Вопрос: Правомерно ли использование страховой компанией ускоренной амортизации основных производственных фондов как субъекта малого предпринимательства? ("Московский налоговый курьер", N 10, май 2001 г.)

Страховая компания просит разъяснить правомерность использования ею ускоренной амортизации основных производственных фондов как субъекта малого предпринимательства

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 2 апреля 2001 г. N 03-10/2528-м


Закон Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

При этом ст. 3 указанного закона установлены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с п. 1.1.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль" для целей налогообложения критерии отнесения предприятия к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей, определенных ст. 3 вышеназванного закона, за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.

Таким образом, если страховая компания соответствует установленным критериям, то она может быть отнесена к субъектам малого предпринимательства согласно федеральному законодательству.

Пунктом 2.1 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве" установлено, что финансово-кредитные организации не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства Москвы.

Однако п. 2.2 вышеуказанной статьи определено, что невключение субъекта малого предпринимательства в Реестр малого предпринимательства г. Москвы не может служить основанием для непредоставления ему налоговых льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

Согласно ст. 10 вышеназванного Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

Порядок применения ускоренной амортизации определен постановлением Правительства РФ от 19.08.94 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов".

При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее начисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2.

Нормы амортизационных отчислений установлены постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

При этом дополнительное списание стоимости основных средств в размере 50% их первоначальной стоимости наряду с применением механизма ускоренной амортизации следует производить равномерно в течение первого года их функционирования, то есть 12 месяцев, начиная с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию этих средств.

Начиная с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию основных производственных фондов, организация вправе применять ускоренную амортизацию этих фондов в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Расчет производится исходя из первоначальной стоимости фондов, и предварительное начисление износа в размере до 50% их первоначальной стоимости не уменьшает эту стоимость для расчета амортизации ускоренным методом.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" применяемый порядок амортизационных отчислений должен быть закреплен в приказе об учетной политике предприятия. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что в элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.

Таким образом, применение малым предприятием механизма ускоренной амортизации основных средств для целей налогообложения правомерно, если применяемый порядок механизма ускоренной амортизации закреплен в приказе об учетной политике предприятия, учетная политика введена с начала финансового года, амортизация исчислена в пределах утвержденных норм с коэффициентом не выше 2.

Кроме того, в соответствии с п. 7 постановления Правительства от 19.08.94 N 967 предприятие в течение месяца должно известить соответствующий налоговый орган о том, что оно решило начислять ускоренную амортизацию.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде пересчет налоговых обязательств производят в периоде совершения ошибки.

При этом согласно п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченного налога может быть произведен в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Учитывая, что Законом РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не определен конкретный порядок применения механизма ускоренной амортизации, юридических оснований для отказа малому предприятию в праве применения данного механизма в 2001 г. у налогового органа не имеется, даже при условии, что имущество, относимое к основным фондам, введено в эксплуатацию в предыдущие периоды (1998-2000 гг.), в которых начисление износа производилось в обычном порядке.


С.Е. Горбачев,

руководитель Межрайонной инспекции

МНС России N 44 по г. Москве,

советник налоговой службы I ранга


2 апреля 2001 г.

"Московский налоговый курьер", N 10, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение