сырье, производит огранку, готовые бриллианты отправляет на экспорт), и об отнесении инофирмы-покупателя к категории "внешнеэкономическая организация", предусмотренной пп. "с" ст. 5 ФЗ "О налоге на добавленную стоимость"

Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 января 2001 г. N 02-11/1168


Вопрос: Наше предприятие занимается производством бриллиантов, то есть закупает алмазное сырье у организации, производит огранку и готовые бриллианты отправляет на экспорт. Просим дать разъяснение пп. "с" ст. 5 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость". Является ли инофирма-покупатель внешнеэкономической организацией? Облагаются ли авансовые платежи, полученные от инофирмы-покупателя (нерезидента РФ), налогом на добавленную стоимость?


Ответ: В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам.

Согласно Основным условиям регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 25.07.88 N 888, под внешнеэкономическими организациями понимаются внешнеэкономические объединения, независимо от ведомственной подчиненности, а также предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций, когда они вступают в договорные отношения с другими предприятиями, поставляющими товары для экспорта, или заказчиками импортных товаров.

Отношения между предприятием и внешнеэкономической организацией при экспорте товаров оформляются, как правило, договором комиссии, если стороны не договорились о применении договора поставки.

Предприятия, которым предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций, могут поручать внешнеэкономическим организациям заключать от их имени контракты с иностранными покупателями и иностранными поставщиками на поставку и закупку товаров. При этом между предприятием (заказчиком) и внешнеэкономической организацией заключается договор поручения с выплатой внешнеэкономической организации вознаграждения в установленном размере, а при отсутствии установленного - в согласованном размере.

Предприятия (заказчики) могут заключать с внешнеэкономическими организациями договоры на оказание услуг консультационного и информационного характера, а также на проработку возможности поставки (закупки) товаров на внешнем рынке.

При заключении контрактов с иностранным покупателем (поставщиком) внешнеэкономическая организация должна действовать в интересах предприятия (заказчика). По усмотрению предприятия (заказчика) его представители участвуют в переговорах и подготовке контракта, а также в отборе товаров по полученным из-за границы образцам. В договоре может быть предусмотрено визирование проекта контракта предприятием (заказчиком).

Внешнеэкономическая организация привлекает представителей предприятия (заказчика) к участию в переговорах при согласовании технических характеристик товаров и других условий, для определения которых необходимы специальные знания.

Следует отметить, что вышеназванный документ применяется в части, не противоречащей части второй Гражданского кодекса РФ.

Согласно Закону РФ от 09.10.92 N 3615 "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.

В то же время в соответствии с информационным письмом ВАС РФ от 31.05.2000 N 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности разрешено всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности.

Таким образом, иностранная фирма-нерезидент не может выступать в качестве внешнеэкономической организации на территории Российской Федерации и соответственно организации, реализующие драгоценные камни в сырье и ограненные инофирме-нерезиденту, не правомочны применять вышеназванное освобождение от налога на добавленную стоимость.

В то же время необходимо отметить, что в целях применения пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ и в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. по 1 июля 2001 г. налоговая ставка 0 процентов применяется в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории государств - участников СНГ, и предъявлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ.

В соответствии со ст. 162 части второй НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153-158 настоящего Кодекса, определяется с учетом авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, длительность производственного цикла изготовления (выполнения) которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 января 2001 г. N 02-11/1168


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 8, 2001 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.