Готовимся к отчетности круглый год (В.Глинистый, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 20, май 2001 г.)

Готовимся к отчетности круглый год


Приближается период сдачи бухгалтерской отчетности за полугодие, 9 месяцев. Любой бухгалтер испытывает беспокойство не только перед составлением промежуточной бухгалтерской отчетности, но и в период ее сдачи. Особенно это касается тех организаций, которые уже перешли на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцию по его применению с 1 января 2001 года. Минфином России никаких указаний по представлению и о формах представления промежуточной бухгалтерской отчетности не дано и не предусматривается в будущем.

В соответствии с Письмом заместителя министра финансов от 15 марта 2001 г. N 16-00-13/05, исходя из сложившихся факторов и условий хозяйствования, считается целесообразным осуществить переход организациями на новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению с 1 января 2002 года. Это означает, что до перехода на новый План счетов факты хозяйственной деятельности должны отражаться организацией на счетах бухгалтерского учета в соответствии со старым Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина России от 1 ноября 1991 г. N 56).

Утверждение Минфином РФ приказов от 29 декабря 2000 г. N 123н "О неприменении на территории Российской Федерации Приказа Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению" и от 23 января 2001 г. N 7н "О внесении изменений и признании утратившими силу актов Министерства финансов Российской Федерации" связано с необходимостью юридического оформления введения в действие нового Плана счетов.

До 1 января 2001 года должна быть утверждена учетная политика организации с учетом необходимых изменений организации, с выходом новых положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и новыми методическими указаниями и других нормативных документов в части налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" все организации должны составлять и представлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Законом РФ "О бухгалтерском учете" определено понятие бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе бухгалтерского учета по установленным формам. Статьей 13 указанного Закона установлен состав бухгалтерской отчетности (за исключением отчетности бюджетных организаций), включающий бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), приложения к ним, аудиторское заключение и пояснительную записку. При этом в приложениях должны быть расшифровки содержащихся в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках показателей об имущественном и финансовом положении организации.


Выбор форм отчетности - за организацией


Хотелось бы обратить внимание бухгалтеров на формы представления промежуточной бухгалтерской отчетности за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и ее состав.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ. Однако с развитием рыночных отношений в России в марте 1998 года Правительством РФ была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Цель Программы - приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованием рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В рамках выполнения этой Программы Распоряжением Правительства РФ был принят План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику. Минфином РФ в течение последних двух лет разработан и утвержден ряд положений по бухгалтерскому учету и методических указаний, а также ряд документов, связанных с формированием и составлением бухгалтерской отчетности.

Одним из таких документов является Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н). По заключению Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается и введен в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.

Несколько позже введены в действие приказы Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности" и от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации".

В годовой бухгалтерской отчетности за 2000 год проявляются новые подходы и правила, которые заложены в указанных документах.

Новизна состоит в том, что Минфин Российской Федерации отказался от применения типовых форм бухгалтерской отчетности, а утвердил только образцы форм в качестве рекомендаций. В период составления и представления промежуточного (месячного, квартального) и годового бухгалтерского баланса бухгалтеры должны быть на уровне, должны готовить бухгалтерскую отчетность в соответствии с общими требованиями, изложенными в ПБУ 4/99, а также правилами раскрытия информации, приведенными в каждом Положении по бухгалтерскому учету, разными подходами для средних и крупных организаций, субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций и крупных организаций.

Теперь государство не регулирует порядок представления, составления и сдачи бухгалтерской отчетности, эти времена ушли в прошлое. В настоящее время каждая организация вправе самостоятельно изменять и дополнять формы отчетности, используя рекомендательные Положения по бухгалтерскому учету. Согласно п.6 ПБУ 4/99 организация может вносить дополнительные показатели и пояснения в рекомендованные формы промежуточной бухгалтерской отчетности в том случае, если, по ее мнению, данные формы не могут или не позволяют предоставить пользователю полной информации о финансовых результатах организации и о существенных изменениях в его финансовом положении. Количество отчетных показателей, которые действовали ранее, было слишком велико для малых предприятий, некоммерческих организаций, но в то же время недостаточно для других организаций.

Можно смело утверждать, что Минфин РФ навсегда отказался от утверждения форм бухгалтерской отчетности, которые обязательны для применения всеми без исключения организациями независимо от их размеров, организационно-правовой формы, формы собственности и т.д.

Минфин РФ установил и разработал лишь примерный состав и образцы форм бухгалтерской отчетности, а также определил порядок составления. Организации могут дополнять или, наоборот, сокращать указанные формы, включая или исключая определенные показатели. В том случае когда организация самостоятельно устанавливает формы бухгалтерской отчетности, то она не вправе изменять принципы построения этих форм. Вместе с тем в соответствии с п.2 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности должна сохранить коды итоговых строк и коды строк разделов, групп статей баланса в том виде, в котором они приведены в образцах.

Организация имеет право самостоятельно определять перечень показателей строк и статей в формах бухгалтерской промежуточной отчетности исходя из отраслевой принадлежности, видов деятельности и размеров. Однако сказанное не должно противоречить общим требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, влияющим на раскрытие достоверной и полной информации о финансовом состоянии организации. Все виды деятельности организации должны быть зафиксированы в уставе организации (учредительных документах). При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее пяти процентов.

В соответствии с п.29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. Месячная бухгалтерская отчетность составляется для внутреннего пользования. Представлять ее внешним пользователям, включая налоговые органы, не нужно. В состав промежуточной отчетности входят Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Формы N 1 и 2 - минимальный объем информации, которая должна быть представлена в рамках промежуточной (квартальной) отчетности.

Организации имеют право расширить перечень форм, представив в составе промежуточной отчетности, например, форму N 4 "Отчет о движении денежных средств", пояснительную записку, а также другие формы, которые необходимы и были включены в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Общественные организации (объединения) вправе и вовсе не представлять промежуточную отчетность, в том случае если они не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов от продажи товаров, работ и услуг. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе.

Объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах организациями (союзы, ассоциации), составляют и представляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном в учредительных документах объединения в сроки, если иное не установлено законодательством России.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеющие дочерние предприятия, составляют сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, установленным Методическими рекомендациями (Приказ Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112), и представляют государственному органу или органу местного управления, уполномоченному на создание, в определенные сроки, но с учетом п.91 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Министерства и иные органы исполнительной власти представляют сводную месячную, квартальную бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов организаций, состоящих на бюджете, соответственно Минфину России и финансовым органам в установленные ими сроки.


Сроки представления должны соблюдаться


По действующему законодательству промежуточную бухгалтерскую отчетность не надо ни утверждать на общем собрании акционеров (участников), ни подтверждать аудиторским заключением. В связи с этим срок представления этой отчетности не зависит от даты общего собрания акционеров или от того, когда будет получено заключение аудиторов. Статьей 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (за исключением бюджетных) и п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организации должны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, месячную отчетность представляет также территориальному органу федерального казначейства.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. В том случае если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (праздничный, выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.


Рекомендации бухгалтеру


Руководствуясь Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", организациям следует установить, какие формы бухгалтерской отчетности использовать при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности, начиная с отчета за I квартал 2001 года. Предлагается несколько вариантов:

утвердить (использовать) на основе образцов Минфина России без изменений согласно рекомендациям;

утвердить на основе образцов Минфина России собственные формы отчетности, если образцы недостаточны или, наоборот, избыточны для организации.

Только проанализировав содержание промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации за прошлые годы, можно установить объемы отчетных показателей.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. И самое главное - бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В том случае если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, бухгалтером-специалистом, то отчетность подписывается руководителем организации централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

При составлении бухгалтерского баланса необходимо руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета:

нельзя засчитывать статьи активов и пассивов, статьи прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен действующими положениями по бухгалтерскому учету;

отдельные показатели отражаются в нетто-оценке, то есть по остаточной стоимости (стоимость основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (для тех организаций, которые не перешли на новый План счетов), за минусом начисленной амортизации;

расчеты и обязательства показываются в зависимости от сроков их погашения;

полнота информации, ее существенность, нейтральность отчетных данных, сравнимость и сопоставимость отчетных показателей от одного отчетного периода к другому, достоверность отчетности, последовательность применения учетной политики и др.

Для организаций, перешедших на новый План счетов с 1 января 2001 года, из прежней формы бухгалтерского баланса исключены статьи "Фонды накопления", "Фонды потребления" и "Фонды социальной сферы". Теперь все текущие расходы должны финансироваться через счет прибылей и убытков. В связи с этим расходы (фонд потребления и фонд накопления) включаются в себестоимость продукции или списываются на счет прибылей и убытков. Фонд социальной сферы необходимо присоединить к добавочному капиталу или к нераспределенной прибыли. Все зависит от источников, направляемых в фонд.


Правила составления сводной отчетности


Сводная бухгалтерская отчетность поквартально законодательством не предусматривается. Однако в целях анализа производственно-хозяйственной деятельности организации или других целях может составляться в объеме и порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией.

До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

При составлении отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ. В том случае если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества использована учетная политика, отличная от используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации других дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.

Если бухгалтерская отчетность дочернего общества, расположенного за пределами Российской Федерации или в труднодоступных районах России, и составлена за тот же отчетный период, что и сводная бухгалтерская отчетность, но на отчетную дату, отличную от отчетной даты сводной бухгалтерской отчетности, то такое дочернее общество составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на ту же дату, что и отчетная дата сводной бухгалтерской отчетности.

В случае невозможности составления промежуточной бухгалтерской отчетности дочернего общества в сводную включаются данные бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленную на иную отчетную дату, при условии, что расхождение между отчетной датой бухгалтерской отчетности дочернего общества не превышает трех месяцев.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;

в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о зависимом или дочернем обществе могут не включаться в сводную отчетность, если головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;

когда доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретена на краткосрочный период с целью последующей перепродажи. В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организацией.

Такие случаи должны раскрываться в пояснительной к сводной отчетности (балансу) и сводному отчету о финансовых результатах.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется на русском языке в миллионах рублей или миллиардах рублей без десятичных знаков. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ, за исключением случаев, не предусмотренных Методическими рекомендациями.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются данные в соответствии с п.3.6 Методических указаний по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Если финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;

дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, которые подлежат выплате организациям и лицам, не относящимся к головной организации (то есть не входящим в группу);

показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

прибыль от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами, включенная в балансовую стоимость имущества (основных средств, производственных запасов и т.п.) головной организации или дочерних обществ и др.

В заключение необходимо отметить, что периодическая бухгалтерская отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" - это промежуточная бухгалтерская отчетность.

Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сводная бухгалтерская отчетность юридических лиц подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Необходимо помнить, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Имеют место случаи, когда налоговые инспекции требуют от налогоплательщика представления промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности исключительно на магнитных носителях. В Законе "О бухгалтерском учете" отсутствуют какие-либо требования о представлении бухгалтерской отчетности на магнитных носителях.

В настоящее время не принято ни одного нормативно-правового акта о признании электронной подписи должностных лиц на формах бухгалтерской отчетности и других документах.

В хозяйственной деятельности организации представление промежуточной бухгалтерской отчетности на магнитных носителях потребует много усилий по унификации программных продуктов и особенно самих магнитных носителей. В связи с этим требования налоговых инспекций в части представления промежуточной бухгалтерской отчетности на магнитных носителях неправомерны и необоснованны.


В. Глинистый,

начальник отдела Департамента методологии

бухгалтерского учета и отчетности


Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 20, май 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение