Выездные налоговые проверки (Д.А. Логунов, А.Н. Степанов, "Бухгалтерский учет", N 7, апрель 2001 г.)

Выездные налоговые проверки


Проведение органами налоговой полиции выездных проверок налогоплательщиков может иметь существенные последствия для предприятий и организаций.

Юридические службы проверяемых организаций стремятся убедиться в том, что деятельность полиции на территории экономического субъекта осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством, и нередко отмечают случаи незаконных действий ее сотрудников, нарушающие права юридического лица. Данный факт важен для налогоплательщика не только как ущемление его прав, но и как основание для использования в суде.

Согласно ст.11 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, и использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

В соответствии со ст.69 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, в том числе события преступления и виновности обвиняемого.

Аналогичные нормы содержатся и в ст.52 АПК РФ. Таким образом, как уголовно-процессуальное, так и арбитражно-процессуальное законодательство предусматривает невозможность принятия доказательств, полученных с нарушением закона. Именно поэтому многие адвокаты пытаются доказать, что изъятые документы, подтверждающие противоправную деятельность должностных лиц налогоплательщика, были получены с нарушением норм действующего законодательства.

В качестве норм законодательства, которые, по их мнению, были нарушены, приводятся, как правило, нормы Налогового кодекса РФ. Действительно, НК РФ эффективно регулирует взаимоотношения государственных органов контроля и налогоплательщика, четко описывая права и обязанности обеих сторон.

По нашему мнению, проблемной в данной ситуации является применение норм Налогового кодекса РФ к отношениям, возникающим в процессе проведения сотрудниками ФСНП России различного рода мероприятий в отношении налогоплательщика.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами, правовые основы, полномочия, принципы организации и деятельности которых определяются Законом РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции".

В соответствии с п.3 ст.11 Закона РФ N 5238-1 органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. При этом согласно п.2 ст.11 Закона РФ N 5238-1 федеральные органы налоговой полиции наделяются правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля, и могут осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются руководителем органа налоговой полиции или его заместителем в соответствии с п.3 ст.11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 (в редакции от 17.12.95).

Признание не противоречащим Конституции Российской Федерации права налоговой полиции на бесспорное взыскание с юридических лиц недоимки по налогам, а также пени, выставленных по актам, составленным по результатам проверок налогоплательщиков, фактически подтверждает право федеральных органов ФСНП России проводить проверки налогоплательщиков в полном объеме.

С введением в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ права налоговой полиции были несколько ограничены. В соответствии со ст.36 НК РФ органам ФСНП России были предоставлены полномочия участвовать в налоговых проверках лишь по запросу налоговых органов.

Письмом МНС России и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 05.10.99, 10.09.99 N АС-6-16/784, АА-3107 "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля" было разъяснено, что в соответствии со ст.82 и 101 НК РФ функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях, относятся к компетенции налоговых органов. Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.

Если органы налоговой полиции при осуществлении своих полномочий выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, то в соответствии с п.3 ст.36 НК РФ они обязаны направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. На основании указанных материалов налоговыми органами организуются выездные налоговые проверки, в том числе совместные проверки с участием сотрудников органов налоговой полиции, по результатам которых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в соответствии с требованиями ст.101 НК РФ.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.01.2000 N 13-ФЗ, п.2 ст.36 НК РФ был дополнен новым подпунктом, согласно которому налоговой полиции было предоставлено право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки должен быть составлен акт о проверке налогоплательщика, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений:

в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;

в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;

при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.

Данная норма полностью соотносится с п.3 ст.11 Закона РФ N 5238-1, предоставляющим право органам налоговой полиции осуществлять проверки налогоплательщиков в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 13-ФЗ органы налоговой полиции вправе самостоятельно проводить проверки налогоплательщиков.

Нормы Налогового кодекса РФ, предоставляющие налоговой полиции право проводить проверки, противоречат нормам УПК РСФСР. В частности, согласно ст.36 НК РФ налоговой полиции было предоставлено право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки должен быть составлен акт о проверке налогоплательщика, на основании которого органами налоговой полиции принимается, в частности, решение о возбуждении уголовного дела. Таким образом, налоговая полиция вправе проводить проверки без возбужденного уголовного дела. Но ст.3, 108 УПК РСФСР обязывают соответствующий орган при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возбудить уголовное дело. Следовательно, согласно НК РФ полиция вправе проводить проверку без возбуждения уголовного дела, причем такое деяние образует состав преступления, предусмотренного ст.300 Уголовного кодекса РФ "Незаконное освобождение от уголовной ответственности".


Д.А. Логунов,

А.Н. Степанов,

консалтинговая фирма "Беседин Аваков Тарасов и партнеры"


"Бухгалтерский учет", N 7, апрель 2001 г.


Журнал "Бухгалтерский учет"


Учредитель - Министерство финансов РФ.

Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.


Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.


Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.


www.buhgalt.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение