Вопросы применения налогового законодательства (В.А. Быков, "Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.)

Вопросы применения налогового законодательства


Процесс реформирования системы налоговых отношений является противоречивым и носит декларативный характер по отдельным позициям, находящимся в сфере его законодательного регулирования.

1. Правовой статус Положения о составе затрат. Статья 4 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. При этом в ст.2 Закона РФ от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указывается, что до принятия соответствующего федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Данный порядок установлен Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.

Однако порядок определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, должен устанавливаться не исполнительным, а законодательным органом. Данное утверждение следует как из ст.4 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", так и из п.3 ст.75 Конституции РФ, которым регламентировано, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаютсяфедеральными законами.

Поскольку Положение о составе затрат утверждено неуполномоченным на это государственным органом, то оно может быть признано нелегитимным (незаконным) на основании ст.57 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Из положений ст.125 Конституции РФ следует, что разрешение дел о соответствии нормативных актов предписаниям Конституции РФ входит в компетенцию Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ непосредственно не рассматривал вопрос о соответствии Конституции РФ факта утверждения Правительством РФ Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Однако из рассмотрения другого дела в Конституционном суде РФ можно сделать вывод о мнении данного судебного органа по вопросу легитимности Положения о составе затрат. В постановлении Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указано, что законодатель, сформулировав в ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" переходное положение, отступил от закрепленного в ст.57 Конституции РФ принципа, допустив действие подзаконного акта, устанавливающего существенные элементы налогообложения в противоречие федеральному закону. Кроме того, создавая данную переходную норму, законодатель не определил срок, в течение которого ему надлежало выполнить свою конституционную обязанность по принятию необходимого федерального закона. Тем самым он на неограниченное время допустил отступление от конституционного требования об определении существенных элементов налогового обязательства только законом. Признание же высшей юридической силы Конституции Российской Федерации (ст.15) исключает право законодателя принимать решения, парализующие конституционную норму. Принимая во внимание конституционную значимость регулирования налоговых отношений и конституционную обязанность федерального законодателя, закрепленную в ст.57 Конституции Российской Федерации, Федеральному Собранию надлежит принять федеральный закон, необходимость которого вытекает из ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и ст.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с конституционными принципами налогообложения и с учетом настоящего постановления.

В течение нескольких лет отмечается необходимость закона, устанавливающего порядок определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, однако до сих пор данная правовая коллизия остается неразрешенной.

2. Налогообложение вклада в уставный капитал. Статьей 66 ГК РФ установлено, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

Таким образом, организация может внести в качестве вклада в уставный капитал другого хозяйствующего субъекта имущественные права, если учредителями принято единогласное решение по их оценке. В частности, в форме имущественного права могут быть внесены право пользования имуществом (право аренды), авторские имущественные права, права на информацию, носящую коммерческий характер, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности, права на изобретение, ноу-хау, промышленный образец, товарный знак и т.д.

Любой вклад в уставный капитал, осуществленный в неденежной форме, следует рассматривать как договор мены. В случае осуществления взноса в уставный капитал в форме имущественного права (например, права пользования имуществом) эмитенту взамен акций (долей) в уставном капитале общества учредителем предоставляется услуга по аренде имущества на установленный срок.

Статьей 34 Закона РФ от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что в случае осуществления вклада в неденежной форме (в том числе имущественными правами), составляющего более 200 МРОТ, необходима его денежная оценка независимым оценщиком. Аналогичная норма содержится в ст.15 Закона РФ от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". При этом ст.7 Закона РФ от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Так, при осуществлении вклада в уставный капитал хозяйствующего субъекта в форме права пользования имуществом, денежная оценка которого составляет более 200 МРОТ, оценщик должен определить рыночную стоимость услуги по предоставлению в аренду соответствующего имущества на срок, аналогичный указанному в учредительном договоре.

В Законе РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" также отмечается, что в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

В соответствии с п.3 ст.39 НК РФ не признается реализацией передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). При этом под имуществом для целей налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.2 ст.38 НК РФ).

Вследствие исключения для целей налогообложения имущественных прав из состава имущества в нормативных предписаниях Налогового кодекса РФ осталась неотрегулированной хозяйственная ситуация, в которой организация вкладывает в уставный капитал другой организации имущественное право. Имущественные права были выведены из налоговой трактовки имущества, содержащейся в ст.38 НК РФ, Законом РФ от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

В ст.146 НК РФ, определяющей объекты обложения НДС, содержится непосредственная ссылка на положения ст.39 НК РФ в части непризнания реализацией товаров (работ, услуг) для исчисления данного налога указанных в ней операций. В данном случае исходя из ст.39 НК РФ организация-учредитель должна включить в налогооблагаемую базу по НДС вклад в уставный капитал хозяйствующего субъекта, осуществленный в форме предоставления имущественного права.

Пункт 6 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что в состав доходов от внереализационных операций включаются также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством). Допущенная законодателем неточность в формулировке позволяет сделать вывод, что не является объектом обложения налогом на прибыль именно получаемый эмитентом (зачисляемый им в уставный капитал), а не вносимый учредителем вклад в виде средств.

Таким образом, из п.6 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" следует, что учредитель должен облагать налогом на прибыль взнос в уставный капитал другой организации, осуществленный в любой форме. У эмитента налогом на прибыль при взносе в уставный капитал должно облагаться все, кроме средств. Получение вклада в уставный капитал в форме имущественных прав нельзя назвать "средством, зачисленным в уставный капитал", следовательно, такой вид вклада должен облагаться у эмитента налогом на прибыль.

Обобщение приведенных налоговых предписаний в отношении обложения НДС и налогом на прибыль операций по вкладу в уставный капитал представлено в табл. 1.


Таблица 1

Налогообложение операций по вкладу в уставный капитал

Субъект гражданских
отношений
НДС Налог на прибыль
Учредитель Не облагается (за исклю-
чением имущественных
прав)
Облагается
Эмитент Не облагается Не облагается (за исклю-
чением имущественных
прав)

До исправления законодателем сложившейся ситуации в целях оптимизации налогообложения более выгодным для хозяйствующих субъектов является осуществление вклада в уставный капитал не в форме предоставления имущественного права, а в денежной форме с последующим заключением организацией-эмитентом договора по предоставлению имущественного права и оплатой услуг по его предоставлению.

Согласно НК РФ налог считается установленным лишь при условии, что наряду с другими элементами налогообложения определен объект налогообложения, включающий имущество, прибыль, доходы, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по уплате налога, причем каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Таким образом, из ст.17 и 38 НК РФ следует, что объект налогообложения является существенным элементом налогового обязательства.

Пункт 6 ст.3 НК РФ предписывает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом следует учитывать, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). Законодатель должен более четко установить, являются ли операции по осуществлению вклада в уставный капитал объектом налогообложения, и, если являются, то указать форму, в которой данные операции подлежат налогообложению.

3. Исчисление НДС при изменении статуса имущества. НДС, предъявленный налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и принятый им к вычету или возмещению из бюджета, подлежит восстановлению в следующих случаях.

1. Товары (работы, услуги) используются при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, по которым суммы НДС относятся на издержки производства и обращения. Пунктом 2 ст.170 НК РФ установлено, что НДС относится на издержки производства и обращения при:

а) производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с п.1, 2, 3 ст.149 НК РФ;

б) производстве и (или) передаче товаров (работ, услуг), операции по передаче (выполнению, оказанию) которых для собственных нужд признаются объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с п.2 и 3 ст.149 НК РФ;

в) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

Порядок восстановления НДС по товарам, которые используют в производстве, как освобождаемых от НДС товаров (работ, услуг), так и облагаемых налогом, определен п.4 ст.170 НК РФ: в случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом указанных приобретенных товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), или подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Данная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.

2. Товары (работы, услуги) используются для целей, не связанных с операциями, по которым суммы НДС принимаются к вычету. Пунктом 2 ст.171 НК РФ установлены общие случаи, при которых налогоплательщик имеет право произвести налоговые вычеты (т.е. уменьшить общую сумму НДС по операциям, являющимся объектами налогообложения, на суммы налога, предъявленные поставщиком товаров (работ, услуг), уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию или по иным основаниям, установленным налоговым законодательством) в отношении:

а) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ;

б) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В случаях, когда товары (работы, услуги) вначале используются для осуществления производственной (коммерческой) деятельности, НДС по ним предъявляется бюджету к зачету, а затем в связи с изменением характера использования имущества, НДС подлежит восстановлению.

Наиболее распространенными случаями, при которых налогоплательщик должен произвести восстановление НДС, ранее предъявленного бюджету к зачету (возмещению), являются:

- перевод имущества в непроизводственную сферу;

- передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

- передача объектов основных средств на безвозмездной основе органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям для осуществления основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

В Налоговом кодексе не установлен порядок восстановления НДС при изменении характера использования имущества. При этом наиболее проблематичным является определение порядка восстановления НДС по основным средствам и нематериальным активам, так как в данном случае на остаточную стоимость имущества влияет амортизация (а в случае с основными средствами и переоценка).

По нашему мнению, восстановление НДС, относящегося к имуществу, которое использовалось в производственной (коммерческой) деятельности, а затем цели его использования были изменены, надо производить на сумму налога, исчисленную от разницы между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа (амортизации) на момент изменения характера использования имущества.

Налоговым кодексом также не определен источник списания восстановленных сумм НДС. На наш взгляд, восстановленные суммы НДС следует относить на финансовый результат, не уменьшающий налогооблагаемую прибыль. Относить восстановленный НДС на увеличение стоимости имущества не следует, так как в данном случае объект уже находился в эксплуатации.


Пример. Организацией приобретено основное средство за 24 000 тыс. руб. (в том числе НДС - 20%), которое определенное время использовалось в производственной деятельности организации, а затем было переведено для использования в непроизводственной деятельности.

Рассмотрим возможные варианты определения балансовой стоимости основного средства на момент перевода его в социальную сферу в зависимости от факта проведения переоценки и величины начисленного износа.

Базовым (неизменным) показателем является первоначальная стоимость основного средства, т.е. его покупная стоимость (цена приобретения). Значение данного показателя во всех вариантах составляет 20 000 руб. (гр.2 табл.2). Все остальные значения приведенных показателей варьируют в зависимости от рассматриваемого варианта состояния объекта основного средства на момент перевода его в социальную сферу.


Таблица 2


                                                              (тыс. руб.)


Варианты
Перво-
началь-
ная
стои-
мость
Начис-
ленный
износ
Сумма переоценки Остаточная стои-
мость к моменту
перевода
основно-
го фонда
начис-
ленного
износа
К моменту перевода
начислен износ в
размере 60% от перво-
начальной стоимости

20 000

12 000

-

-
8 000
(20 000 - 12 000)
К моменту перевода
начислен износ в раз-
мере 60 % и проведена
переоценка на увели-
чение стоимости, сум-
ма которой составляет
50% от первоначальной
стоимости



20 000



12 000



10 000



6 000

12 000
(20 000 - 12 000
+ 10 000 - 6 000)
К моменту перевода
начислен износ в раз-
мере 60 % и проведена
переоценка на умень-
шение стоимости, сум-
ма которой составляет
50% от первоначальной
стоимости



20 000



12 000



10 000



6 000

4 000
(20 000 - 12 000
- 10 000 + 6 000)
К моменту перевода
начислен износ в раз-
мере 100% от первона-
чальной стоимости

20 000

20 000

-

-
0
(20 000 - 20 000)

В табл.3 приведены бухгалтерские записи, составленные в соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, по фактам хозяйственной жизни, связанным с переводом основного средства из производственной в непроизводственную сферу, в зависимости от вариантов его балансовой стоимости на данный момент.


Таблица 3


                                                              (тыс. руб.)


Факты хозяйственной
жизни
Корреспонденция
счетов
Сумма
Д-т К-т 1-й
вариант
2-й
вариант
3-й
вариант
4-й
вариант
1. Приобретено основное
средство
08 60 20 000 20 000 20 000 20 000
2. Отражен НДС, относя-
щийся к приобретенному
имуществу

19

60

4 000

4 000

4 000

4 000
3. Основное средство
направлено на использо-
вание в производствен-
ную сферу

01-ПС*(1)

08

20 000

20 000

20 000

20 000
4. Произведена оплата
поставщику
60 51 24 000 24 000 24 000 24 000
5. Предъявлен НДС бюд-
жету к зачету
68 19 4 000 4 000 4 000 4 000
6. За период эксплуата-
ции в производственной
сфере по основному
средству начислен износ

20 (44)

02-ПС

12 000

12 000

12 000

12 000
7. За период эксплуата-
ции в производственной
сфере по основному
средству проведена пе-
реоценка в сторону уве-
личения:
первоначальной стоимо-
сти
начисленного износа






01-ПС

83






83

02-ПС






-

-






10 000

6 000






-

-






-

-
8. За период эксплуата-
ции в производственной
сфере по основному
средству проведена пе-
реоценка в сторону
уменьшения:
первоначальной стоимо-
сти
начисленного износа






83

02-ПС






01-ПС

83






-

-






-

-






10 000

6 000






-

-
9. Отражен в бухгалтер-
ском учете перевод ос-
новного средства из
производственной сферы
на использование в неп-
роизводственной сфере
организации:
на стоимость основного
средства
на сумму начисленного
износа







01-НС*(2)

02-ПС







01-ПС

02-НС







20 000

12 000







30 000

18 000







10 000

6 000







20 000

20 000
10. Восстановлена за-
долженность перед бюд-
жетом по НДС

91*(3)

68
1 600
(8 000
х 0.2)
1 600
(8 000
х 0.2)
1 600
(8 000
х 0.2)

0
*(1) ПС - производственная сфера.
*(2) НС - непроизводственная сфера.
*(3) Данный расход не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

В Налоговом кодексе не отрегулирована проблема, связанная с возможностью предъявления в бюджет НДС к зачету в случае, если организация использовала определенное время объект имущества в социальной сфере, а затем перевела его для использования в производственной (коммерческой) деятельности. Если действует норма о необходимости уплаты НДС в бюджет в случае использования его в непроизводственной сфере, то, по нашему мнению, в налоговом законодательстве должны быть указания о возможности предъявления к зачету в бюджет НДС, относящегося к остаточной стоимости имущества, переводимого из непроизводственной (некоммерческой) деятельности в производственную деятельность организации.

4. Упоминание в Налоговом кодексе несуществующего налога на реализацию горюче-смазочных материалов. В ст.154 НК РФ при установлении порядка определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) указано, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. Налог на реализацию ГСМ упоминается в ст.154 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по товарообменным (бартерным) операциям, при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам, а также в ст.159 НК РФ при установлении порядка определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд.

Однако ст.4 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налог на реализацию горюче-смазочных материалов с 1 января 2001 г. отменен.

5. Неоднозначность формулировки обязательных условий, необходимых для предъявления бюджету НДС к зачету (возмещению). Статьей 171 НК РФ установлено, что налогоплательщики, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, имеют право на вычет сумм налога, предъявленных им продавцом, только после фактической оплаты товара продавцу.

Исходя из данной нормы складывается представление, что организации, принявшие в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по отгрузке, могут предъявить НДС по приобретенным ценностям бюджету к возмещению (зачету, вычету) независимо от факта оплаты товаров (работ, услуг) продавцу. Однако это является ошибочным, так как ст.171 НК РФ, к сожалению, содержит противоречие, и в ней в качестве общей нормы указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Таким образом, налоговым законодательством до устранения указанного противоречия предусматривается возможность предъявить НДС по приобретенным ценностям бюджету к возмещению (зачету, вычету) только после их оплаты независимо от установленной в целях налогообложения даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг).

При этом в соответствии с п.2 ст.167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются: поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу организации (комиссионера, поверенного или агента), в том числе в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); погашение задолженности; передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

Отметим совокупность условий, при соблюдении которых покупатель может предъявить бюджету к возмещению (зачету, вычету) НДС по приобретенным ценностям:

- наличие правильно составленного и выставленного ему продавцом счета-фактуры;

- факт оплаты товаров (работ, услуг). По импортным товарам уплата НДС осуществляется при их ввозе;

- принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг);

- использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления производственной (коммерческой) деятельности (за исключением товаров, НДС по которым относится на затраты по производству и реализации в предусмотренных в п.2 ст.170 НК РФ случаях).

В данной статье рассмотрены не все вопросы, связанные с применением налогового законодательства в период реформирования налоговой системы и порождающие правовые коллизии. Понимание противоречивости сложившейся системы налоговых правоотношений, а также способность решать вопросы, возникающие при исчислении и уплате налогов и сборов, позволят избежать многих ошибок при применении налогового законодательства.


В.А. Быков,

Санкт-Петербургский торгово-экономический институт


"Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение