Вопрос: В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ товары (работы, услуги), приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования, оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников. Предприятием получен от администрации области инвестиционный кредит. Попадает ли этот случай под данное правило и как в данных обстоятельствах правильно оформить проводками "входящий" НДС за приобретаемые товары? (ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 11, июнь 2001 г.)

В соответствии с п.32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ товары (работы, услуги), приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования, оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.

Предприятием получен от администрации области инвестиционный кредит на срок 18 месяцев под 1/3 учетной ставки ЦБ РФ.

Попадает ли этот случай под вышеуказанное правило и как в данных обстоятельствах правильно оформить бухгалтерскими проводками "входящий" НДС за приобретаемые товары?


В рассматриваемой ситуации предприятием фактически получен бюджетный кредит, который в соответствии с п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, отражается в учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Таким образом, в учете предприятия получение инвестиционного кредита отражается проводкой Дебет 51 Кредит 95 (если предприятие использует старый План счетов, утвержденный Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56) либо Дебет 51 Кредит 67 (если предприятие перешло на новый План счетов, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Общий порядок применения налоговых вычетов по приобретаемым налогоплательщикам товарам (работам, услугам) установлен п.2 ст.171 НК РФ. Из указанного пункта следует, что основным условием для принятия сумм "входного" НДС к вычету является факт использования приобретенных товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности (операций), облагаемой НДС. При этом к вычету принимаются суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком за принятые к учету товары (работы, услуги) (п.1 ст.172 НК РФ). Кодекс никак не ограничивает право налогоплательщиков на вычет сумм "входного" НДС в том случае, если оплата за товары (работы, услуги) была произведена налогоплательщиком за счет заемных средств.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации предприятие имеет полное право на налоговый вычет сумм "входного" НДС по товарам, оплаченным за счет полученного инвестиционного кредита (при условии выполнения всех остальных требований, установленных главой 21 НК РФ).

В отношении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует отметить, что этот документ не является нормативным актом. Нормы, изложенные в этом документе, лишь отражают позицию налоговых органов по тем или иным вопросам, связанным с практическим применением главы 21 НК РФ.

В пункте 32.1 Методических рекомендаций указывается, что в налоговую базу по НДС не включаются бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг). Это утверждение полностью согласуется с нормами главы 21 НК РФ, поскольку из статей 153 и 162 НК РФ следует, что в налоговую базу включается выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также иные суммы, если их получение связано с осуществлением расчетов за товары (работы, услуги). Если поступающие к налогоплательщику суммы не связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), то они не включаются в налоговую базу по НДС.

Так, в рассматриваемом случае средства, полученные от администрации области в виде инвестиционного кредита, в налоговую базу не включаются, поскольку их получение не связано с расчетами за товары (работы, услуги).

В пункте 32.1 Методических рекомендаций также указано, что приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет источников финансирования. Следует отметить, что глава 21 НК РФ не содержит норм, которые позволили бы прийти к такому заключению.

Вывод, содержащийся в п.32.1 Методических рекомендаций, может быть сделан только на основании логических рассуждений о том, что если предприятие получает целевые бюджетные средства на финансирование каких-либо расходов, то полученные средства предназначаются для покрытия всех расходов предприятия, в том числе и сумм НДС, уплачиваемых в связи с осуществлением этих расходов. Поэтому суммы НДС, уплачиваемые предприятиями за счет целевых средств, к возмещению из бюджета приниматься не должны, поскольку источником их покрытия являются сами целевые средства.

Однако приведенные выше рассуждения могут быть применимы лишь по отношению к целевым средствам, получаемым предприятиями на безвозвратной основе. Что касается применения налоговых вычетов по расходам, осуществляемым за счет целевых бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на возвратной основе (в виде кредитов, займов), то на них порядок, изложенный в п.32.1 Методических рекомендаций, распространяться не может. Суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет бюджетных средств, полученных на возвратной основе, должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке.


Т. Крутякова


1 июня 2001 г.


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 11, июнь 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.