Учет средств и расчетов в бюджетных учреждениях (О.А. Колеватова, "Бухгалтерский учет", N 7, апрель 2001 г.)

Учет средств и расчетов в бюджетных учреждениях


Согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично согласно смете расходов или смете доходов и расходов. Бюджетные учреждения создаются государственными органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ (в ред. от 23.07.98), другими федеральными законами, а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н (в ред. от 10.07.2000) (далее - Инструкция).

В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетное учреждение может финансироваться из нескольких источников и иметь в своем распоряжении как бюджетные, так и внебюджетные средства (от предпринимательской деятельности и целевые). Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях требует четкого разграничения средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, поэтому предписывает разделять осуществляемые бюджетным учреждением операции на 3 вида с присвоением субсчетам учета денежных средств, материальных ценностей, расчетов и т.п. соответствующих отличительных признаков в виде номеров:

1 - операции по бюджетным средствам;

2 - операции по предпринимательской деятельности;

3 - операции по целевым средствам и безвозмездным поступлениям.


Учет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации


Суммы финансирования расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, выделяемые учреждению главными распорядителями и доведенные через лицевые счета, открытые в органах казначейства, учитывают следующим образом:

Д-т субсч.091 (101) "Средства федерального бюджета на расходы учреждения" ("Средства на расходы учреждения" - для учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований),

К-т субсч.140 (141) "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия" ("Расчеты по дополнительным источникам финансирования на расходы учреждения")

на сумму полученного финансирования расходов учреждения.

Суммы финансирования капитального строительства учитывают обособленно и при их поступлении оформляют записью:

Д-т субсч.091 (101) "Средства федерального бюджета на расходы учреждения" ("Средства на расходы учреждения" - для учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований),

К-т субсч.143 "Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство"

на сумму полученного финансирования на капитальное строительство.

Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами расходов. Кассовым расходом согласно Инструкции являются операции по списанию средств со счетов в органах казначейства на оплату принятых учреждением бюджетных обязательств. Таким образом, при оплате коммунальных услуг и других общехозяйственных расходов с лицевого счета в органах федерального казначейства происходит списание денежных средств в размере, необходимом для погашения задолженности только в части бюджетной деятельности учреждения. В учете при этом делают следующую запись:

Д-т субсч.178.1 "Прочие дебиторы и кредиторы",

К-т субсч.091 (101) "Средства федерального бюджета на расходы учреждения" ("Средства на расходы учреждения")

на сумму, перечисленную в оплату задолженности перед поставщиками.

Остальную часть задолженности погашают с расчетного счета учреждения.

Вышеуказанной записью может быть оформлена любая расчетная операция, в частности, расчеты по коммунальным услугам, с поставщиками и т.д.

При расчетах с исполнителями и соисполнителями за выполненные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы счета учета средств корреспондируют с дебетом субсчета 156.1 "Расчеты с исполнителями за выполненные работы", а при расчетах с поставщиками материальных ценностей - с дебетом субсчета 150.1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Субсчет 150 является пассивным, дебетового сальдо по нему быть не должно. Следовательно, его применяют лишь при оплате материальных ценностей после их получения и оприходования. Если же услуги или материальные ценности оплачивали авансом, то эту операцию отражают записью:

Д-т субсч.157.1 "Расчеты по авансам выданным",

К-т субсч.091 (101) "Средства федерального бюджета на расходы учреждения" ("Средства на расходы учреждения")

на сумму перечисленного аванса.

По кредиту субсчетов 091 и 101 отражают следующие суммы в корреспонденции с дебетом субсчетов:

173 - перечисленных средств по расчетам с бюджетом (это, в основном, подоходный налог с физических лиц, выручка от реализации некоторых видов объектов основных средств, находящихся в оперативном управлении);

183 - по безналичному перечислению на счета по вкладам работников в кредитных учреждениях;

184 - перечисленных взносов по договорам добровольного страхования, удержанных с рабочих и служащих бюджетного учреждения;

185 - перечисленных членских профсоюзных взносов;

187 - удержанных и перечисленных по исполнительным документам;

188 - перечисленного денежного довольствия и прочих выплат военнослужащим;

189 - перечисленных за выполненные работы, в основном, по договорам гражданско-правового характера.

По кредиту субсчета 140 (141) отражают также другие операции, увеличивающие финансирование. Например, Правительство РФ погашает задолженность организаций науки, образования и здравоохранения по оплате расходов за использованные энергоресурсы, коммунальные услуги, текущий ремонт, приобретение оборудования и медикаментов в пределах ассигнований, утвержденных федеральным законом о бюджете, в том числе и путем проведения взаимозачетов (погашением встречных обязательств между федеральным бюджетом и поставщиками вышеперечисленных работ и услуг). В результате погашается задолженность главного распорядителя, а, следовательно, и получателя бюджетных средств - учреждения. Поступления реальных денежных средств на лицевые счета бюджетного учреждения не происходит, вместе с тем учреждение получает акт о произведенном взаимозачете и о величине погашенной задолженности. На дату подписания акта должна быть сделана запись, увеличивающая бюджетное финансирование и уменьшающая задолженность:

Д-т субсч.178.1 "Прочие дебиторы и кредиторы",

К-т субсч.140 (141) "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия" ("Расчеты по дополнительным источникам финансирования на расходы учреждения")

на величину произведенного взаимозачета.


Учет средств, полученных из внебюджетных источников


В соответствии с п.106 Инструкции учреждения могут иметь на счетах в кредитном учреждении или органах казначейства средства, полученные из внебюджетных источников. К ним относятся:

- средства, полученные от предпринимательской деятельности, целевые средства, безвозмездные поступления;

- средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

- средства, полученные из государственных внебюджетных фондов.

Средства, полученные из внебюджетных источников, зачисляют на специальные счета N 40503 (для федеральных учреждений) и N 40603 (для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или муниципальных образований). Эти счета могут быть открыты лишь после получения специального разрешения.

Средства от предпринимательской деятельности. Согласно ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Бюджетное учреждение имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую его уставу (ст.50 ГК РФ). Такая возможность предусмотрена ст.47 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92 N 3612-1 (в ред. от 23.06.99), федеральными законами "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 N 12-ФЗ и "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.96 N 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2000), Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 (в ред. от 01.07.94) и др. В соответствии с п.5 разд.1 инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" от 20.08.98 N 48 (в ред. от 12.01.99) доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности. Однако не все виды платной деятельности являются предпринимательскими. Так, для учреждений образования не является предпринимательской деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении (п.2 ст.47 Закона РФ "Об образовании"). Средства, направленные образовательными учреждениями на нужды образовательного процесса, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (подп."г" ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1).

Поступление средств от предпринимательской деятельности (это в основном платежи заказчиков и покупателей за поставленную бюджетным учреждением продукцию, выполненные работы, оказанные услуги) отражают учетными записями:

Д-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности",

К-т субсч.153.2 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги"

на сумму оплаты поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т субсч.153.2 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги",

К-т субсч.173.2 "Расчеты по платежам в бюджет"

на сумму начисленного НДС (если услуги, продукция или работы не льготируются);

Д-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности",

К-т субсч.155.2 "Расчеты по авансам полученным"

на сумму полученного учреждением аванса;

Д-т субсч.155.2 "Расчеты по авансам полученным",

К-т субсч.173.2 "Расчеты по платежам в бюджет"

на сумму начисленного по авансу НДС (если услуги, продукция или работы не льготируются).

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, бюджетом, работниками за счет средств от предпринимательской деятельности ведут аналогично учету расчетов за счет средств федерального и местного бюджетов по субсчетам 091, 101. Однако средства от предпринимательской деятельности можно вкладывать в ценные бумаги, в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ. Осуществлять такие операции за счет бюджетных средств запрещается Бюджетным кодексом РФ. Финансовые вложения в учете отражают записями:

Д-т субсч.030 (134) "Долгосрочные финансовые вложения" ("Краткосрочные финансовые вложения"),

К-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"

на сумму средств, перечисленных с расчетного счета в качестве финансового вложения.

При реализации и погашении облигаций и других ценных бумаг делают учетные записи:

Д-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности",

К-т субсч.030 (134) "Долгосрочные финансовые вложения" ("Краткосрочные финансовые вложения")

на сумму учетной стоимости реализуемых и погашаемых ценных бумаг;

Д-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности",

К-т субсч.400 "Доходы отчетного периода"

на сумму, превышающую учетную стоимость реализуемых и погашаемых ценных бумаг;

Д-т субсч.400 "Доходы отчетного периода",

К-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"

на сумму, понижающую учетную стоимость реализуемых и погашаемых ценных бумаг.

Бюджетным учреждениям нередко приходится оплачивать расходы по бюджетной смете за счет средств от предпринимательской деятельности с расчетного счета в кредитном учреждении (например, при задержке финансирования), хотя средства от предпринимательской деятельности не должны использоваться на цели, обеспечиваемые бюджетными ассигнованиями. Налоговое законодательство не предусматривает перераспределения расходов, заложенных в бюджетной смете, на расходы от предпринимательской деятельности, поскольку увеличение этих расходов уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, каждая запись бухгалтерской операции должна содержать одинаковый отличительный признак по дебету и кредиту, иначе нарушается система двойной записи в балансах (по бюджетным и внебюджетным источникам). По нашему мнению, единственным решением этой проблемы является отнесение расходов, не покрытых финансированием и оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности, на субсчет 223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли". В этом случае в бухгалтерском учете нужно делать записи:

Д-т субсч.200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.178.1 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

на сумму фактического расхода по бюджету;

Д-т субсч.178.1 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами",

К-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности"

на сумму расходов, оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Корректировка (сторно)

Д-т субсч.200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.178.1 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

на сумму расходов, оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности;

Д-т субсч.178.2 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами",

К-т субсч.178.1 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

на сумму расходов, оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности;

Д-т субсч.223 "Расходы за счет средств, формируемых из прибыли",

К-т субсч.178.2 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

на сумму расходов, оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Целевые средства и безвозмездные поступления в бюджетных учреждениях не подлежат налогообложению. В п.107 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях приведен исчерпывающий перечень целевых средств и безвозмездных поступлений:

а) целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия. Их поступление отражают записью:

Д-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления",

К-т субсч.270 "Средства целевого назначения".

К таким средствам относятся:

средства, получаемые учреждениями от других органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с молодыми специалистами, направленными к месту работы после окончания учебных заведений. Расходование этих средств учитывают следующими записями:

Д-т субсч.225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.180.3 "Расчеты по оплате труда"

на сумму произведенных выплат;

Д-т субсч.180.3 "Расчеты по оплате труда",

К-т субсч.120.3 "Касса"

на сумму произведенных выплат;

средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и учащимся. Расходование этих средств отражают следующим образом:

Д-т субсч.225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.181.3 "Расчеты по стипендиям"

на сумму начисленных выплат;

Д-т субсч.181.3 "Расчеты по стипендиям",

К-т субсч.120.3 "Касса"

на сумму произведенных выплат;

средства на приобретение методической, научной литературы и учебных пособий, а также бланков документации по бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной документации. Расходование средств оформляют следующими учетными записями:

Д-т субсч.019.3 (063.3) "Прочие основные средства" ("Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности"),

К-т субсч.178.3 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

на стоимость поступившей литературы и бланков;

Д-т субсч.178.3 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами",

К-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"

на сумму, перечисленную поставщикам литературы и бланков;

средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты населения на укрепление их материально-технической базы. Расходование этих средств отражают по дебету субсчета учета приобретенного имущества в корреспонденции с субсчетами учета расчетов;

средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов. Эти средства списывают следующим образом:

Д-т субсч.225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.180.3 "Расчеты по оплате труда"

на сумму вознаграждения, начисленного работникам, участвующим в сборе и сдаче вышеперечисленных видов сырья;

Д-т субсч.180.3 "Расчеты по оплате труда",

К-т субсч.120.3 "Касса"

на сумму выплаченного из кассы вознаграждения;

Д-т субсч.225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.173.3 "Расчеты по платежам в бюджет"

на сумму, предназначенную для перечисления в бюджет;

Д-т субсч.173.3 "Расчеты по платежам в бюджет",

К-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"

на сумму, перечисленную в бюджет;

средства, заработанные учащимися; средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и других учебных заведениях; средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов. Эти расходы списывают в соответствии с назначением целевых средств. При этом дебетуют субсчет 225 и кредитуют субсчета учета расчетов (при начислении соответствующих расходов); дебетуют субсчета расчетов и кредитуют субсчет 110 (при перечислении средств поставщикам учебников, проездных билетов и т.п.);

безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и развитие материально-технической базы учреждения, благотворительные взносы, гранты, безвозмездная международная финансовая помощь); средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на цели, связанные с их основной деятельностью. Под грантами для целей налогообложения понимают целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и (или) натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Если же за счет поступивших безвозмездно средств учреждение приобретает основные средства, нематериальные активы или малоценные предметы, то делают учетные записи:

Д-т субсч.010.3 - 019.3 (031.3, 070.3 - 073.3) к счетам 01 "Основные средства" (03 "Нематериальные активы", 07 "Малоценные предметы"),

К-т субсч.178.3 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";

Д-т субсч.225 "Расходы по целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия",

К-т субсч.250 (251, 260) "Фонд в основных средствах" ("Фонд в нематериальных активах", "Фонд в малоценных предметах")

на стоимость приобретенных основных средств (нематериальных активов, малоценных предметов);

Д-т субсч.178.3 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами",

К-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления"

на сумму, перечисленную в оплату поставщику основных средств (нематериальных активов, малоценных предметов).

Если же за счет бюджетных средств приобретают материальные запасы, то дебетуют субсчета учета материальных запасов в корреспонденции с кредитом субсчетов учета расчетов. По мере расходования материальных запасов на целевые нужды их списывают в дебет субсчета 225 в корреспонденции с кредитом субсчетов учета материальных запасов.

По окончании года расходы, рассмотренные в п.а), списывают с кредита субсчета 225 в дебет субсчета 270;

б) целевые средства родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, в детских музыкальных школах, за питание детей в интернатах при школах. Их поступление отражают записью:

Д-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления",

К-т субсч.172 "Расчеты по специальным видам платежей".

При внесении родителями средств в кассу или на счет бюджетного учреждения дебетуют субсчета 120 или 110 и кредитуют субсчет 172. Фактические расходы, производимые в соответствии со сметами доходов и расходов за счет средств родителей, учитывают по дебету субсчета 227 "Расходы за счет средств родителей на содержание детского учреждения". По окончании года субсчет 227 закрывают путем списания произведенных в течение года расходов в дебет субсчета 272 "Средства родителей на содержание детского учреждения";

в) средства, поступающие учреждениям за оказание услуг по их основной деятельности, не относящиеся в соответствии с действующим законодательством к доходам от предпринимательской деятельности, отражают записью:

Д-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления",

К-т субсч.175 "Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения".

В образовательных учреждениях субсчет 175 используют для учета расчетов по платным образовательным услугам;

г) средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений. Их зачисление на расчетный счет сопровождают записью:

Д-т субсч.110 "Целевые средства и безвозмездные поступления",

К-т субсч.178.3 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

Необходимо отметить, что бюджетное учреждение может продать материальные ценности, приобретенные за счет бюджетных средств, лишь с разрешения их собственника.

При продаже основных средств на их балансовую стоимость увеличивают целевые источники средств:

Д-т субсч.178.3 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами",

К-т субсч.270 "Средства целевого назначения".

Стоимость основных средств списывают такими записями:

Д-т субсч.250.1 или 250.3 "Фонд в основных средствах",

Д-т субсч.020.1 или 020.3 "Износ основных средств",

К-т субсч.013.1-019.1, 013.3-019.3 к счету 01 "Основные средства".

Превышение договорной стоимости над балансовой должно быть отнесено на доходы отчетного или будущих периодов:

Д-т субсч.178.2 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами",

К-т субсч.400 (401) "Доходы отчетного периода" ("Доходы будущих периодов").

При поступлении платы за реализованные основные средства разность между договорной и балансовой стоимостью относят на счета учета средств от предпринимательской деятельности:

Д-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности",

К-т субсч.178.2 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, при определенных условиях подлежат возврату владельцу или передаче по назначению. Порядок зачисления этих средств определен инструкцией Минфина России от 30.12.97 N 95н и ЦБ РФ от 02.10.97 N 67н. Поступление указанных сумм отражают по дебету субсчета 114 "Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения" и кредиту субсчета 174 "Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения", а возврат средств владельцу - в обратном порядке.

Заемные средства бюджетных учреждений. В соответствии со ст.118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты в части бюджетной деятельности у кредитных организаций и физических лиц. Однако согласно ст.32 Закона РФ "Об образовании" и ст.51 Закона РФ "Основы законодательства о культуре" они могут получать займы для осуществления предпринимательской деятельности. Порядок получения и погашения заемных средств бюджетными учреждениями и оплаты процентов по займам регулируется действующим законодательством. Получение заемных средств отражают следующим образом:

Д-т субсч.111 "Средства, полученные от предпринимательской деятельности",

К-т субсч.273 "Заемные средства"

на сумму заемных средств, поступивших на расчетный счет.


О.А. Колеватова,

главный бухгалтер ГУ "Республиканский центр мультимедиа

и телекоммуникаций в образовании" Минобразования России


"Бухгалтерский учет", N 7, апрель 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение