Исчисление единого социального налога (Н. Криксунова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, июнь 2001 г.)

Исчисление единого социального налога


Федеральным законом от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ с 1 января 2001 г. введена часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе глава 24 "Единый социальный налог (взнос)".

Единый социальный налог - альтернатива существовавшему ранее порядку обложения предприятий взносами в различные государственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ).

После введения единого социального налога была установлена единая налоговая база, уменьшились начисления на заработную плату (тариф страховых взносов снизился с 39,5 до 35,6% от налоговой базы с регрессивной шкалой налогообложения), сократились отчетность и количество проверок плательщиков, введен единый порядок применения финансовых санкций. Отчислений части этого налога в ГФЗН РФ не предполагается, обеспечение пособиями осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации взимание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1% выплат, начисленных в пользу граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, не предусмотрено.

Несмотря на то, что налогоплательщики теперь должны представлять отчетность по единому социальному налогу лишь налоговым органам, в Законе предусмотрена норма, в соответствии с которой за налогоплательщиками закреплена обязанность представлять сведения:

в Пенсионный фонд Российской Федерации - в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования (до утверждения новых форм - по формам документов, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 3.07.97 г. N 37/44 "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению");

в Фонд социального страхования Российской Федерации - о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию (по форме, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2000 г. N 113 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)").

В практике применения главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации уже выявился ряд проблем. Это связано в первую очередь с большим объемом дополнительной работы как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Довольно сложным оказался механизм исчисления и уплаты налога.

Мы рассмотрим отдельные вопросы, требующие дополнительного пояснения к главе 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)".

Введение нормы, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, привело к тому, что указанные категории плательщиков не имеют право пользоваться пособиями по государственному социальному страхованию, так как не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации. Добровольный порядок уплаты части суммы, зачисляемой в этот Фонд, Законом не предусмотрен. Поэтому до внесения соответствующих изменений в законодательство данные категории будут лишены права на обеспечение пособиями по государственному социальному страхованию.

Что касается объекта налогообложения, то здесь часто возникает вопрос об освобождении выплат в натуральной форме, производимых сельскохозяйственной продукцией, в том случае, если они начислены и выплачены один раз в год (п.1 ст.236 НК РФ). Как следует из данного пункта, эти выплаты в размере до 1000 руб. включительно не облагаются единым социальным налогом (взносом) у работодателя в том месяце, в котором они были начислены. Суммирование этих выплат в налоговом периоде не производится.

Возникает еще один вопрос - распространяется ли эта норма на всех налогоплательщиков-работодателей или только на производителей сельскохозяйственной продукции. На первый взгляд Закон не содержит ограничений на применение данной нормы. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на следующее.

В соответствии со ст.4 Конвенции Международной организации труда от 1.07.49 г. N 95, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 31.01.61 г., разрешается частичная выплата заработной платы в натуральной форме в тех отраслях промышленности или профессиях, где эта форма выплаты принята в обычной практике или желательна ввиду характера отрасли промышленности или профессий. При этом выдача заработной платы в натуральной форме должна производиться исключительно для личного пользования работника и его семьи и соответствовать их интересам.

Необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством возможность выдачи заработной платы в натуральной форме должна быть отражена организацией в коллективном договоре и администрация обязана известить работников не позднее чем за два месяца о введении натуральной оплаты труда.

Кроме того, при отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться разделами 970000 "Продукция растениеводства и лесного хозяйства" и 980000 "Продукция животноводства" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1.11.99 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации".

В соответствии с п.4 ст.236 НК РФ выплаты, поименованные в пп.1 и 2 ст.236 НК РФ не признаются объектом налогообложения в том случае, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

Поскольку понятие "прибыль, остающаяся в распоряжении" налоговым законодательством специально не установлено, на основании п.1 ст.11 НК РФ оно определяется правилами бухгалтерского учета. Порядок использования прибыли, остающейся в распоряжении организации, определяется ее собственником (акционерами, учредителями).

Исключением из правил бухгалтерского учета могут быть ситуации, когда руководителем предприятия в рамках предоставляемых ему собственниками (учредителями) предприятия полномочий на определенный вид (сумму) затрат специально в качестве источника указана прибыль (конкретного года), остающаяся в распоряжении предприятия. В таком случае бухгалтер в учете отражает тот источник (чистую прибыль конкретного года), который указан в распорядительном документе.

Отражение затрат по распоряжению руководителя за счет прибыли текущего года в целях исчисления базы по единому социальному налогу как расходование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, возможно только в тех отчетных периодах, когда в учете предприятия уже сформирована прибыль текущего года (т.е. за предыдущие отчетные периоды текущего года) и с нее уплачен налог на прибыль.

Особое внимание следует обратить на ст.237 НК РФ, которой предусмотрено, что при определении налоговой базы для налогоплательщиков (работодателей) учитываются любые доходы (за исключением указанных в ст.238 НК РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды.

Следует иметь в виду, что, независимо от того что в пп.1 и 2 ст.236, НК РФ выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц, материальная выгода, полученная работником и (или) членом его семьи за счет работодателя, независимо от источника ее выплаты является объектом обложения единым социальным налогом:

от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

от приобретения работником и (или) членом его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п.2 ст.212 НК РФ;

полученная работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п.9 п.1 ст.238 НК РФ) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

Перечень материальной выгоды, приведенный в п.4 ст.237 НК РФ, является открытым.

Следует обратить внимание на некоторые моменты при отнесении выплат к материальной выгоде.

Необходимо отличать облагаемую налогом материальную выгоду, получаемую работниками или членами их семей, от выплат и вознаграждений, производимых за счет чистой прибыли, которые не облагаются налогом. Например, суточные, выплаченные сверх установленных норм, возмещаются за счет чистой прибыли (к материальной выгоде, получаемой работником, они не относятся и не должны облагаться налогом, так как выдаются непосредственно работнику), а вот оплата за работника расходов по содержанию ребенка в детском дошкольном учреждении, перечисленная на счет учреждения, относится к материальной выгоде и, следовательно, облагается единым социальным налогом. Поэтому необходимо четко разграничивать выплаты в пользу работника от материальной выгоды.

Следует также учитывать, что материальная выгода, получаемая от работодателя лицами, не связанными с ним никакими отношениями, не подлежит налогообложению. При этом облагаются налогом выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу таких лиц, если они произведены не за счет чистой прибыли.

При исчислении единого социального налога нужно иметь в виду, что в отличие от страховых взносов работодатель должен определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п.2 ст.237 НК РФ). При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей (т.е. по нескольким местам работы). Например, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Это обусловлено тем, что плательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель. При этом производится начисление налога на выплаты в пользу работника, а не его удержание с заработной платы, как для налога на доходы физических лиц.

Часто возникают вопросы, касающиеся срока внесения авансового платежа работодателями. Пунктом 3 ст.243 НК РФ предусмотрено, что уплату авансовых платежей необходимо производить в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц. Последним днем уплаты единого социального налога является 15-е число месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, НК РФ установлена однократная уплата авансовых платежей налога по окончании отчетного месяца и не предусмотрена их уплата при каждом получении налогоплательщиком в банке средств на оплату труда в течение отчетного месяца.

Нужно ли представлять расчет по авансовым платежам в том случае, если в данном отчетном периоде отсутствует объект налогообложения? Статьей 243 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность ежемесячно представлять расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу). В связи с этим организации и физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам, обязаны представлять расчеты по авансовым платежам, а также декларации по единому социальному налогу (взносу) при наличии объекта налогообложения независимо от того, подлежат или не подлежат налогообложению производимые ими выплаты. Поэтому в авансовых расчетах следует заполнять показатели:

объект налогообложения с отражением всех выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников в соответствии со ст.236 НК РФ;

суммы, не подлежащие налогообложению, с отражением всех выплат, произведенных работникам и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.238 НК РФ;

суммы налоговых льгот с отражением суммы выплат и иных вознаграждений, по которым в соответствии со ст.239 НК РФ предоставлены льготы по уплате единого социального налога (взноса);

налоговая база, которая определяется как разность между объектом налогообложения, суммой, не подлежащей налогообложению, и суммой налоговых льгот. Если налоговая база равна нулю, дальнейший расчет не производится.


Н. Криксунова,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, июнь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.