Об установлении и применении налоговых льгот на примере г.Байконур (С.А. Окутин, "Налоговый вестник", N 4, апрель 2001 г.)

Об установлении и применении налоговых льгот
на примере г.Байконур


23 декабря 1995 года Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (далее - Соглашение). В соответствии с предусмотренными в нем условиями данное Соглашение вступило в силу с 19 января 1999 года. Соглашение действует в рамках базового принципа международного права pacta sunt servanda, закрепленного в Венской конвенции "О праве международных договоров" от 23.05.1969 (ст.26). Согласно этому принципу каждый действующий договор обязателен для его участников и должен добросовестно выполняться. При этом в ст.27 Конвенции специально оговаривается обязательность выполнения вступившего в силу договора независимо от требований внутреннего законодательства: "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

Согласно п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации указанное Соглашение, так же как и другие международные договоры Российской Федерации, является составной частью российской правовой системы и обладает приоритетом по отношению к отличающимся от него нормам внутреннего законодательства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем правила, предусмотренные законом Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Аналогичная правовая норма содержится в ст.7 НК РФ, согласно которой, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем правила, предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Это значит, что в случае обнаружения противоречия между вступившим в силу международным договором (Соглашением) и законом Российской Федерации правоприменительные органы должны руководствоваться не нормами закона, а договорными нормами.

Статьей 7 Соглашения установлено, что глава городской администрации имеет право предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета. Одновременно предусмотрено, что все налоги, сборы, пошлины и иные поступления на территории города, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города и относятся к финансовым средствам г. Байконур (ст.10 и 12 Соглашения).

В законодательстве Российской Федерации не установлено норм, согласно которым органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать льготы по федеральным, региональным и местным налогам. Таким образом, возникают два вопроса:

1. Может ли администрация г. Байконур предоставлять дополнительные льготы юридическим лицам, зарегистрированным на территории г. Байконур, по федеральным налогам?

2. Является ли правомерным заключение администрацией г. Байконур договоров о налоговых освобождениях и инвестициях, которыми устанавливается специальный налоговый режим для отдельных предприятий, то есть носящий индивидуальный характер?

При рассмотрении этих вопросов могут иметь место два различных подхода к пониманию норм, изложенных в отдельных статьях Соглашения.

При первом подходе указанные льготы должны предоставляться исходя из ст.7 Соглашения в соответствии "с законодательством Российской Федерации". Под "законодательством Российской Федерации" следует понимать законодательство о налогах и сборах, действующее на момент заключения Соглашения, и прежде всего часть первую НК РФ, ст.56 которого регулирует установление и использование льгот по налогам и сборам. Указанной статьей НК РФ под льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер.

Кроме того, "в соответствии с законодательством Российской Федерации" главе администрации г. Байконур при решении вопросов о выделении налоговых льгот согласно распоряжению Правительства РФ от 18.08.1995 N 1154-р необходимо руководствоваться Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", а также статьей 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".

Согласно ст.58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" дополнительные льготы, предусмотренные абзацем третьим п.1 ст.5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", могут предоставляться исключительно в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. При этом согласно Федеральному закону от 31.07.1999 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 года утратила силу ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой органы государственной власти административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам, в том числе по федеральным, в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

Кроме того, в законодательстве Российской Федерации не установлено норм, согласно которым органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать льготы по федеральным, региональным и местным налогам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации администрация г. Байконур не может предоставлять дополнительные льготы по налогам и не вправе заключать договора о налоговых освобождениях и инвестициях, которыми устанавливается специальный налоговый режим, носящий индивидуальный характер.

При втором подходе в вопросе предоставления налоговых льгот необходимо руководствоваться ст.7, 10, 12 Соглашения, согласно которым глава городской администрации предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета и все налоги, сборы, пошлины и иные поступления на территории города, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города и относятся к финансовым средствам г. Байконур.

Под "законодательством Российской Федерации" следует понимать законодательство о налогах и сборах, действующее на момент заключения Соглашения, а также часть первую НК РФ, ст.56 которого регулирует установление и использование льгот по налогам и сборам и в том числе определяет виды налоговых льгот.

Согласно указанной статье НК РФ под налоговыми льготами понимаются самые разнообразные налоговые льготы, вплоть до возможности не уплачивать налог. Однако п.2 ст.56 НК РФ устанавливает, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер. В отличие от норм российского законодательства п.1 ст.7 Соглашения наделяет главу администрации г. Байконур правомочием предоставлять коммерческим юридическим лицам налоговые льготы без таких условий и оговорок, как невозможность предоставлять льготы отдельным налогоплательщикам и плательщикам сборов. Из этого можно сделать вывод о том, что п.1 ст.7 Соглашения допускает возможность предоставления налоговых льгот решениями главы администрации г. Байконур и в индивидуальном порядке, что полностью соответствует общепринятой международной практике.

Таким образом, под словами "в соответствии с законодательством Российской Федерации" понимается сама возможность предоставления льгот, а не основания, порядок и условия их применения.

Поскольку нормы международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нормы российского законодательства о налогах и сборах могут применяться только в части, не противоречащей Соглашению.

Таким образом, согласно нормам ст.7, 10, 12 Соглашения глава администрации г. Байконур может предоставлять дополнительные льготы по федеральным налогам и заключать договоры о налоговых освобождениях и инвестициях, устанавливающие более льготный налоговый режим, что выходит за рамки действующего российского законодательства о налогах и сборах, но полностью соответствует международному Соглашению. Поскольку при коллизии норм международного договора и норм национальных законодательных актов применяются нормы международного договора, следует сделать вывод о том, что договоры, заключенные в соответствии с указанными международно-правовыми нормами, являются правомерными и подлежат исполнению.

Оба мнения, изложенные в настоящей статье, основываются на нормативно-правовых актах, но отражают диаметрально противоположные точки зрения. Имеющиеся неясности в части правомерности предоставления главой администрации налоговых льгот, подкрепленные толкованием всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, приводят к недополучению значительных сумм налогов.


С.А. Окутин


"Налоговый вестник", N 4, апрель 2001 г.


Журнал "Налоговый вестник"


Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ

Издатель ИД "Налоговый вестник"

Свидетельство о регистрации N 016790


Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1

www.nalvest.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение