Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, июнь 2001 г.)

Налоговое обозрение


Аргентина


С 3 апреля 2001 г. в Аргентине введен налог на операции по движению средств на банковских чековых счетах. Налогом облагаются операции по депонированию и снятию денег со счетов в аргентинских банках. При этом банки выступают в качестве налоговых агентов.

Указанные операции облагаются по базовой ставке 0,25%. В особых случаях, т.е. при выписке чеков на крупные суммы (торговля зерном, операции на фондовой бирже, операции по обмену валюты, операции с "электронными" счетами в системе Интернет и операции с применением кредитных карт), размер ставки налога составляет 0,075%. От налога на операции по движению средств на счетах, в частности, освобождаются:

перечисления средств на другой банковский чековый счет одного и того же владельца счетов;

кредиты по банковским ссудам;

"электронные" перечисления денежных средств, осуществляемые без движения средств на чековых счетах;

операции по перечислению средств в иностранной валюте при осуществлении внешнеэкономической деятельности.


Великобритания


Многие английские клиенты оффшорных банков получили в апреле уведомление, в котором сообщается о том, что информация об их счетах и выплате процентов в наступающем финансовом году будет передана английской налоговой службе.

Правительство Великобритании заключило соглашения с правительствами других государств о передаче информации о незадекларированных доходах налогоплательщиков - резидентов Великобритании. В свою очередь английское правительство будет передавать информацию о нерезидентах налоговым органам других стран.

По мнению некоторых экспертов, в сложившейся обстановке укрывательство денег от налогов в оффшорах для английских граждан теряет всякий смысл. Ставки налогообложения в Великобритании невелики, лазейки для тех, кто хочет уклониться от уплаты налогов, в законодательстве ликвидированы, в оффшорных юрисдикциях, например на острове Джерси, приняты жесткие законы, направленные на борьбу с легализацией доходов, полученных незаконным путем. Аналогичное законодательство, предусматривающее усиление контроля за нелегальными операциями, принимается и в других оффшорных юрисдикциях.


Венесуэла


Реорганизация системы распределения налогов в Венесуэле, имеющая целью передать бюджетам штатов налоговые поступления по налогу на имущество и дарение, дополнительным сборам по налогу на доходы физических лиц, налогу на топливо и некоторым другим, может на 16% сократить количество уклоняющихся от налогообложения. К такому заключению пришли экономисты консультативного комитета национальной ассамблеи.


Вьетнам


В марте 2001 г. министерство финансов Вьетнама выпустило инструкцию, определяющую порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями и иностранных партнеров, заключивших контракты с компаниями во Вьетнаме.

В соответствии с инструкцией и тем, и другим разрешено относить убытки, понесенные начиная с 2000 финансового года, на 5 последующих лет. Иностранные партнеры и предприятия с иностранными инвестициями получили право разрабатывать и согласовывать с властями графики отнесения убытков на последующий период. Таким образом, убытки могут быть засчитаны в одном или нескольких годах на протяжении 5 лет при условии, если в соответствующем году была получена прибыль.

До момента выхода инструкции уплаченные налоги на доходы корпораций подлежали возмещению лишь в части "распределенной прибыли", реинвестированной в особые "льготные" инвестиционные проекты. Теперь согласно инструкции возмещается налог на "прибыль и другие полученные законным путем доходы от инвестиций во Вьетнаме", которые были реинвестированы во "вновь открытые или продолжающиеся инвестиционные проекты". Таким образом, для получения возмещения уплаченного налога налогоплательщик может реинвестировать прибыль в проекты, необязательно относящиеся к категории особых.

Иностранные инвесторы получили право регулярно (каждые 3 или 6 месяцев) перечислять за рубеж до 70% своей доли в промежуточных прибылях предприятия. Заявления на перечисление промежуточной прибыли за рубеж подаются в местную налоговую инспекцию по окончании очередного финансового года. Со всех перечисленных средств взимается налог на доходы корпораций.

До выхода инструкции инвесторы были обязаны представлять ежегодную отчетность о соответствии требованиям, предъявляемым к предприятиям с льготным налогообложением. Отчетность подавалась в местную налоговую инспекцию и органы власти, отвечающие за лицензирование инвестиций. В соответствии с инструкцией обязанность представлять отчет лицензирующим органам теперь возложена на налоговые органы. Ранее, в случае если предприятие на протяжении 3 лет не выполняло установленные требования, лицензирующий орган имел право отменить налоговые льготы по инвестиционной лицензии. Новая инструкция это положение отменяет.

Однако в инструкции отменено освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на перечисление процентов с капитала вьетнамскому государственному предприятию, а также льготное налогообложение перечисления процентов частному вьетнамскому предприятию.

Инструкция определяет также порядок возмещения таможенных пошлин, уплаченных за ввоз материалов, предназначенных для перепродажи предприятию - изготовителю продукции, поставляемой на экспорт. Импортирующее предприятие с иностранными инвестициями уплачивает пошлину при ввозе и имеет право получить возмещение после того, как предприятие-изготовитель вывезло продукцию за рубеж.

В целом новая инструкция создает более благоприятные условия для иностранных инвесторов и отражает тенденцию ускорения реформы законодательства, регулирующего иностранные инвестиции во Вьетнаме.


Гондурас


В 2001 г. у многих налогоплательщиков Гондураса сохраняется задолженность по уплате налогов, несмотря на то что правительство снизило размер ставки налога с корпораций с 42 до 25% и перенесло срок уплаты налога на доходы с 31 марта на 21 апреля.


Индонезия


Международный валютный фонд предупредил правительство Индонезии о возможном превышении бюджетного дефицита над запланированным в этом году. Причиной этого МВФ называет задержки в реализации налоговой реформы. Правительство Индонезии решило перенести введение налога на сельскохозяйственные продукты на более поздний срок после того, как в парламенте страны прозвучали протесты против этого.

Правительство страны повысило цены на топливо для потребителей в промышленности, доведя их до 50-100% от цен на международных рынках. Вместе с тем реализация плана по повышению цены на топливо для частных лиц, малых и средних предприятий, общественного транспорта, государственной электроэнергетической компании была отложена до октября 2001 г. Такое решение в отношении цен на топливо также подверглось критике со стороны МВФ.


Литва


В марте 2001 г. стратегический комитет литовского правительства одобрил основные положения новой налоговой системы республики. Целью проведения налоговой реформы в Литве провозглашено создание современной налоговой системы, которая стимулировала бы экономический рост страны, позволила стабилизировать поступления бюджетных доходов, обеспечила справедливое и пропорциональное налогообложение и распределение сумм налогов, а также привела бы национальное налоговое законодательство в соответствие с нормами Европейского союза.

По заключению комитета налогообложение в Литве достигло состояния, когда дальнейшее увеличение доходов бюджета за счет повышения налогов становится невозможным.

В условиях снижения налоговой нагрузки доходы поступления в государственный бюджет должны быть гарантированы расширением налогооблагаемой базы при условии сохранения действующих ставок установленных в настоящее время налогов. Исключение составляют акцизные налоги, размер которых в соответствии с нормами Европейского союза будет непрерывно возрастать.

Действующее законодательство по дорожному сбору не отвечает потребностям дорожного фонда, который в настоящее время финансируется за счет поступлений по налогу с продаж, хотя должен финансироваться за счет платежей, имеющих прямое отношение к пользованию дорогами, и частично за счет акцизов. В рамках предполагаемой налоговой системы использование поступлений по налогу с продаж для финансирования дорожного фонда будет постепенно снижаться при одновременном повышении доли акцизов на минеральное топливо.

Правительство намерено с 1 января 2002 г. отказаться от налога с корпораций. Основания для этого следующие:

высокая сложность начисления налога с корпораций, что является тяжелой нагрузкой как для налогоплательщиков, так и для налоговых работников;

затраты на сбор налогов с корпораций превышают сумму собираемых налогов;

большинство крупнейших компаний Литвы фактически не уплачивают налог с корпораций, поскольку пользуются различными налоговыми льготами.

Согласно планам с 1 января 2002 г. налогообложению будут подвергаться только распределенные доходы компаний (дивиденды и прочие платежи), а также доходы из источников в Литве юридических лиц, зарегистрированных за рубежом. Особо отмечается, что отмена налога с корпораций не должна освобождать компании от обязанности представления в налоговые органы финансовой отчетности.

Министерство финансов Литвы подготовило законопроект о налоге на доходы физических лиц. Основная направленность законопроекта - сокращение налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет расширения перечня налоговых скидок. Тем самым правительство намерено стимулировать рост накоплений и инвестиций. Для налогоплательщиков, не имеющих налоговых скидок, ставку подоходного налога с 1 января 2002 г. предлагается установить в размере 15%. Для налогоплательщиков, имеющих налоговые скидки, размер ставки налога на доходы будет составлять 29% с 1 января 2002 г. и 24% с 1 января 2004 г. Ставку налога на доходы, полученные от работы по найму, предлагается установить в размере 33% с 1 января 2002 г.

Одновременно предлагается повысить размеры необлагаемого минимума:

с 1 января 2002 г. - с 241 до 250 литов;

с 1 января 2003 г. - с 250 до 280 литов;

с 1 января 2004 г. - с 280 до 320 литов.

В соответствии с проектом новой налоговой системы резиденты Литвы смогут сократить размеры налогооблагаемого дохода на 25% за счет применения скидок на:

перечисления в систему страхования жизни и пенсионные фонды;

взносы в систему здравоохранения;

персональные расходы на образование;

расходы на переоборудование жилых помещений в целях энергосбережения.

Кроме того, в соответствии с законопроектом все резиденты Литвы будут обязаны начиная с 2002 г. ежегодно подавать декларации на имущество.

Для физических лиц предлагается ввести новый налог на собственность. Муниципалитетам будет дано право облагать налогом жилище, находящееся во владении частных лиц, и устанавливать необлагаемый минимум по таким налогам. Ставку налога предлагается установить в размере 1,5% от стоимости налогооблагаемой собственности.

Акцизом будут облагаться только алкогольная продукция, нефтепродукты, табачные изделия. Вместо акциза на сахар предлагается установить специальный налог на сахар.

Правительство Литвы уже подготовило законопроект о налоге на добавленную стоимость.

В настоящее время в Литве действуют четыре специальные ставки НДС, тогда как в соответствии с нормами ЕС их должно быть не более двух. Законопроект предусматривает введение обязательных льгот, которые в настоящее время в Литве отсутствуют (в части определенных категорий некоммерческих услуг, например в спорте), и сохранение действующих льгот (в народном образовании, секторе финансовых услуг, при продаже земли, проведении лотерей и т.д.).


Соединенные Штаты Америки


На 2002 финансовый год Президент США попросил конгресс увеличить финансирование службы внутренних доходов США на 580 млн долл. Средства предлагается направить на техническое перевооружение и увеличение численности работников (примерно на 4 тыс. человек).

На продолжение работ по замене устаревших компьютеров в СВД, установленных еще в начале 60-х годов, у конгресса запрошено на 2002 финансовый год 325 млн долл. Это даст возможность повысить эффективность работы СВД по всем направлениям, включая усиление контрольной работы и увеличение количества обслуженных телефонных звонков налогоплательщиков.

Руководство СВД полагает, что в 2001 г. ведомство получит около 40 млн "электронных" налоговых деклараций, что несколько меньше прогноза (42 млн "электронных деклараций"). Среди причин возникновения такого несоответствия называют чрезмерную оптимистичность прогноза, для которого, впрочем, имелись все основания. Так, в 1999 г. было подано 29,1 млн "электронных" налоговых деклараций, а в 2007 г. планируется принять 56 млн деклараций. Вместе с тем за последний год значительно выросло количество "электронных" деклараций, поданных американцами с домашних компьютеров.

"Электронные" декларации подаются в США как по сети Интернет, так и по телефону.

При электронном декларировании 99 % деклараций не содержат ошибок. При использовании деклараций на бумаге частота ошибок составляет примерно 15 - 20 %. Ошибки делают как налогоплательщики при заполнении формы декларации, так и работники налогового ведомства при вводе данных с бумажных деклараций в ЭВМ.

Руководители СВД отмечают расширение использования программного обеспечения, предназначенного для оформления налоговых деклараций. Такие программы позволяют практически полностью исключить арифметические ошибки, типичные при заполнении декларации на бумаге, и способствуют более глубокому уяснению налогоплательщиком налогового законодательства.

По оценкам специалистов, в 2001 г. работники СВД США ответят на 6 млн телефонных звонков больше, чем в прошлом году. Это означает, что фактически смогут получить консультацию примерно 2/3 налогоплательщиков, пожелавших пообщаться с налоговиками. В СВД поставили перед собой задачу довести эту цифру до 90 %. Такой показатель характерен для систем обслуживания клиентов в частном секторе. Однако для решения этой задачи может потребоваться несколько лет.


Южная Корея


В Южной Корее опубликованы материалы исследования, согласно которому за годы после азиатского кризиса 1997 г. доходы корейцев систематически снижались, в то время как налоговое бремя постоянно росло. В 1997 г. корейцы уплатили в виде налогов 8,09% своих заработков, в 1998 г. - 8,42%, в 1999 г. - 8,96%.

На 20% наименее состоятельных граждан в 1998 г. приходилось всего 7,74% всех доходов населения, тогда как в 1997 г. эта цифра была на 1,56% выше. Наименее состоятельные граждане более других корейцев пострадали от банкротств компаний и безработицы.

На 20% наиболее состоятельных граждан приходилось 34,53% доходов в 1997 г., 36,61% - в 1998 г. и 35,21% - в 1999 г.

В этот же период правительство увеличило ставку дополнительного транспортного налога (налога на топливо), что позволило несколько смягчить падение бюджетных поступлений и профинансировать корейцам пособия по безработице.

В настоящее время в Южной Корее все отчетливее проявляются признаки того, что правительство намерено заняться серьезной налоговой реформой, предусматривающей снижение налогового бремени. По заключению Организации экономического сотрудничества и развития налоговая система Кореи не обеспечивает социальной справедливости и отличается чрезмерной сложностью. Некоторые аналитики полагают, что несмотря на то что на первом этапе проведения реформы снижения налогов может привести к сокращению поступлений в бюджет, в конечном счете на волне экономического роста доходы бюджета вырастут. Этому также должно способствовать и сокращение налоговых льгот. Основой для снижения налогов служит значительный рост поступлений от налога с корпораций и налога на сделки с ценными бумагами.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, июнь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение