Вопрос: В соответствии с п.3 ст.179 Федерального Закона от 08.01.98 N 6-ФЗ, при осуществлении обязанностей конкурсного управляющего сотрудником государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, сумма его вознаграждения, а также сумма расходов, связанных с проведением конкурсного производства, перечисляются государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению на внебюджетный счет. Подлежат ли налогообложению вышеуказанные денежные средства, поступающие на внебюджетный счет территориального органа ФСФО России, сотрудник которого назначен арбитражным управляющим?


Агентство, являясь территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, являясь территориальным органом федеральной исполнительной власти финансируется согласно смете расходов на содержание за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Федеральным Законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст.185) и Положением о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству агентство представляет по запросу арбитражного суда кандидатуры для назначения арбитражными управляющими, в том числе из числа сотрудников федеральной службы. В соответствии с п.3 ст.179 вышеназванного закона, при осуществлении обязанностей конкурсного управляющего сотрудником государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, сумма его вознаграждения, а также сумма расходов, связанных с проведением конкурсного производства, перечисляются государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению на внебюджетный счет. Подлежат ли налогообложению вышеуказанные денежные средства, поступающие на внебюджетный счет территориального органа ФСФО России, сотрудник которого назначен арбитражным управляющим?


Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - Федеральная служба) согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 301 "Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций. Расходы по содержанию Федеральной службы и ее территориальных органов осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти финансируются за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном для бюджетных организаций, то есть являются бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 3 статьи 179 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (пункт 3 статья 179) в случае обнаружения конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника сумма, вырученная от продажи такого имущества , направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.

Если обязанности конкурсного управляющего осуществлял сотрудник государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, то сумма его вознаграждения, а также сумма расходов, связанных с проведением конкурсного производства, перечисляются государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 3-ФЗ) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Исходя из изложенного, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут возложенные на них функции осуществлять на платной основе.

Если же указанные органы как хозяйствующие субъекты оказывают услуги, выполняют работы, исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль с сумм превышения доходов над расходами, полученных от этой деятельности, они должны производить в общеустановленном порядке.

Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (статья 1) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии со статьей 10 Закона бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Бюджетные организации (учреждения), основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы), ведущие бухгалтерский учет в порядке установленном для бюджетных организаций, исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль производят в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 г. N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".

Согласно пункту 5 Инструкции доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности, и сумма превышения доходов над расходами облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке

Следовательно, у бюджетных организаций не облагаются налогом на прибыль целевые отчисления, поступившие на осуществление основной уставной деятельности. Если бюджетные организации получают доходы в результате использования целевых отчислений, а также плату за выпущенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, то сумма превышения доходов над расходами, полученная от этой деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в установленном порядке.

Прибыль, оставшуюся после уплаты в бюджет налога на прибыль в установленном порядке, бюджетные организации вправе направить на осуществление основной уставной деятельности

Исходя из изложенного, полученные государственными органами по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению суммы вознаграждений, а также средств в возмещение расходов, связанных с проведением конкурсного производства, если обязанности конкурсного управляющего осуществлял сотрудник указанных органов, являются доходами от предпринимательской деятельности. Сумма превышения доходов над расходами, полученная от предпринимательской деятельности, исчисляется в порядке, определенном указанным выше Законом и Инструкцией, и подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.


Н.Г.Климовицкая,

советник налоговой службы

1 ранга


28 марта 2001 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.