Письмо Управления МНС по г. Москве от 6 марта 2001 г. N 03-12/10873-м О включении в состав себестоимости продукции (работ, услуг) затрат по приобретению топлива и горюче-смазочных материалов для автомобилей, которые организация сдает в аренду, и правомерности использования предприятием самостоятельно разработанных норм расхода топлива для автомобилей

Письмо Управления МНС по г. Москве от 6 марта 2001 г. N 03-12/10873-м


Вопрос: 1. Правомерно ли включение в состав себестоимости продукции (работ, услуг) затрат по приобретению топлива и горюче-смазочных материалов для автомобилей, которые организация сдает в аренду, на основании "Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных Минтрансом России 29.04.97?

2. Правомерно ли предприятием использовать самостоятельно разработанные нормы расхода топлива для автомобилей?


Ответ: 1. Согласно ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В соответствии со ст. 636 Кодекса, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений), перечень затрат, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. До принятия указанного закона при определении состава затрат следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений). В соответствии с пп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на содержание служебного автотранспорта. Для целей налогообложения указанные затраты включаются в пределах, установленных законодательством.

В настоящее время нормы на содержание служебного автотранспорта не установлены, в связи с этим при ведении учета и списании в расход топлива и горюче-смазочных материалов следует руководствоваться "Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97)", утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 29.04.97. Данный документ устанавливает базовые значения норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и порядок (методику) их применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов (основание: письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.99 N 02-04-07/6 и письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2000 N 05-1-11/733). Вышеуказанные нормы действуют до 1 января 2002 г.

Таким образом, если иное не установлено договором аренды транспортного средства с экипажем, расходы по приобретению топлива и горюче-смазочных материалов не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) у арендодателя.

2. Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Министерством транспорта Российской Федерации не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до 2-х лет, разрабатываемую НИИАТ в установленном порядке.

Временные нормы разрабатываются по "Методике определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте", разработанной НИИАТ и утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой России 14 октября 1996 г., и действительны на срок не более 2-х лет с момента их разработки (в системе Минобороны России и МВД России в соответствии с приказами министров временные нормы действительны на срок до 5 лет). В этот период осуществляется проверка соответствия установленного значения временной нормы среднестатистическому расходу для данной модели автомобиля и при необходимости проводится уточнение значения нормы.

Апробация временных норм выполняется НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий и других институтов и ведомств в установленном Минтрансом России порядке. После уточнения (апробации) временных норм они утверждаются в Минтрансе России и приобретают статус постоянно действующих норм.


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 6 марта 2001 г. N 03-12/10873-м


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 10, 2001 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение