• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Развитие аудита в России (А.Ю. Петров, "Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.)

Развитие аудита в России


Аудит в России, несмотря на то, что появился сравнительно недавно, занял достаточно прочные позиции. Сформировано сообщество аудиторов - специалистов, обладающих высоким научно-практическим потенциалом.

Российские аудиторские организации уже сейчас могут конкурировать с крупнейшими транснациональными аудиторскими компаниями.

Нынешний этап развития аудита характеризуется достаточно важными событиями. В частности, принят в первом чтении закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации, в основу которого была положена правительственная концепция совершенствования аудита. Практически завершено формирование российских правил и стандартов аудиторской деятельности, разработанных на базе международных стандартов аудита. Осуществлен первый официальный перевод международных стандартов в России. Также ведется активная работа по совершенствованию процесса аттестации аудиторов, подготовки и повышению квалификации аудиторских кадров.

Проект закона об аудиторской деятельности подготовлен рабочей группой в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, научной общественности, а также представителей профессиональных аудиторских объединений и их региональных структур, частнопрактикующих аудиторов.

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что действующие "Временные правила, аудиторской деятельности в Российской Федерации", утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2263, в настоящее время не в полной мере отражают сложившуюся ситуацию на рынке аудиторских услуг, а по многим позициям не соответствуют действующему законодательству.

Рассмотрим статьи и положения проекта Закона об аудиторской деятельности.

В законопроекте сформулировано, что целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

На наш взгляд, это более конкретная формулировка, чем примененная во Временных правилах, в соответствии с которыми основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствие совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам действующим в Российской Федерации.

В законопроекте определен статус общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Планируется ввести страхование гражданской ответственности аудиторских организаций и частнопрактикующих аудиторов.

Государственное регулирование аудиторской деятельности будет осуществлять специальный орган. Одновременно прекращается функционирование комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, а также двух комиссий - Минфина РФ и ЦБ РФ.

Предусматривается создание совета по аудиторской деятельности с контрольным пакетом голосов за практикующими аудиторами, которые таким образом смогут активно участвовать в подготовке и принятии ключевых решений.

Крайне важным для аудиторской профессии является введение института аккредитованных профессиональных организаций, которые будут играть существенную роль в повышении участия аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг.

Под аккредитацией в данном случае понимается оценка соответствующими государственными органами количественного и качественного состава объединения и соответствие определенным критериям.

По-прежнему остается актуальной проблема повышения качества аудита. На российском рынке растет конкуренция по этому виду услуг, повышается требовательность заказчиков и пользователей аудита, заинтересованных в том, чтобы аудиторские проверки проводились в соответствии с аудиторскими стандартами. В нынешних условиях хозяйствования заказчикам аудита необходима полноценная объективная информация о финансовом положении организации, состояние ее бухгалтерского учета.

Министерством финансов РФ создана система организации и проведения проверок деятельности аудиторских организаций и аудиторов, а также система предварительного и последующего контроля.

Не стоит представлять контроль за качеством работы аудиторских организаций со стороны регулирующих органов как ограничение свободы предпринимательской деятельности и самостоятельности аудиторов. Отсутствие контроля приводит в конце концов к вседозволенности и нарушению самих основ аудита недобросовестными представителями этой профессии.

В проекте Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что аудиторские организации должны создать и поддерживать внутреннюю систему контроля качества проводимых ими проверок. Требования, предъявляемые к такой системе, регламентируются общероссийскими правилами и стандартами аудиторской деятельности.

В Положении о лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.04.99 N 472, предусмотрено, что выдача новых лицензий аудиторской организации и индивидуальному предпринимателю, осуществляющим до принятия настоящего положения аудиторскую деятельность в установленном порядке, производится, в частности, при отсутствии в период действия ранее выданной лицензии фактов неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и за качеством аудиторских проверок в соответствии с правилами аудиторской деятельности, которые одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Начиная с 1995 г. осуществляется разработка правил (стандартов) аудиторской деятельности. Первоначально разработка этих правил осуществлялась исходя принципов необходимого нормативного и методического обеспечения наиболее значимых участков работы аудиторских организаций. На следующем этапе разработка велась с программой действий на период 1998-1999 гг. по проведению аудита финансовой и бухгалтерской отчетности. Наличие данной программы позволило осуществить системный подход к разработке стандартов и к методологическому обеспечению аудита в России. В настоящее время работа по данной программе завершена.

Важным вопросом развития аудиторского движения в Российской Федерации является подготовка аудиторов, их аттестация, повышение квалификации.

В соответствии с решением ЦАЛАК МФ РФ от 25.11.99 в действующий порядок продления срока действия квалификационных аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности были внесены существенные изменения, которые вступили в силу с начала 2000 г. Это, во-первых, возможность неоднократного продления срока действия квалификационного аттестата аудитора. Это означает, что аттестат, действие которого истекает после первоначального продления, могут продлевать неограниченное количество раз сроком на три года без сдачи вновь квалификационного экзамена при соблюдении аудитором установленных требований. Одним из обязательных условий продления срока аттестата является требование постоянного повышения квалификации, т.е. обязательность ежегодного повышения квалификации аудитора независимо от срока получения и продления аттестатов в объеме не менее 40 академических часов. В октябре 1999 г. центральной комиссией Министерства финансов РФ была принята система спецкурсов повышения квалификации аудиторов.

Кроме того, решением ЦАЛАК МФ РФ от 26.10.2000 предусмотрено, что аудиторы, имеющие кроме квалификационного аттестата по общему аудиту квалификационные аттестаты по аудиту бирж, страховщиков, по аудиту инвестиционных институтов, должны проходить курс по повышению квалификации по общему аудиту ежегодно в соответствии с действующим порядком, а по иным упомянутым видам аудиторской деятельности проходить спецкурс повышения квалификации только в год, совпадающий со сроком продления соответствующего аттестата и в объеме 40 ч (дополнительно к курсу повышения квалификации по общему аудиту).


А.Ю. Петров,

заместитель министра финансов РФ


"Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.



Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.