Новые туристские маршруты: учет затрат (М. Балашов, Н. Арбаева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2001 г.)

Новые туристские маршруты: учет затрат


В деятельности большинства туристских фирм рано или поздно возникает необходимость в разработке новых маршрутов, так как рынок туристских услуг постоянно меняется и совершенствуется. Рассмотрим основные элементы бухгалтерского учета затрат туристских фирм на разработку новых маршрутов.

Основная ошибка бухгалтеров турфирм заключается в том, что они ошибочно учитывают затраты на разработку новых маршрутов сразу на счете 26 как накладные расходы и в конце каждого отчетного периода списывают данные затраты на себестоимость реализованной продукции. Но такой подход противоречит законодательству и может повлечь санкции со стороны проверяющих органов. Санкции будут вызваны неправомерным занижением налога на имущество и налога на прибыль в результате грубого нарушения организацией правил учета доходов и расходов. Затраты на разработку новых туристских маршрутов, как и все затраты подобного рода, возникающие при разработке новой продукции, относятся не к затратам на реализуемые в текущем отчетном периоде работы и услуги, а к расходам будущих периодов. Поэтому суммы затрат на разработку новых маршрутов бухгалтер турфирмы должен учитывать сначала на счете 31 "Расходы будущих периодов", а после начала реализации туристам путевок по новому маршруту данные затраты необходимо списывать на себестоимость реализуемых услуг равными частями в течение некоторого срока. Срок списания накопленных на счете 31 затрат определяется приказом руководителя турфирмы в зависимости от срока действия данного маршрута.

Процесс разработки новых туристских маршрутов до начала реализации путевок клиентам можно условно разделить следующим образом:

1. Проведение предварительных переговоров с контрагентами о возможной организации нового маршрута и изучение предложенных ими условий.

2. Командировки сотрудников на места для реального изучения нового маршрута.

3. Заключение договоров с контрагентами на оказание необходимых услуг клиентам турфирмы.

4. Калькулирование себестоимости нового тура.

5. Реклама тура.

На первом этапе у турфирмы возникают дополнительные затраты, связанные с активным использованием услуг междугородной и международной телефонной связи для получения необходимой информации от возможных контрагентов. Для правильного отражения данных затрат в бухгалтерском учете бухгалтеру необходимо:

1. Получить от своего оператора связи распечатку произведенных переговоров.

2. Составить бухгалтерскую справку с указанием сумм затрат и НДС, относящихся к текущей деятельности турфирмы и к новому маршруту.

3. На основании составленной справки сделать необходимые бухгалтерские записи.

Бухгалтеру необходимо помнить, что затраты на телефонные переговоры по текущей деятельности турфирмы учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы", а затраты по разработке нового туристического маршрута - на счете 31 "Расходы будущих периодов", и сделать следующие бухгалтерские записи:

Д-т 26, К-т 60 - оприходованы затраты на услуги связи;

Д-т 19, К-т 60 - оприходован НДС по затратам на услуги связи;

Д-т 68/НДС, К-т 19 - зачтен оприходованный НДС по затратам на услуги связи;

Д-т 31, К-т 60 - оприходованы затраты на услуги связи по разработке нового маршрута;

Д-т 19, К-т 60 - оприходован НДС по затратам на услуги связи по разработке нового маршрута.

Данные записи должны быть сделаны на основании бухгалтерской справки, являющейся в этом случае необходимым первичным документом.

Если переговоры с партнерами прошли успешно и турфирма заинтересована в разработке маршрута, она направляет своего сотрудника в командировку к контрагенту. Целями такой командировки являются:

изучение нового маршрута на месте;

получение максимального объема информации по объекту, включая информацию как от контрагента, так и от возможных третьих лиц;

приобретение различных рекламных материалов по новому маршруту для лучшего продвижения нового туристского продукта.

На основании принятого решения о командировании сотрудника нужно издать приказ, в котором должны быть определены цель командировки, ее срок, командируемые сотрудники. Наличие такого приказа необходимо для того, чтобы бухгалтерия турфирмы могла рассчитать и выдать командированным сотрудникам наличные денежные средства на командировочные расходы. После выдачи командированным сотрудникам денежных средств под отчет в бухгалтерском учете турфирмы на основании расходного кассового ордера необходимо сделать запись:

Д-т 71, К-т 50 - выданы наличные денежные средства под отчет на командировочные расходы.

Сотрудник по возвращении из командировки обязан представить руководству турфирмы полный отчет по результатам командировки и отчитаться по полученным под отчет суммам перед бухгалтерией. К авансовому отчету сотрудник должен приложить все документы, подтверждающие произведенные им затраты, т.е. авиабилеты, железнодорожные билеты, оплаченные счета гостиницы, документы на приобретение и оплату рекламных материалов (только при командировках по территории Российской Федерации, так как расходование валютных командировочных сумм допускается только на оплату проезда, проживания и суточных).

На основании представленного сотрудником авансового отчета затраты на командировку сотрудника приходуются следующими записями:

Д-т 31, К-т 71 - оприходованы затраты на проживание, суточные, на проезд сотрудника к месту командировки, приобретенные на территории Российской Федерации рекламные материалы;

Д-т 19, К-т 71 - оприходован НДС по затратам на проезд и проживание;

Д-т 68/НДС, К-т 19 - зачтен оприходованный НДС по затратам на проезд и проживание.

На основании собранной информации руководство турфирмы принимает окончательное решение по реализации своим клиентам нового туристского маршрута или отказу от данного проекта. Заключается договор с партнерами на оказание услуг по новому маршруту, или составляется приказ руководителя об отказе от нового маршрута и окончании его разработки и списании накопленных затрат на убытки организации. В зависимости от принятого решения накопленные на счете 31 затраты на разработку нового маршрута списываются:

в случае принятия решения о запуске нового маршрута - на счет реализации равными частями в течение всего срока действия данного маршрута;

в случае отказа от маршрута - на счет прибылей и убытков как затраты на производство, не давшее результата, в составе внереализационных расходов.

В бухгалтерском учете турфирмы принятое решение будет отражено следующими записями, сделанными на основании справки бухгалтера:

в случае положительного решения - Д-т 26, К-т 31 - списаны затраты по новому маршруту на себестоимость работ, услуг; Д-т 46, К-т 26 - списаны затраты по новому маршруту на реализацию работ, услуг;

в случае отказа от нового маршрута - Д-т 80, К-т 31 - списаны затраты на разработку нового маршрута на внереализационные расходы.


М. Балашов,

Н. Арбаева,

ООО "Аудит Миллениум"


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, июль 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.