Вопрос: Основной вид деятельности домов культуры - проведение дискотек, концертов, показ кино, что и предусмотрено уставом. Согласно Закону РФ N 2116-1 для учреждений культуры предусмотрены льготы, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению прибыль государственных и муниципальных учреждений, но домов культуры и сельских ДК в этом законе не указано. Возникает вопрос: разве дома культуры не относятся к сфере культуры? Применима ли указанная льгота для вышеуказанного предприятия? (Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 21, май 2001 г.)

Основной вид деятельности домов культуры - проведение дискотек, концертов, показ кино, что и предусмотрено уставом. Согласно п. 6 ст. 3 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 для учреждений культуры предусмотрены льготы, в соответствии с которыми не подлежит налогообложению прибыль государственных и муниципальных учреждений, но домов культуры и сельских ДК в этом законе не указано. Возникает вопрос: разве дома культуры не относятся к сфере культуры?

В соответствии со ст.47 Основ законодательства РФ о культуре государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность. К предпринимательской относится деятельность государственных и муниципальных организаций культуры: по реализации, сдаче в аренду основных фондов; торговля; посреднические услуги и т. д. Но наши учреждения таких услуг не оказывают. Налог на прибыль с нас взимается от дискотек, концертов, мероприятий.

Как объясняют нам в налоговой инспекции, укрепление материально-технической базы (приобретение) возможно только после уплаты налога на прибыль.

Просьба прокомментировать данную ситуацию.


Действительно, согласно ст.47 Закона РФ N 3612-1 к предпринимательской относится деятельность государственной или муниципальной организации культуры:

по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

по торговле покупными товарами, оборудованием;

по оказанию посреднических услуг;

по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции (работ и услуг) относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Тем не менее налоговое законодательство устанавливает свои правила налогообложения учреждений культуры. Поэтому при расчете налога на прибыль бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 и Инструкцией ГНС РФ от 20 августа 1998 г. N 48.

Законом РФ N 2116-1 льготы для бюджетных учреждений культуры вообще не предусмотрены.

Согласно же Инструкции N 48 бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы, уплачивают налог с суммы превышения доходов над расходами. Согласно п.5 этой Инструкции доходы бюджетных учреждений, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности (кроме доходов, полученных бюджетными государственными и муниципальными музеями, библиотеками, филармоническими коллективами, театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками, ботаническими садами, дендрологическими парками и национальными заповедниками, полученными от их основной деятельности).

Необходимо обратить внимание, что Инструкцией N 48 устанавливается льгота по налогу на прибыль не всем учреждениям культуры, а лишь их ограниченному перечню. Таким образом, дома культуры и прочие учреждения, не перечисленные в п.5 Инструкции, должны уплачивать налог на прибыль, образовавшуюся в рамках основной деятельности.

Как уже говорилось, Закон РФ N 2116-1 также не предусматривает отдельных льгот учреждениям культуры. Только подп."б" п.1 ст.6 Закона позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль всем без исключения предприятиям (бюджетным и коммерческим) на сумму затрат предприятий на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений культуры. Но данная льгота не может быть применена в том случае, когда эксплуатация объектов культуры является основной деятельностью учреждения, поскольку расходы на содержание этих объектов будут включаться в себестоимость услуг.

Какие же затраты можно включать в себестоимость услуг? Существует некоторая неопределенность: должны ли руководствоваться бюджетные учреждения Положением о составе затрат? Согласно п.8 Инструкции N 48 налогооблагаемая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации выполненных работ (услуг) и других операций и фактическими расходами, включенными в перечень расходов бюджетной классификации.

К указанным затратам и расходам предприятий относятся: заработная плата; начисления на заработную плату; канцелярские и хозяйственные расходы; командировки и служебные разъезды; приобретение медикаментов и перевязочных средств; приобретение оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; капитальный ремонт; содержание сооружений благоустройства и прочие расходы, перечисленные в экономической классификации расходов бюджета. Таким образом, на основании Инструкции N 48 в себестоимость продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения можно включить большинство затрат, так как классификация расходов бюджета предусматривает практически все виды расходов. Причем расходы необходимо учитывать в пределах установленных норм (нормы возмещения командировочных расходов, нормы представительских расходов и т. п.).

Противоречие же законодательства в области формирования себестоимости продукции (работ, услуг) в бюджетном учреждении выражается в следующем. Согласно Инструкции N 48 можно отнести на себестоимость, скажем, расходы по приобретению основных средств, поскольку эти расходы включены в перечень расходов бюджетной классификации (код экономической классификации 240100 "Приобретение оборудования и предметов длительного пользования"). Согласно же подп."х" п.2 Положения о составе затрат на себестоимость можно отнести лишь суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.

Необходимо отметить, что сотрудники Минфина РФ придерживаются мнения, что Положение о составе затрат бюджетными учреждениями не применяется. Но на практике в связи с неопределенностью законодательства налоговые органы зачастую требуют соблюдения правил формирования себестоимости, установленных Положением о составе затрат. Поэтому во избежание недоразумений порядок формирования себестоимости необходимо согласовывать с местными налоговыми органами.

Таким образом, учитывая вышесказанное, согласно текущему законодательству дома культуры обязаны уплачивать налог на прибыль, формирующуюся в рамках их основной деятельности. Действительно, дома культуры и ряд других учреждений в части уплаты налога на прибыль поставлены в худшие условия по сравнению с библиотеками, музеями и т.п. Но объем налогооблагаемой прибыли практически можно свести к нулю, включив в себестоимость услуг все разрешенные законодательством расходы.

Необходимо отметить, что отнесение учреждения к учреждениям культуры (что, в частности, важно для получения льготы по НДС) осуществляется на основании соответствующих кодов статистики, присвоенных учреждению: общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) и общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).


И. Токарев,

компания "Центр экономического анализа",

г. Нижний Тагил


1 мая 2001 г.


Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 21, май 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.