Вопрос: Каков порядок распределения общехозяйственных расходов для целей налогообложения прибыли организацией - профессиональным участником рынка ценных бумаг, ведущим брокерскую и дилерскую деятельность? ("Московский налоговый курьер", N 9, май 2001 г.)

Каков порядок распределения общехозяйственных расходов для целей налогообложения прибыли организацией - профессиональным участником рынка ценных бумаг, ведущим брокерскую и дилерскую деятельность?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 15 февраля 2001 г. N 03-12/7626


Согласно п. 2.10 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по различным видам деятельности.

При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы у предприятий, осуществляющих виды деятельности, перечисленные в п. 2.9 вышеназванной Инструкции, распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов. При определении общей суммы выручки для указанных целей по торговой деятельности принимается валовая прибыль, а по иным видам деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.

Таким образом, при распределении общепроизводственных и общехозяйственных расходов для целей налогообложения следует применять показатель выручки, определенный п. 2.10 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

В соответствии с п. 2.9 вышеназванной Инструкции к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений) брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Статьей 4 вышеназванного Закона определено, что дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Учитывая вышеизложенное, брокерская деятельность является посреднической.

По дилерской деятельности - распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов производится относительно показателя выручки, применяемого для торговой деятельности.

Следовательно, необходимым условием распределения для целей налогообложения общехозяйственных расходов по видам деятельности с последующим включением в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) является ведение предприятием нескольких видов деятельности, перечисленных в п. 2.9 Инструкции, облагаемых разными ставками налога на прибыль.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Предприятия, перешедшие на ежемесячную уплату налога исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц, исчисление фактической суммы налога производят на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

При этом согласно ст. 14 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, что организация должна составлять месячную и квартальную отчетность, которая является промежуточной. Таким образом, организация должна ежемесячно определять собственные обороты и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, в бухгалтерском учете в зависимости от выбранного способа учета общехозяйственных расходов организация должна производить их ежемесячное распределение.

Учитывая вышеизложенное, предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности, ставки налога на прибыль по которым различны, распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов для целей налогообложения производит ежеквартально (при ежеквартальном представлении расчетов) или ежемесячно (по предприятиям, перешедшим на ежемесячную уплату налога на прибыль) пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки нарастающим итогом с начала года, определяемой в порядке, изложенном в инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


15 февраля 2001 г.

"Московский налоговый курьер", N 9, 2001 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.