• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Таможенный брокер (В.В. Кулешов, "Гражданин и право", N 5, май 2001 г.)

Таможенный брокер


Парадоксы отечественного нормотворчества


Одним из главных действующих лиц в таможенных правоотношениях является декларант. Действующий Таможенный кодекс РФ (далее - ТК) определяет декларанта как лицо, перемещающее товары, и таможенного брокера (посредника), декларирующего, представляющего и предъявляющего товары и транспортные средства от собственного имени (п.10 ст.18 ТК).

Таким образом, в качестве декларанта, в общем случае, могут выступать два лица - лицо, перемещающее товары и самостоятельно их декларирующее, и таможенные брокер, являющийся декларантом товаров, которые непосредственно перемещались через границу другим лицом.

При этом в Таможенном кодексе под лицами, перемещающими товары, подразумеваются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном, в соответствии с законодательством РФ, для совершения с товарами действий, предусмотренных настоящим Кодексом, от собственного имени (п.9 ст.18 ТК), а таможенным брокером (посредником) может быть созданное в соответствии с законодательством РФ предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета РФ (далее - ГТК России) на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (ст.157 ТК).

Согласно ст.159 ТК, таможенный брокер вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары через таможенную границу РФ. Права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам РФ не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Рассмотренные нормы ст.157 и 159 ТК позволяют судить о том, что права, обязанности и ответственность декларанта по отношению к таможенным органам не зависят от того, какое лицо в конкретном случае выступает в данном качестве - лицо, перемещающее товары, или брокер.

Вторят этим статьям и статьи 172 и 173 ТК, посвященные определению понятия "декларант" и устанавливающие объем его прав и обязанностей.

Так в соответствии со ст.172 ТК декларантом может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер.

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК России. Декларант выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом, независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, либо таможенным брокером.

При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с установленным порядком, предъявить декларируемые товары и транспортные средства, представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей, и, особо подчеркиваем, уплатить таможенные платежи.

Остановимся подробнее именно на этой обязанности декларанта. Итак, декларант, будь то лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер, в равной степени обременен обязанностью произвести причитающиеся таможенные платежи в бюджет. Наличие обязанности предполагает и наличие соответствующей ответственности за ее исполнение.

Ответственность декларанта за уплату таможенных платежей, корреспондирующаяся с его обязанностью осуществить такую уплату, предусмотрена частью 7 ст.124 ТК: "В случае если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей".

В рассматриваемой ситуации иным лицом, т.е. лицом, не перемещающим товары, но выступающим в роли декларанта, может быть таможенный брокер.

Следовательно, таможенный брокер и лицо, перемещающее товары, несут солидарную ответственность за уплату таможенных платежей.

Гражданский кодекс РФ (ст.322-325) определяет солидарную обязанность (ответственность) нескольких лиц как право кредитора требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Солидарность обязательств может быть установлена законом или предусмотрена по договоренности сторон.

В нашей ситуации солидарность обязательств брокера и лица, перемещающего товары, установлена законом, и эта норма носит императивный характер.

Отсутствие возможности установления договорных отношений между брокером и лицом, перемещающим товары, в части уплаты таможенных платежей, недопустимость установления каких-либо ограничений в этом вопросе иными правовыми актами прослеживаются в ряде статей ТК РФ. В частности, мы уже видели, что "права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам РФ не могут быть ограничены договором с представляемым лицом".

В июле 1996 г. Правительством РФ было утверждено Положение о таможенном брокере*(1) (далее - Положение).

Воспроизводя во многом соответствующие нормы ТК РФ, Правительство пошло еще дальше.

Среди прочих функций брокера было установлено, что брокер обеспечивает уплату таможенных и иных платежей, предусмотренных ТК РФ, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств (подпункт "г" п.2 Положения), что само по себе является нормальным. Однако, знакомясь с обязанностями брокера, мы видим, что среди них значится "уплата таможенных платежей в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом (выделено мной - В.К.) либо если представляемое лицо является иностранным лицом" (подпункт "з" п.7 Положения) и "осуществление в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, мониторинга за своевременной и полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьими лицами в случаях, не указанных в подпункте "з" настоящего пункта" (подпункт "и" п.7 Положения)*(2)

В п.8 Положения мы читаем, что "при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации", что подразумевает и самостоятельную уплату таможенных платежей, тем более что в этом случае брокер выступает в качестве декларанта со всеми вытекающими обязанностями.

Пункт 9 Положения гласит: "За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении, таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства". Конечно, при солидарной ответственности не имеет значения, кто из должников будет упомянут первым, но вот в Таможенном кодексе РФ аналогичная фраза про солидарную ответственность имеет другой порядок слов.

В п.14 сказано: "Права, обязанности и ответственность таможенного брокера по отношению к таможенным органам Российской Федерации не могут быть ограничены договором с представляемым лицом, а ответственность таможенного брокера перед таможенными органами Российской Федерации не зависит от формы договора с представляемым лицом".

Совокупность рассмотренных пунктов Положения приводит к противоречивым выводам. С одной стороны, брокер платит таможенные платежи, если это предусмотрено договором с представляемым лицом (оставим в стороне иностранцев). С другой стороны, его обязанности (без изъятий, т.е. и в части уплаты таможенных платежей) не могут быть ограничены договором с этим лицом, а обязанность уплаты платежей лежит на брокере как на декларанте товаров.

А что такое мониторинг "за своевременной и полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьими лицами"? Как он должен осуществляться и что делать с результатами этого мониторинга - полное молчание.

В настоящее время готовится новая редакция Таможенного кодекса РФ. Первое чтение в Государственной Думе состоялось в конце 1999 г. Сейчас внесятся поправки, изменения и дополнения.

Обратившись к тексту ст.238, 240, 250, 251 и 256 новой редакции Кодекса, регулирующих вопросы, связанные с декларантами и таможенными брокерами, видим, что при сохранении общей идеологии действующего ТК РФ законодатель предлагает и следующий пункт в обязанностях брокера: "...вносить таможенные платежи в отношении декларируемых товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором с представляемым лицом, а также в случае, если представляемое лицо является иностранным лицом" (подпункт 8 п.1 ст.256). Слова про мониторинг заменены словами про осуществление контроля за своевременной и полной уплатой таможенных платежей.

Налицо попытка перенести в текст закона положения из подзаконного акта, отличающиеся не просто небесспорностью, а явным противоречием по отношению к остальным положениям, регулирующим права и обязанности одного из основных участников таможенных правоотношений.

На наш взгляд, данное положение нельзя признать логичным и продуманным.

Наличие правовых коллизий в рамках одного закона еще никогда не служило делу его однообразного понимания и исполнения. Прошедший 2000 год был назван ГТК России годом таможенного брокера, имея в виду максимальное развитие данного института, который, фактически, начал работать только с 1999 г., т.е. более чем через пять лет после того, как появилось соответствующее законодательство.


В.В. Кулешов,

заместитель начальника СЗТУ России,

полковник таможенной службы


"Гражданин и право", N 5, май 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере"

*(2) Практически полностью данные пункты Положения продублированы в приказе ГТК России от 15 июня 1998 г. N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов", изданном в целях реализации постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873. Примечательно и то, что приказ зарегистрирован в Минюсте России (рег. N 1553 от 7 июля 1998 г.)



Таможенный брокер


Автор


В.В. Кулешов - заместитель начальника СЗТУ России, полковник таможенной службы


"Гражданин и право", 2001, N 5


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.