Формирование налоговой политики (Н.Кокорев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, июнь 2001 г.)

Формирование налоговой политики


Эффективность системы налогообложения в сельском хозяйстве зависит от двух составляющих: формирования налоговой политики государством через налоговое законодательство (макроуровень) и использования самими организациями АПК возможностей оптимизации налогообложения путем реализации налоговой политики.

В рамках единой налоговой системы, сформированной в России в 1991-1992 гг., для сельскохозяйственных организаций было частично сохранено ранее действовавшее льготное налогообложение. Они освобождены от уплаты налога на прибыль от реализации произведенной, произведенной и переработанной (первичная переработка) сельскохозяйственной продукции, налога на имущество, платежей в дорожные фонды. К основным налогам, которые уплачивают сельскохозяйственные товаропроизводители, относятся налог на добавленную стоимость и земельный налог. Но и при этом большинство организаций в настоящее время не располагает реальными источниками для уплаты налогов.

В такой ситуации вопрос формирования налоговой политики становится особенно актуальным. Она должна стать составной частью бизнес-плана и стратегического планирования деятельности в целом.

Основная цель налоговой политики организации - оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов, - как непосредственно сумм налогов, так и косвенных затрат (ведение документации, заполнение и подача деклараций, оплата услуг налоговых консультантов и т.п.).

Элементы налоговой политики могут быть следующими:

создание системы контроля за процессом налогообложения в организации. Для решения этой задачи целесообразно вести налоговый календарь для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов, установленных для организации, а также своевременного представления отчетности. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов и сборов, сроков их расчетов, перечислений, представления форм налоговой отчетности, ответственных лиц и прочих необходимых сведений;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;

выполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение просрочки дебиторской задолженности по хозяйственным договорам;

удовлетворительное состояние и организация бухгалтерского учета и отчетности, позволяющие оперативно получать объективную информацию для налогового планирования и контроля за осуществлением налоговой политики;

оптимизация договорных отношений и выбор партнеров по бизнесу. С помощью выбора типа договора, партнера, условий сделки можно оптимизировать налогообложение хозяйственных операций, проводимых организацией (например, организации невыгодно работать с поставщиком, который не является плательщиком НДС);

решение вопросов рационального размещения активов и прибыли (это не только предполагаемая доходность инвестиций, но и размер налогов, уплачиваемых при получении этих доходов, - капитальные вложения, вложения в государственные ценные бумаги и т.п.);

определение налоговых льгот на год, следующий за отчетным, и постоянный их мониторинг;

разработка политики организации в части выплат компенсаций персоналу и производственных затрат, которые нормируются государством в целях налогообложения. Если обоснованно принимается решение о сверхнормативных выплатах и затратах, целесообразно оформлять специальные расчеты дополнительных налоговых платежей и соответственно определять финансовые потери организации;

выбор момента реализации в целях налогообложения в учетной политике;

установление форм и вариантов оплаты труда персонала, определение рационального соотношения натуральных и денежных выплат в Положении об оплате труда; максимальное использование договоров гражданско-правового характера, особенно для внештатного персонала;

применение обоснованных методик распределения косвенных расходов с целью сокращения налоговых потерь;

планирование объемов производства и реализации для того, чтобы в общем объеме выручки было не менее 70% от реализации произведенной, а также произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

формирование учетной политики, в целом направленной на оптимизацию налоговых платежей.

Налоговая политика организации - это внутренний документ, закрепляющий способы и формы налогового планирования, налогового учета, взаимосвязь с учетной политикой, контроль за налогообложением с целью оптимизации налоговых платежей, в том числе по штрафным санкциям, и затрат, связанных с налогообложением (ведение документации и т.п.).

В некоторых случаях бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, например налога на прибыль, поэтому в налоговой политике необходимо зафиксировать используемые в организации регистры налогового учета как приложение.

Положение о налоговой политике должно быть закреплено в приказе об учетной политике, формируемой на новый финансовый год, в виде самостоятельного раздела. Возможно оформление и отдельного внутреннего документа.

Налоговая политика индивидуальна для каждой организации. Она зависит от внешних факторов (экономическая политика, проводимая государством) и внутренних (деятельность самой организации).

До начала рыночных реформ необходимости в разработке учетной, а тем более налоговой политики не возникало, так как законодательно были урегулированы вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения без возможности выбора вариантов отражения в учете одних и тех же операций. В настоящее время это стало необходимостью.

Процесс формирования налоговой политики и контроль за ее осуществлением неотделимы от организации бухгалтерского учета, так как нужна своевременная информация о состоянии расчетов, текущих и просроченных, пенях, штрафных санкциях, предоставленных в установленном порядке налоговых отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах. Для этого в рабочем плане счетов по счетам 68 и 69 целесообразно выделить следующие группы субсчетов (аналитических счетов) по каждому налогу и сбору:

1 - текущие платежи;

2 - просроченные платежи;

3 - пени и штрафы;

4 - платежи по налогам и сборам, по которым заключены договоры в соответствии с НК РФ (глава 9) на отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

Таким образом, назрела необходимость формирования налоговой политики в рамках отдельных организаций для рационального использования финансовых ресурсов. Обоснованное применение налоговых льгот, налоговое планирование и другие элементы налоговой политики позволят высвобождать финансовые ресурсы и использовать их на развитие производства, социальные цели, погашение кредиторской задолженности.


Н. Кокорев, к.э.н,

заведующий кафедрой бухгалтерского учета,

финансов и аудита Калужского филиала МСХА им. К.А. Тимирязева


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, июнь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.