Бухгалтеру полиграфического предприятия. Особенности бухгалтерского учета (И. Исаева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, июль 2001 г. )

Бухгалтеру полиграфического предприятия.
Особенности бухгалтерского учета


В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг деятельность типографий попадает под код 2221 полиграфическое исполнение и 2222 услуги, связанные с полиграфическим исполнением.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 960 "О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации" деятельность типографий является неотъемлемой частью полиграфической деятельности, под которой понимаются набор, подготовка печатных форм, печать, изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Полиграфическая деятельность может включать в себя как все перечисленные процессы в комплексе, так и отдельно взятые.

С 1993 г. деятельность типографий подлежит обязательному лицензированию. В настоящее время необходимость получения полиграфическим предприятием лицензии закреплена в ст.17 Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".


Пример.

В июне 2001 г. типография внесла плату за рассмотрение заявления в размере 250 руб. 47 коп. и оплатило стоимость лицензии в размере 834 руб. 90 коп. Срок действия лицензии - три года начиная с 11 июля 2001 г.

В июне предприятие должно сделать бухгалтерские записи:

Д-т 31 "Расходы будущих периодов", К-т 08 "Капитальные вложения" - 1085,37 руб. (по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, - Д-т 97 "Расходы будущих периодов", К-т 08 "Вложения во внеоборотные активы").

С августа 2001 г. ежемесячно равными долями исходя из срока действия лицензии будет списываться сумма, уплаченная за лицензию, на счет 20.

Д-т 20 "Основное производство", К-т 31 "Расходы будущих периодов" - 1085,37 : (12 х 3) = 30,15 руб. (по новому Плану счетов - Д-т 20, К-т 97).

В соответствии с инструктивным письмом ГТК России от 20.03.96 г. N 02-23/4941 "О сертификации полиграфического оборудования" оборудование, имеющее коды ТН ВЭД 8440-8443, подлежит обязательной сертификации. Расходы, связанные с сертификацией приобретаемого оборудования, на затраты предприятия не относятся, а удорожают стоимость оборудования. Это подтверждается положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н.

Затраты, связанные с приобретением объекта основных средств, учитываются по дебету счета 08 "Капитальные вложения" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Сумма уплачиваемого НДС отражается также по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 1 "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений" в корреспонденции со счетами учета расчетов (60, 76).

В силу специфики технологии производства (верстка, сканирование, цветоделение, печать тиража) процесс от начала работы до выпуска готовой продукции является достаточно сложным, что требует особого подхода к разработке документооборота предприятия. Необходимость разработки и утверждения документооборота была законодательно закреплена в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации". Несмотря на то что данный документ ориентирован на организацию работы бухгалтерской службы, к разработке документооборота следует привлекать руководителя, главного технолога предприятия, главного инженера, главного экономиста, а также производственный отдел, службу сбыта и снабжения типографии, а также работников службы складского хозяйства.

Сложность процесса типографского производства, разнообразие затрат требуют ведения синтетических счетов: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 96 "Резервы предстоящих расходов", 97 "Расходы будущих периодов" (по новому Плану счетов).

Приказом от 28.12.93 г. N 259 (далее - приказ N 259) Министерство печати и информации Российской Федерации утвердило Инструкцию по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности. Все расходы делятся на условно-постоянные (объемные) и условно-переменные (тиражные).

Условно-постоянными (объемными) называются расходы, общая сумма которых не зависит от тиража. К ним относятся общеиздательские (общепроизводственные) расходы. Условно-переменными (тиражными) называются такие расходы, которые изменяются в зависимости от тиража. К ним относятся расходы на бумагу, картон и переплетные материалы, т.е. расходы, которые увеличиваются с ростом тиража.

Все издательские расходы, входящие в состав общеиздательской себестоимости, делятся на прямые и косвенные.

Прямыми расходами называются такие, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость определенного издания (заказа). К ним относятся стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов, часть коммерческих расходов, связанных с конкретным названием, а также потери от брака (по отчету).

Косвенными называются расходы, которые не могут быть отнесены на конкретные названия (заказы). К ним относятся общеиздательские, часть редакционных и коммерческих расходов, которые невозможно отнести на конкретное название. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам. В каждый экономический элемент входят однородные по своей экономической природе затраты независимо от направления использования. Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552, для всех отраслей утвержден одинаковый перечень экономических элементов затрат. Это обеспечивает сопоставимость размера и структуры расходов на производство по отраслям, отдельным организациям, предприятиям (объединениям) за длительный период времени.

Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

В деятельности типографий затраты по экономическим элементам группируются следующим образом. В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость:

приобретаемых на стороне сырья и материалов, которые входят в состав производимой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг), - бумага, картон, переплетные материалы;

покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и пр.), а также запасных частей для ремонта оборудования, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам;

покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем дополнительной обработке на данном предприятии;

работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями. К таким работам и услугам относятся выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроль за соблюдением установленных технологических процессов, ремонт основных производственных фондов и др. Транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри предприятия и доставке готовой продукции на склады хранения, до станции (порта, пристани) отправления также относятся к услугам производственного характера; расходы на автотранспорт по договору с транспортными организациями; оплата за обслуживание вентиляционных установок, кондиционеров, ксерокса, сигнализации, лифтов, легкового транспорта; оплата за ремонт и профилактику оборудования, инвентаря, инструментов и счетно-пишущих машин; услуги вычислительных центров по программированию сложных видов набора и т.п.;

приобретаемого на стороне топлива всех видов, расходуемого на технологические цели и отопление зданий;

покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, производственные и хозяйственные нужды предприятия;

потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Применяемое в типографиях оборудование является дорогостоящим, что в свою очередь существенно отражается на себестоимости печатной продукции. В зависимости от вида печати (офсетная, высокая и др.) и даже в рамках одного вида печати, но при разном формате, применении многоцветных композиций и т.д. меняется цена оборудования, а следовательно, в конечном итоге - себестоимость одного листа-оттиска.

На основании приказа N 259 следует производить расчет расходов на бумагу, картон, переплетные и другие материалы. Основанием для расчетов их стоимости является потребность в них в натуральном выражении. Ее определяют исходя из планов выпуска литературы, художественно-технического оформления изданий и норм расходов.

Количество бумаги и картона планируют в весовых единицах (тоннах), переплетных и других материалов - в метрических или весовых единицах.

Планирование количества бумаги, картона, переплетных и других материалов в натуральном выражении осуществляют по отдельным видам литературы, названиям или сериям, по сортам и номерам в следующем порядке:

бумаги для печати текста, вклеек, вкладок и накидок - исходя из количества печатных листов-оттисков, приведенных к формату 60 х 90, и укрупненных норм расхода данного номера бумаги на 1 млн печатных листов-оттисков с учетом отходов на технические нужды производства по действующим нормам;

бумаги для обложек составных и цельнобумажных переплетных крышек, форзацев и суперобложек - исходя из их количества, формата, массы 1 м2 бумаги и норм расхода на 1000 экз. с учетом отходов на технические нужды производства по действующим нормам;

картона - исходя из количества твердых переплетных крышек, их форматов и норм расхода на 1000 экз. с учетом отходов на технические нужды производства по действующим нормам;

переплетных и других материалов - исходя из количества и форматов переплетных крышек и норм расхода на 1000 экз. с учетом отходов на технические нужды производства по действующим нормам.

Стоимость бумаги, картона, переплетных и других материалов рассчитывают по договорным ценам с поставщиками с включением транспортных расходов.

В транспортные расходы включают:

провозную плату;

расходы по доставке и разгрузке на склады типографий (кроме заработной платы постоянных рабочих, относимой на содержание складов в составе общеиздательских расходов);

расходы по командировкам, связанным непосредственно с отгрузкой и доставкой бумаги, картона, переплетных и других материалов (командировочные расходы шоферов и грузчиков по доставке грузов от иногородних поставщиков);

расходы по хранению, осуществляемому сторонними организациями, складской обработке и сортировке бумаги, картона и других материалов.

При организации аналитического учета затрат на основное производство следует организовать регистры таким образом, чтобы можно было учитывать расходы в разрезе каждого тиража. Кроме того, следует итоговые данные заносить в Ведомость изданий, тиражи которых закончены производством.

По окончании отчетного периода при калькулировании тиражей изданий, которые производством не закончены, в основу исчисления затрат, приходящихся на долю частично сданного тиража, должен быть положен калькуляционный подсчет стоимости всего тиража, не законченного производством.

В настоящее время при оприходовании материалов следует руководствоваться приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н (в ред. от 24.03.2000 г.) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98". Согласно этому документу затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию, входят в стоимость материалов. В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах организации.


Пример.

Типография приобрела бумагу на сумму 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб. За доставку было перечислено транспортной организации ООО "Страус" 12 000 руб., в том числе НДС 2 000 руб.

В учете следует сделать записи:

Д-т 10, К-т 60 - 100 000;

Д-т 19, К-т 60 - 20 000;

Д-т 10, К-т 76 - 10 000;

Д-т 19, К-т 76 - 2000.

В соответствии с п.п.17 и 21 п.3 ст.149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации, реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

Данное положение не распространяется на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также на книжную продукцию рекламного и эротического характера.


Пример.

Типография за отчетный период выпустила тиражи:

учебник "Родная речь" - 5000 экз., что составляет 21 000 листов-оттисков; тираж рекламной газеты "За покупками!" - 21000 экз., что составляет 45 000 листов-оттисков. Затраты за отчетный период распределились следующим образом:

затраты основного производства - 27 000 руб.;

общепроизводственные затраты - 9000 руб.;

общехозяйственные расходы - 12 000 руб.;

итого - 48 000 руб.

Согласно принятой в типографии учетной политике общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счета учета реализации, затраты на производство списываются пропорционально соотношению объемов продукции, облагаемой и не облагаемой НДС.

Работы типографии по выпуску учебников не облагаются НДС, а печать тиража рекламной продукции облагается этим налогом в общеустановленном порядке.

В бухгалтерском учете следует сделать записи:

Д-т 20 "Основное производство", К-т 25 "Общепроизводственные расходы" - 9000 руб.

Таким образом, затраты составляют 36 000 руб. (27 000 + 9000).

Распределение затрат при производстве не облагаемой НДС продукции: (36 000 х 21 000) : (21 000 + 45 000) = 11 454 руб. 55 коп.; облагаемой НДС (36 000 х 45 000) : (21 000 + 45 000) = 24 545 руб. 45 коп.

Закрытие счета 20 "Основное производство" в дебет счета 90 "Продажи" будет осуществляться на соответствующие субсчета счета 90:

90-1 "Продажа продукции, не облагаемой НДС";

90-2 "Продажа продукции, облагаемой НДС".

Соответственно будут сделаны записи:

Д-т 90-1, К-т 20 - 11 454 руб. 55 коп.;

Д-т 90-2, К-т 20 - 24 545 руб. 45 коп.

Кроме того, на увеличение дебета счета 90-1 будет отнесен налог на добавленную стоимость по расходам, относимым на затраты необлагаемого производства, а не в дебет счета 68/НДС.

Аналогичным образом происходит распределение общехозяйственных расходов:

расходы, связанные с выпуском учебников (12 000 х 21 000 : 66 000) = 3818 руб. 18 коп.;

расходы по выпуску газеты (12 000 х 45 000 : 66 000) = 8181 руб. 82 коп.

В учете будут сделаны записи:

Д-т 90-1., К-т 26 - 3 818 руб. 18 коп.;

Д-т 90-2, К-т 26 - 8 181 руб. 82 коп.

Как видно из примера, для правильной организации бухгалтерского учета в типографии следует организовать раздельный учет затрат по производству и реализации тиражей, освобожденных и не освобожденных от налога на добавленную стоимость.

Помимо льгот по налогообложению, установленных на федеральном уровне, региональные власти устанавливают льготные режимы по обложению местными налогами.

На основании п.4 ст.2 Закона г. Москвы от 17.03.99 г. N 14 "О налоге с продаж" от уплаты этого налога освобождаются печатные издания и книжная продукция, газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания, имеющие постоянные названия, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год, а также услуги по их распространению, за исключением изданий и книжной продукции рекламного и эротического характера. Из этого следует, что необходимо организовать раздельный учет выручки от реализации продукции на разных субсчетах счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (90 "Продажи" по новому Плану счетов).


Пример.

В Московской типографии "Полиграф" объем реализации без налога с продаж за июль 2000 г. составил 5 000 000 руб., из них 2 000 000 руб. - от выпуска школьных учебников, 3 000 000 руб. - от выпуска газеты "Покупай!".

В учете типографии будут сделаны записи:

Д-т 62, К-т 90-1 - 2 000 000 руб.;

Д-т 62, К-т 90-2 - 2 500 000 руб.;

Д-т 90-2, К-т 68 - 500 000 руб.


Пример.

За наличный расчет покупателем внесено в кассу типографии за приобретение газеты "ПОКУПАЙ!" 10 000 руб. В учетной политике типографии предусмотрено начисление налогов "по отгрузке". В учете будут сделаны записи:

Д-т 62, К-т 90-2 - 10 000 руб.;

Д-т 90-2, К-т 68/ налог с продаж (10 000 : 105 х 5 = 476 руб.);

Д-т 90-2, К-т 68/НДС (10 000 : 105 х 100 : 120 х 20 = 1587 руб.).

Таким образом, организации работы бухгалтерской службы в типографиях следует осуществлять раздельный учет по видам продукции, которые имеют льготы и не освобождены от тех или иных налогов, а также вести аналитический учет по каждому выпускаемому изданию.


И. Исаева,

Аудиторская фирма "Про-Аудит"


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, июль 2001 г.




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение