Законодательство о бухгалтерском учете в КНР (Р.А. Шепенко, "Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.)

Законодательство о бухгалтерском учете в КНР


Опыт Китая - нашего великого соседа - всегда имел большое значение для России.

Известная тенденция - государственное регулирование бухгалтерского учета - господствовала в Китае на протяжении всей его истории и получила наиболее полное завершение после 1949 г., когда были созданы различные виды отраслевого учета.

Куайцзифа (кит. - законодательство о бухгалтерском учете) - это общее название правовых норм, регулирующих экономические отношения, складывающиеся при осуществлении государственными органами и предприятиями бухгалтерского учета. При этом последний является видом управленческих действий по проведению расчетов и контроля хозяйственной деятельности и составляет важную часть экономического управления.


С древних времен до наших дней...


Первое упоминание о правовой регламентации бухгалтерского учета в Китае относится к XI в. - 771 г. до н.э. В регламенте "Чжоули - Тяньгуань" говорится о ежедневном и ежемесячном сведении данных, годовом отчете, а также о чиновнике, отвечавшем за расчет приходов и расходов налогов и сборов.

Начиная с Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.), все династии создавали бухгалтерские структуры и назначали лиц, ведавших отчетностью, а также разрабатывали правовые установления. В период династии Цинь в законе "Сяолюй" было сказано, что при составлении отчетности необходимо указывать фактические данные, избегать ошибок; там же расписывалась процедура сведения отчетности и приводились методы учета потерь имущества. В ханьском законоположении "Шанцзилюй" была определена система представления отчетности на проверку в столицу, по которой предусматривалось ежегодное представление отчетности каждой инстанцией снизу доверху; за нарушение сроков и недостоверность определялась мера наказания. Династии Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.) также имели специальные системы ведения записей и счетов, наказаний за недостоверность отчетных докладов.

С наступлением нового времени Правительство Китайской Республики в 1914 г. опубликовало первую часть Закона "О бухгалтерском учете". Затем последовали некоторые специальные положения - в 1915 г. - "Правила ведения бухгалтерского учета на железных дорогах", в 1921 г. они вышли в новой редакции. После 1927 г. Гоминьдановское правительство опубликовало "Правила бухгалтерского учета, изданные Министерством финансов", "Метод единой системы бухгалтерского учета" и ряд других актов. В 1935 г. был опубликован Закон "О бухгалтерском учете", а в 1947 г. - "О бухгалтерах". Эта законотворческая активность в Китае показывала все возрастающую значимость бухгалтерского учета и отражала общее отношение в мире к его правовой регламентации.

После образования Китайской Народной Республики в декабре 1949 г. в рамках правительства была создана специальная структура, в ведении которой находилась система бухгалтерского учета государства. В 1950 г. были опубликованы "Система бюджетной отчетности народных правительств каждого уровня" и "Система бюджетной отчетности единиц народных правительств каждого уровня". В январе 1951 г. Государственный административный Совет КНР предоставил Министерству финансов право управления системой бухгалтерского учета всех государственных предприятий. С этого времени все системы отчетности разрабатывались или утверждались этим министерством и только после этого подлежали опубликованию.

Первые годы новой власти были очень продуктивными в части правовой регламентации бухгалтерского учета и отчетности. Их характерной особенностью было относительно регулярное проведение конференций, по итогам которых в законодательство вносились коррективы.

Первую конференцию по финансовому управлению и бухгалтерскому учету Министерство финансов КНР созвало в ноябре 1951 г. В ходе обсуждения были определены объекты бухгалтерского учета промышленных предприятий и выработаны единые формы отчетности. Вскоре Министерство финансов разработало "Метод регистрации бухгалтерских книг и заполнения отчетной документации государственных предприятий", "Временный метод годового учета (ревизии) имущества государственных предприятий" и "Метод ведения бухгалтерского учета на государственных промышленных предприятиях". Затем в октябре 1952 г. Министерство финансов КНР созвало вторую конференцию, а в период с 1961 по 1965 г. были проведены еще две, по итогам которых совершенствовалась единая система бухгалтерского учета.

В этот период было принято большое количество актов по бухгалтерскому учету. Достаточно назвать "Правила расчета себестоимости на государственных промышленных предприятиях", "План счетов предприятий, совместно эксплуатируемых государственным и частным капиталом" и т.д. При этом в нормотворческом процессе участвовало как Министерство финансов (опубликовавшее "Уведомление о сроках хранения бухгалтерских архивов предприятиями, административными и деловыми единицами" и ряд других актов), так и правительство - Государственный Совет КНР ("Об учреждении должности главного бухгалтера на государственных предприятиях и предприятиях связи").

Во второй половине шестидесятых наступил период "культурной революции". Общий правовой нигилизм коснулся и бухгалтерского учета. Это время отмечено лишь очередными "Правилами бухгалтерского учета на государственных предприятиях (в опытном порядке)", разработанными Министерством финансов в 1973 г.

Вскоре работа над созданием правовых основ бухгалтерского учета была продолжена и уже в 1978-81 гг. Государственный Совет КНР опубликовал "Правила исполнения обязанностей сотрудниками бухгалтерии" и "Временное установление о бухгалтерских кадрах"; Министерство финансов КНР разработало "Систему бухгалтерского учета на строительных, совместных и других предприятиях".


Современное законодательство


Ведение бухгалтерского учета в современном Китае построено на двух основных массивах. Первый - это правовые акты специального характера, содержащие отдельные требования по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Второй - непосредственные базовые источники правового регулирования.

К первой группе относится Закон КНР от 4 сентября 1992 г. (с изменениями от 28 февраля 1995 г.) "Об управлении взиманием налогов", в котором содержится специальный раздел II "Контроль за ведением бухгалтерской отчетности и прочей хозяйственной документации". В нем, в частности, определено, что информация о системе и способах ведения бухгалтерской отчетности налогоплательщика, ведущего производственную или иную хозяйственную деятельность, направляется в налоговые органы для сведения. Можно назвать также Временные правила от 13 декабря 1993 г. "О подоходном налоге с предприятий", опубликованные Главным таможенным управлением КНР в соответствии с приказом N 65 "Метод таможенного надзора за районами сохранения налогов", и ряд других правовых установлений. Одна из особенностей правовой регламентации бухгалтерского учета в Китае состоит в практически обязательном включении положений об отчетности в налоговые акты самого различного уровня.

Ко второй группе принадлежат специальные установления, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и связанные с ним вопросы. К их числу относятся вступивший в силу с 1 января 1994 г. Закон "О сертификации профессиональных бухгалтеров"; утвержденные Государственным Советом КНР 16 ноября 1992 г. "Нормы отчетности предприятий"; уведомление Министерства финансов КНР и Государственного комитета по реформе экономической системы от 25 мая 1995 г. "О системе отчетности экспериментальных паевых предприятий" и т.д. Основным в этой группе является Закон "О бухгалтерском учете". Он был принят 21 января 1985 г. на шестой сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей девятого созыва. 29 декабря 1993 г. на восьмой сессии пятого созыва в него был внесен ряд изменений.

Названными выше нормативными актами, составляющими правовую основу современного законодательства Китая о бухгалтерском учете, регламентируются следующие направления:

- концепция и основные цели бухгалтерского учета;

- объект бухгалтерского учета;

- основные принципы бухгалтерского учета;

- система управления работой по организации бухгалтерского учета;

- качество бухгалтерских расчетов;

- бухгалтерский контроль;

- сфера компетенции главного бухгалтера;

- отношение к бухгалтерскому персоналу и руководителю предприятия.

Так же, как и в прежние годы, вопросами отчетности в Китае руководит Министерство финансов КНР, которое отвечает за создание единой государственной системы отчетности в стране. Министерства финансов местных народных правительств - на местах (в провинциях, городах центрального подчинения, автономных районах). Государственные ведомства, в том числе и воинские части, а также различные хозяйственные единицы, в соответствии с единой государственной системой отчетности разрабатывают собственные методы ведения бухгалтерского учета, сведения о которых направляются в местные министерства финансов и различные ведомства.

Для ведения работы по бухгалтерскому учету на предприятиях создаются бухгалтерии, которые могут возглавляться главным бухгалтером или, так называемым, фуцзэжень (кит. - ответственным лицом). При смене бухгалтером места работы под наблюдением главного бухгалтера или ответственного лица производится сдача-приемка дел. Если это касается главного бухгалтера или ответственного лица, то данная процедура находится под наблюдением руководителя предприятия.

Бухгалтерский учет ведется в Китае в соответствии с едиными принципами. Их юридическое закрепление осуществляется в виде специальных требований, к числу которых относятся следующие.

- Бухгалтерские расчеты основываются на фактически произведенных экономических действиях, правдиво отражая финансовую ситуацию и хозяйственные результаты.

- Бухгалтерская информация отвечает требованиям государственного макроэкономического регулирования и предоставляет возможность для ее всестороннего понимания.

- Бухгалтерские расчеты осуществляются в соответствии с установленными методами, их показатели должны согласовываться и быть взаимно сопоставимыми.

- Метод ведения бухгалтерского учета в течение отчетного периода должен быть единым; бухгалтерские расчеты должны производиться своевременно; бухгалтерские записи и отчеты должны быть четкими и пригодными для использования.

- Доходы должны соизмеряться с себестоимостью и затратами; бухгалтерские расчеты возможных убытков и издержек должны быть справедливыми.

- Каждый объект имущественных ресурсов должен рассчитываться по фактической себестоимости.

- Финансовый отчет должен всесторонне отражать финансовую ситуацию и хозяйственный результат деятельности предприятий.

Основным требованием к финансовой отчетности в Китае является отражение сведений о денежных средствах и поступлениях от ценных бумаг; приемке, отчуждении и использовании ценностей; о долговых обязательствах и расчетах; об увеличении капитала и понесенных затратах; о расчете доходов, расходов и себестоимости; о других данных.

Эти сведения формируются на основе бухгалтерских документов, к которым относятся главная и вспомогательные бухгалтерские книги, мемориальные книги и т. п. Допускается параллельное использование ручного и автоматизированного учета.

Все бухгалтерские документы и финансовые отчеты ведутся на китайском языке. Одновременно они могут оформляться на каком-либо иностранном языке либо (если предприятие расположено в районе национальной автономии) на языке национального меньшинства. Бухгалтерские документы и финансовые отчеты хранятся 15 лет. Записи в документах осуществляются в национальной валюте Китая, но могут вестись и в другой валюте, если об этом имеется соглашение, например, между партнерами на совместном предприятии. Если используется иностранная валюта, данные финансовых отчетов должны быть конвертированы в юани в конце года.

Финансовый год начинается в Китае 1 января и заканчивается 31 декабря, в течение этого периода учет ведется нарастающим итогом. Каждая структура формирует финансовую отчетность и направляет ее ежемесячно, ежеквартально и ежегодно в контролирующие ведомства (прежде всего, в соответствующее министерство финансов и налоговое бюро). Отчетные документы подписываются (или ставится печать) руководителем и ответственным лицом из бухгалтерии. Каждый документ скрепляется печатью предприятия. Если на предприятии учреждена должность главного бухгалтера, то второй (после руководителя) ставится его подпись или печать.

Важнейшей задачей бухгалтерии и ее сотрудников является осуществление внутреннего контроля за отчетностью на предприятии. На бухгалтеров возлагается обязанность по обеспечению легальности, действительности, точности и целостности отчетных данных. В случае обнаружения серьезных недостатков руководителю предприятия представляется письменное замечание, на которое он обязан отреагировать в течение десяти дней; если такое замечание не будет представлено, то ответственные сотрудники бухгалтерии несут административную ответственность наравне с руководителем. При наличии состава преступления в действиях бухгалтеров и руководителей предприятий возможно применение наказания в соответствии с Уголовным кодексом КНР от 14 марта 1997 г.

Правовая регламентация бухгалтерского учета Китая имеет глубокие исторические корни. Многочисленные акты пятидесятых годов представляли собой попытку создания единой системы бухгалтерского учета нового государства. Многие из них так и не нашли практического применения. Тем не менее именно они заложили основу современного законодательства о бухгалтерском учете Китая, которое в целом соответствует международным стандартам.


Р.А. Шепенко,

кандидат юридических наук


"Бухгалтерский учет", N 5, март 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение