Учет затрат по оплате факторинговой комиссии (Л. Колесенкова, "Финансовая газета", N 27, июль 2001 г.)

Учет затрат по оплате факторинговой комиссии


Можно ли относить на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по оплате комиссионного вознаграждения (факторинговой комиссии) организациям при заключении последними договоров финансирования под уступку денежного требования с коммерческими структурами, не являющимися кредитными организациями, при наличии у последних лицензии на осуществление деятельности по финансированию под уступку денежного требования?

В ст.825 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) содержится разрешающая норма о заключении организациями договоров финансирования под уступку денежного требования не только с банками и иными кредитными организациями, но и с другими коммерческими организациями, имеющими разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

По действующим правилам бухгалтерского учета затраты, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения финансовому агенту по договорам финансирования под уступку денежного требования, величина которых определяется в зависимости от суммы и сроков финансирования или наличия обстоятельств, ставящих под сомнение оплату переуступленных требований, являются расходами организации согласно п.2 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н (с последующими дополнениями и изменениями) и, следовательно, участвуют в формировании финансового результата организации.

Что касается рассмотрения данного вопроса с позиций налогового законодательства, то на основании п.п."у" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), расходы, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения финансовому агенту (некредитной организации), по договорам финансирования под уступку денежного требования у коммерческих организаций не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), а следовательно, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Исключение составляют только банки*. Расходы по оплате услуг банков у коммерческих организаций по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и ведут к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль.

Попробуем разобраться, в чем причина такого расхождения налогового и гражданского законодательства. Дело в том, что до 2000 г. ни ГК РФ, ни какой-либо закон не определяли, какой именно государственный орган имеет право на выдачу лицензий на деятельность коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования. В то же время банкам в соответствии со ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ) финансирование под уступку денежного требования (приобретение банками и иными кредитными организациями денежных требований) отнесено к сделкам, для осуществления которых не требуется дополнительной лицензии Банка России. В настоящее время Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. N 326, установлено, что лицензии на вид деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования осуществляет Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). В рамках реформирования налоговой системы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, глава 25 "Налог на прибыль организации", который предусматривает снятие большинства действующих в настоящее время ограничений, в том числе и в части принятия к вычету, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, расходов организации, связанных с осуществлением операций под уступку права требования по договорам, заключенным с коммерческими организациями, получившими лицензию от ФСФО на осуществление деятельности такого вида.


Л. Колесенкова,

начальник производственного

и налогового учета Департамента

методологии бухгалтерского учета

и отчетности Минфина России, к.э.н.


"Финансовая газета", N 27, июль 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

* Под банками в соответствии со ст.11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.