Охранная деятельность: правовые основы и бухгалтерский учет (М. Киселев, Д. Логунов, "Финансовая газета", N 29 - 32, 34, июль, август 2001 г.)

Охранная деятельность:
правовые основы и бухгалтерский учет


В целях установления законодательного регулирования охранного бизнеса в России и унификации правового статуса института частной охраны Законом Российской Федерации от 11.03.92 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность была определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Наряду с Конституцией Российской Федерации и этим Законом правовую основу частной охранной деятельности составляют также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона N 2487-1 к охранным услугам законодатель отнес следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию на данный вид деятельности, выдаваемую органом внутренних дел. Приказом МВД России от 22.08.92 г. N 292 утверждена Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (далее - Инструкция), п.2.1.1 которой было установлено, что лицензия представляет собой полученное в установленном Законом и указанной Инструкцией порядке разрешение органов внутренних дел на осуществление частной детективной и охранной деятельности. Такая лицензия выдается гражданам по месту жительства; частным охранным предприятиям - по месту их учреждения.

Учредители предприятия для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности предприятия, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии оружия, специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы. Также обязательны к представлению документы для получения лицензий руководителем предприятия и охранниками, а в случаях, когда уставом ЧОП предусматривается оказание охранных услуг, связанных с проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, то и положительное заключение соответствующего органа государственной противопожарной службы, подразделения вневедомственной охраны МВД России. Лицензия сроком на три года выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления. Эта лицензия и квитанция об уплате лицензионного сбора являются основанием для государственной регистрации предприятия с особыми уставными задачами.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, и положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н, затраты на приобретение лицензии следует отражать в составе нематериальных активов по статье "Организационные расходы" как расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал.

Если данные расходы не были поименованы в учредительных документах как взнос в уставный капитал одного из учредителей, они не подлежат отражению в составе нематериальных активов и при их оплате должны относиться, по мнению авторов, на счета использования чистой прибыли.

Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Минфином России. За выдачу лицензий на право осуществления частной детективной и охранной деятельности взимается единовременный лицензионный сбор, который оплачивается в установленном порядке через кредитные организации.

Лицензионный сбор был предусмотрен п.3 письма Минфина России от 23.10.92 г. N 99 "О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" в следующих кратных размерах к минимальной месячной оплате труда (МРОТ), установленной законодательством Российской Федерации:


Объекты лицензирования Ставка сбора за выдачу лицензий (в кратных
размерах МРОТ)
Частные охранники 35
ЧОП 90

Следует отметить, что постановлением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 31.08.99 г. N КАС 99-223 (доведено письмом Минфина России от 14.12.99 г. N 92н) положения п.3 письма N 99 были признаны утратившими силу с 31 августа 1999 г. Кассационная коллегия Верховного суда Российской Федерации постановила, что установленные Минфином России размеры лицензионного сбора противоречат требованиям закона, в частности Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", определившего, что максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Поскольку в письме N 92н не установлен новый размер лицензионного сбора, остается признать, что в настоящее время размер сбора не определен.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом учредителей, направивших заявление, с указанием мотивированных причин отказа, причем это решение или нарушение срока рассмотрения заявления учредители могут обжаловать в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Городские и районные органы внутренних дел, реализуя функции лицензирующего органа, наделены как правом выдачи лицензий, так и правом продления срока их действия. Также к сфере, подведомственной лицензионно-разрешительным управлениям этих органов, относятся: аннулирование лицензий; осуществление контроля за деятельностью частных охранных предприятий и служб безопасности в пределах обслуживаемой территории; выдача сертификатов на право приобретения за плату специальных средств, оружия и боеприпасов ЧОП и службам безопасности по месту их учреждения.

Частные охранники, имеющие индивидуальную лицензию, предприятия и службы безопасности должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими правовых актов, регламентирующих частную детективную и охранную деятельность. За один месяц до истечения срока действия лицензии следует подать новое заявление в орган внутренних дел, в котором ранее была получена лицензия. На его основании производится выдача новой лицензии (на 5 лет).

В случае выявления несоблюдения порядка владения лицензией, а именно нарушения либо неисполнения частным охранником (ЧОП) требований, предусмотренных законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности частных детективов, их предприятий и объединений или неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств, ее обладателю (руководителю ЧОП) начальником органа внутренних дел направляется предварительное письменное предупреждение, в котором сообщается, что ее обладатель (работники ЧОП) допустил нарушения Закона. При этом лицензионный орган обязан кроме изложения самого нарушения привести ссылку на закон, положения которого были нарушены, а также срок, до которого они должны быть исправлены. Обладатель лицензии должен быть поставлен в известность, что в случае неустранения названных нарушений лицензия будет аннулирована.

Если частному охраннику, руководителю ЧОП службой безопасности предъявлено обвинение в совершении преступления, то органы внутренних дел от обязанности направления предупреждения перед аннулированием лицензии освобождаются.

Лицензия на частную сыскную или охранную деятельность может быть аннулирована и в случае добровольного отказа частного детектива или охранника от нее или ликвидации объединения. При отзыве лицензии аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной сыскной и охранной деятельности. В целях обеспечения защиты прав обладателей лицензий ее аннулирование может быть обжаловано как в суде, так и в вышестоящем органе внутренних дел. При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно лишь по истечении трех лет со дня судебного решения.

В отличие от предоставленного объединениям частных детективов права открывать филиалы в регионах России ЧОП такой возможности закон не дает. Дело в том, что лицензии на частную охранную деятельность выдаются лишь самому предприятию; выдача же лицензий филиалам законом не предусмотрена.

Следует обратить внимание на то, что лицензию необходимо иметь не только самому юридическому лицу. Получить лицензию обязаны и руководители охранных предприятий, и персонал этих предприятий. Для этого указанные лица обязаны представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника, либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности. Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

Лицензия на осуществление частной охранной деятельности дает право сотрудникам ЧОП для работы по трудовому договору в целях оказания отдельных видов услуг в ЧОП либо для утверждения в должности руководителя ЧОП. При этом руководителям ЧОП и имеющим индивидуальную лицензию охранникам не разрешается совмещение частной детективной и охранной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. На такое совместительство имеет право лишь персонал ЧОП, не оказывающий услуг, требующих получения индивидуальной лицензии.

Разрешительная деятельность государства за предоставлением охранных услуг не ограничивается сказанным. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.93 г. N 849 (в ред. от 12.03.96 г.) был утвержден Перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России. Этот Перечень включает услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации. Порядок получения лицензий определен Положением о лицензировании государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации услуг в области пожарной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 30.08.2000 г. N 916.

Бухгалтеры ЧОП нередко допускают ошибку, считая, что при окончании срока действия лицензии (3 года или 8 лет) заканчивается срок деятельности предприятия. Исходя из этого осуществляется начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Следует иметь в виду, что окончание срока действия лицензии не является сроком окончания деятельности организации, которая может внести изменения в учредительные документы и заниматься любым иным видом деятельности, не запрещенным законодательством.

Остановимся подробнее на порядке формирования себестоимости услуг в данной сфере.

Налогообложение и учет в ЧОП не имеют исчерпывающего законодательного регулирования. В проблемных случаях следует руководствоваться общими нормами законодательства и подзаконных нормативных актов, а также отдельными разъяснениями Минфина России и Госналогслужбы России. И если в отношении исчисления НДС, налога на пользователей автодорог особых затруднений не возникает, то при формировании себестоимости, учитываемой для целей налогообложения, часто встречаются трудности.


Учет специальной одежды


Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед бухгалтерской службой ЧОП, является определение источника расходов по приобретаемой форменной одежде, а также по специальной одежде для сотрудников, работающих охранниками в ЧОП. В этой связи прежде всего следует подчеркнуть, что распоряжением премьера Правительства Москвы от 31.05.95 г. N 497-РП "О мерах по усилению контроля за деятельностью частных детективных и охранных предприятий" ношение сотрудниками охранно-сыскных и других коммерческих негосударственных структур камуфлированной одежды военного образца, используемой государственными органами, запрещено. Поэтому введено обязательное согласование образцов форменной одежды сотрудников указанных структур в органах внутренних дел Москвы при лицензировании их деятельности. Как показывает практика, аналогичные распоряжения существуют и в других субъектах Федерации.

В связи с тем, что порядок обеспечения частных охранников форменной и специальной одеждой в настоящее время законодательно не определен, в данном вопросе следует руководствоваться общими принципами.

Согласно разъяснениям ГНИ по г. Москве от 24.11.98 г. N 11-13/35186, если организация имеет лицензию МВД России на осуществление соответствующего вида деятельности и функционирует на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 14.08.92 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) или от 14.08.92 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", то стоимость одежды, обуви и снаряжения (включая форменную одежду, обмундирование) относят на себестоимость продукции (работ, услуг) в установленном порядке. При этом специальная одежда и специальная обувь как часть имущества организации учитываются в составе средств в обороте (п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

В соответствии с письмом УМНС России по г.Москве от 13.04.2000 г. N 03-12/14122, если частное охранное предприятие приобретает за счет собственных средств и учитывает в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) специальную одежду и специальную обувь, предназначенные для использования своими сотрудниками на время выполнения ими производственных поручений, связанных с оказанием охранных услуг, износ указанных предметов включается в себестоимость этих услуг.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56, с учетом изменений и дополнений (далее прежний План счетов) готовая форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, подлежит учету на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". В соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее - новый План счетов) МБП учитываются на счете 10 "Материалы" или 01 "Основные средства".

При этом, как следует из положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н, объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

В настоящее время порядок бухгалтерского учета МБП регулируется положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.98 г. N 25н, согласно которому МБП учитываются отдельно от основных средств и материалов.

Амортизация МБП производится одним из следующих способов: процентным способом, линейным способом или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Процентный способ исходит из фактической себестоимости предмета и ставки в 50 или 100% при передаче предмета в производство или эксплуатацию. При этом в первом случае оставшиеся 50% начисляются при выбытии предмета из-за невозможного использования (непригодности) из производства или эксплуатации.

Линейный способ исходит из фактической себестоимости предмета и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходит из количества продукции (работ), производимого (выполняемого) с использованием предмета в отчетном периоде, и соотношения фактической себестоимости предмета и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования.

Применение одного из способов по конкретному предмету производится в течение всего его срока использования.

МБП стоимостью не более 1/20 установленного п.п."б" п.50 приказа N 34н лимита за единицу могут списываться в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих предметов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть надлежащий контроль за их движением.

В бухгалтерском учете приобретение и списание МБП отражается следующим образом:

Дебет 12-1, Кредит 60, 76, 71 - оприходованы МБП,

Дебет 19, субсчет "НДС", Кредит 60, 76, 71 *(1) - отражен НДС по МБП,

Дебет 60, 76, 71, Кредит 50, 51 *(1) - произведена оплата за МБП,

Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19, субсчет "НДС"*(1) - отнесен на расчеты с бюджетом НДС.

По прежнему Плану счетов:

Дебет 12-2, Кредит 12-1 - переданы МБП в эксплуатацию,

Дебет 20, 26, Кредит 13 - начислен износ при передаче МБП в эксплуатацию (100%, 50%).

По новому Плану счетов:

Дебет 20, 26, Кредит 10 - списаны на затраты МБП со сроком эксплуатации менее 1 года,

Дебет 20, 26, Кредит 02 - начислен износ по МБП со сроком службы более 1 года.


Пример. ЧОП приобрел зимний комбинезон для осуществления охранных мероприятий в зимнее время на улице стоимостью 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб., брюки стоимостью 180 руб., в том числе НДС 30 руб.

Дебет 12-1 (10 *(2), Кредит 60 - 5000 руб. - оприходован комбинезон,

Дебет 12-1 (10), Кредит 60 - 150 руб. - оприходованы брюки,

Дебет 19, субсчет "НДС", Кредит 60 - 1030 руб. - отражен НДС по специальной одежде,

Дебет 60, Кредит 51 - 6180 руб. - произведена оплата специальной одежды,

Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19, субсчет "НДС" - 1030 руб. - отнесен НДС по спецодежде на расчеты с бюджетом,

Дебет 12-2, Кредит 12-1 - 5000 руб. - передан комбинезон со склада в эксплуатацию,

Дебет 20, 26, Кредит 13 (10) - 5000 руб. (100%) - начислен износ при передаче МБП в эксплуатацию,

Дебет 20, 26, Кредит 12 - 150 руб. - списана на затраты стоимость брюк (менее 1/20 лимита) с одновременным фиксированием в книге учета МБП для забалансового учета.

Пунктом 3.4.6 Положения по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (утвержденного письмом Минфина СССР от 18.10.79 г. N 166) предусмотрено, что спецодежда и спецобувь, выдаваемые рабочим и служащим, являются собственностью предприятия и подлежат возврату при увольнении работника. Также следует учитывать, что если выдача спецодежды на предприятии производится лицам тех профессий и должностей, которые не относятся к охранникам в соответствии со штатным расписанием, а также если такая выдача производится сверх установленных норм, то затраты на спецодежду работников должны финансироваться за счет прибыли предприятия.

Кроме того, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) стоимость спецодежды, выданной с нарушением установленных правил, должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход работника, получившего ее, как доход, полученный в натуральной форме.

В случае повреждения специальной одежды согласно п.10 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.98 г. N 51, работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника. В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты. Такая замена осуществляется на основе соответствующего акта.

Учет МБП в соответствии с постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а ведется по следующим формам:

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-2) применяется для учета МБП, выданных под расписку работнику для длительного пользования, заполняется в одном экземпляре кладовщиком на каждого работника, получившего эти предметы, или выдается материально ответственным лицам. В карточке обязательно указываются дата выдачи и срок службы одежды.

Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-4) применяется для оформления поломки и утери МБП, составляется в двух экземплярах (один экземпляр остается в структурном подразделении, а второй - направляется в бухгалтерию). При предъявлении акта выбытия работнику взамен негодного или утерянного предмета выдается годный, о чем делается соответствующая запись в карточке учета МБП (форма N МБ-2). Акт выбытия впоследствии прикладывается к акту на списание (форма N МБ-8).

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма N МБ-7) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование (при автоматизированной обработке учетных данных). Заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения, один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика.

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-8) применяется для оформления списания изношенных и не пригодных для дальнейшего использования МБП, составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов в кладовую для утиля акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды МБП акты на списание составляются отдельно.

Если организация требует от работника оплаты полученной им спецодежды, то такие действия можно расценивать как понуждение гражданина к заключению договора купли-продажи, нарушающее принцип свободы договора, закрепленный ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В рамках трудовых отношений организация вправе требовать от работника полного возмещения ущерба, причиненного недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей специальной одежды, выданной организацией работнику в пользование, только когда такой ущерб причинен по вине работника (ст.121 КЗоТ РФ).

При возврате специальной одежды, если она будет в дальнейшем еще использоваться, записи в бухгалтерском учете не производятся, а делаются только примечания в карточке учета МБП.

Если увольняющийся работник согласен приобрести у организации специальную одежду с оплатой ее остаточной стоимости из сумм причитающейся ему заработной платы, то в соответствии с прежним Планом счетов данная операция в бухгалтерском учете оформляется следующими записями:

Дебет 73, Кредит 48 - отражена задолженность работника за проданную ему спецодежду с учетом НДС и налога с продаж,

Дебет 48, Кредит 12 - списана стоимость реализуемой работнику спецодежды,

Дебет 13, Кредит 48 - списана сумма начисленного износа по реализуемой спецодежде,

Дебет 48, Кредит 68 - начислен НДС и налог с продаж,

Дебет 70, Кредит 73 - удержана в соответствии с заявлением работника остаточная стоимость спецодежды,

Дебет 48, Кредит 80 - определен финансовый результат от реализации имущества.


Пример (прежний План счетов). При увольнении работник ЧОП "Барс" выкупает свою спецодежду за 504 руб. Балансовая стоимость спецодежды 1000 руб. Организация использует метод начисления амортизации 100% при передаче ее в эксплуатацию.

Дебет 73, Кредит 48 - 504 руб. - отражена продажная стоимость спецодежды,

Дебет 48, Кредит 12 - 1000 руб. - списана балансовая стоимость спецодежды,

Дебет 13, Кредит 48 - 1000 руб. - списан износ при реализации спецодежды,

Дебет 48, Кредит 68, субсчет "Налог с продаж" - 24 руб. - начислен налог с продаж,

Дебет 48, Кредит 68, субсчет "НДС" - 80 руб. - начислен НДС,

Дебет 70, Кредит 73 - 504 руб. - удержана из заработной платы стоимость специальной одежды,

Дебет 48, Кредит 80 - 396 руб. - определен финансовый результат.

Страхование сотрудников частных охранных предприятий

Законом N 2487-1 предусмотрено обязательное страхование граждан, занимающихся частной детективной деятельностью, работающих по найму. Однако Закон не определяет порядок и условия проведения страхования, в том числе объект страхования, порядок осуществления страховых выплат, источники его финансирования и прочие условия, являющиеся крайне важными при отражении в учете операций по страхованию сотрудников.

ГНИ по г. Москве в своем письме от 3.12.97 г. N 11-13/31636, ссылаясь на письмо Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 17.10.97 г. N 16-00-17-70, разъяснила, что в соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 27.12.92 г. N 4015-1 "О страховании" и ст.3, 935 и 936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется в силу Федерального закона, определяющего порядок и условия проведения конкретного вида обязательного страхования. Федеральный закон, в котором определялся бы порядок страхования сотрудников ЧОП, до настоящего момента не разработан. В связи с этим практическое применение абзаца 2 ст.19 Закона N 4015-1 невозможно до выхода соответствующих разъяснений, когда будут определены порядок и условия проведения данного вида обязательного страхования.

На основании изложенного расходы по страхованию сотрудников охранных фирм следует включать в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с требованиями п.п."р" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с учетом последующих изменений и дополнений, далее - Положение о составе затрат), как платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию. Этот пункт установил, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг). В соответствии с действующим законодательством соответствующий договор классифицируется как договор добровольного личного страхования. Согласно ст.942 ГК РФ между страховщиком и страхователем при заключении договора должны быть достигнуты соглашения:

о застрахованном лице;

о размере страховой суммы;

о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

о сроке действия договора.

Таким образом, организация, заключающая договор, обязана представить список застрахованных сотрудников.

Для целей налогообложения расходы на добровольное страхование от несчастных случаев и болезней, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг), в целом по результатам работы за год не должны превышать 1% объема реализуемой продукции, т.е. суммы, отраженной в бухгалтерском учете по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или счета 90 "Продажи" (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

При расчете предельного размера страховых взносов, уменьшающих налогооблагаемую базу, объем реализуемой продукции (работ, услуг) следует определять начиная с того квартала, в котором предприятие заключило договор страхования.


Пример. Организация заключила договор страхования во II квартале, поэтому объем реализуемой продукции следует принимать при расчете страховых платежей, относимых на себестоимость продукции, начиная с этого квартала и до конца года.

В бухгалтерском учете страховые платежи учитываются на балансовом счете 31 "Расходы будущих периодов" (97 "Расходы будущих периодов") и списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) равными долями в течение срока действия договора.


Пример. Договор страхования работников ЧОП заключен с 1 июля 2001 г. по 30 июня 2002 г. Сумма страховых платежей составила 36 000 руб. Выручка от реализации за 2001 г. составила 1 800 000 руб. (в том числе за второе полугодие - 600 000 руб., включая НДС). Выручка за 6 месяцев 2002 г. составила 3 600 000 руб., включая НДС. В бухгалтерском учете данная операция будет отражена следующим образом:

Дебет 31 (97), Кредит 51 - 36 000 руб. - отражена оплата по договору добровольного страхования работников,

Дебет 20, 26, Кредит 31 (97) - 3000 руб. - списаны (ежемесячно) на затраты расходы по страхованию в размере 1/12.

Норматив для отнесения расходов по страхованию за 2001 г. составил 10 000 руб. Таким образом, облагаемая база по налогу на прибыль за 2001 г. должна быть скорректирована на сумму 8000 руб. (18 000 руб. за полгода - 10 000 руб.) в сторону увеличения.

Дебет 20, 26, Кредит 31 (97) - 18 000 руб. - списаны на затраты расходы по страхованию за 6 месяцев 2001 г.

Норматив для отнесения на затраты расходов по добровольному страхованию за 6 месяцев 2002 г. составил 30 000 руб. Облагаемая база по налогу на прибыль в данном случае не корректируется.

Рассмотрим порядок налогообложения сумм страховых платежей, уплаченных за своих сотрудников из средств предприятия.

В соответствии с п.5 ст.213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 января 2002 г. при определении базы для налога на доходы физических лиц учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов в части сумм, превышающих 10 000 руб. в год на одного работника. Многие бухгалтеры могут сослаться на то, что они не имеют документов о том, какие конкретно физические лица были застрахованы, и на этом основании не удерживать налог на доходы. Здесь необходимо отметить, что согласно ст.934 ГК РФ договор личного страхования считается заключенным в пользу конкретно застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Таким образом, одним из основных документов (приложением к договору страхования) является список сотрудников, подлежащих страхованию.

Согласно письму ГНИ по г. Москве от 19.02.98 г. N 31-08/4437, если такой учет не ведется, инспектор не должен самостоятельно доначислять суммы подоходного налога с дохода работникам, но вправе привлечь бухгалтера данной организации к административной ответственности за ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка. В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях на бухгалтера мог быть наложен штраф от 2 до 5 размеров минимальных заработной платы, утвержденных законодательством. Однако данный подход действовал до 1 января 1999 г., т.е. до даты введения в действие НК РФ.

Начиная с 1 января 1999 г. к организации могут быть применены более суровые штрафные санкции за неучет объекта налогообложения. Управление МНС России по Московской области в письме от 27.12.99 г. N 08-03/18-17/12-12 разъяснило, что при налогообложении физического лица учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Следовательно, если доказательств, позволяющих определить размер материального блага, полученного каждым конкретным физическим лицом, и подтверждающих использование этих благ всеми физическими лицами, налоговым органом при проверке не установлено, то произведение налоговым органом расчета суммы получаемых физическими лицами материальных благ и доначисленного налога обезличено по всей сумме затрат на разовое мероприятие неправомерно, так как в данном случае отсутствует персонифицированное определение размера дохода в натуральной форме, полученного каждым физическим лицом, принявшим участие в мероприятии и получившим доход в натуральной форме.

Однако согласно п.п.1 и 3 п.3 и п.5 ст.24 части первой НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, а также вести учет выплачиваемых налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного при отсутствии учета выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, действия организации - налогового агента являются грубым нарушением правил учета доходов и объектов налогообложения и позволяют привлечь налогового агента к ответственности, предусмотренной ст.120 НК РФ.

Статья 120 НК РФ посвящена штрафным санкциям за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогоо бложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс.руб. Деяния, предусмотренные п.1 данной статьи, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс.руб. Деяния, предусмотренные п.1 этой статьи, если они повлекли занижение дохода, влекут взыскание штрафа в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс.руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст.120 понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Подводя итог сказанному, следует сделать вывод о том, что бухгалтеру ЧОП для избежания штрафных санкций со стороны налоговых органов за неучет объекта налогообложения необходимо своевременно и правильно производить исчисления налога на доходы с сумм страховых платежей, перечисленных за конкретное физическое лицо.

В соответствии с п.4. ст.237 НК РФ при расчете налоговой базы по единому социальному налогу выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст.40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К такой материальной выгоде относится, в частности, материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п.7 п.1 ст.238 НК РФ) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем. Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.


Подготовка кадров в частных охранных предприятиях


Законом N 2487-1 предусмотрено, что гражданам, претендующим на работу в чоп в качестве охранников, необходимо пройти курс обучения и получить в органах внутренних дел соответствующую лицензию. Статьей 11 Раздела III Закона предусмотрено, что руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий, оказывающие услуги, связанные с использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов. При этом вместо документов, подтверждающих наличие юридического образования, специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика и стажа работы в оперативных и следственных подразделениях, требуется представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника, либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности.

Выданная лицензия является основанием для заключения трудового договора (контракта) с предприятием, занимающимся охранной деятельностью. При отсутствии у физического лица названной лицензии это лицо не может оказывать услуги в сфере охраны, предусмотренные ст.3 Закона N 2487-1. Занятие охранной деятельностью в порядке частного предпринимательства законодательством не разрешено, поскольку ст.11 этого Закона определено, что оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям и организациям, имеющим соответствующую лицензию.

Во многих ЧОП работники-стажеры, успешно прошедшие испытательный срок, направляются на обучение в целях получения соответствующей лицензии. При этом нередко предприятия оплачивают не только стоимость обучения своих сотрудников, но и стоимость лицензий.

Рассмотрим основные нарушения, которые делают бухгалтеры ЧОП при отражении в бухгалтерском учете соответствующих расходов, и налоговые последствия этих нарушений.

1. Стоимость лицензий, оплаченных предприятием за своих сотрудников, приходуется на балансовый счет 04 "Нематериальные активы" и амортизируется в течение всего срока действия за счет себестоимости оказываемых услуг.

В соответствии с прежним Планом счетов и ПБУ 14/2000 на счете 04 учитываются только объекты нематериальных активов, принадлежащих непосредственно предприятию. Лицензия, выдаваемая органами внутренних дел, является именной, т.е. выдается конкретному физическому лицу, которое имеет право на основании ее работать не только в ЧОП, производившем оплату, но и в любом другом, имеющем соответствующую лицензию.

Исходя из изложенного ЧОП не имеет права учитывать лицензию частного охранника в составе нематериальных активов и амортизировать ее стоимость на затраты оказываемых охранных услуг, а также производить ее реализацию.

Физическое лицо, лицензия которого была оплачена из средств предприятия, может компенсировать стоимость лицензии путем внесения за нее денежных средств в кассу или на расчетный счет предприятия, а также путем вычета из заработной платы. При отсутствии компенсации стоимости лицензии работником ее стоимость в полном объеме включается в совокупный годовой доход работника и удерживается налог на доходы.

Порядок отражения в бухгалтерском учете данных операций следующий:

Дебет 88 (99), Кредит 51 - оплачена стоимость лицензии с одновременным включением ее стоимости в совокупный налогооблагаемый доход работника,

Дебет 73, Кредит 88 - оплачена лицензия, сумма отнесена на расчеты с персоналом по прочим операциям,

Дебет 50, Кредит 73 - внесено за лицензию в кассу предприятия.

Следует учитывать, что за время, проходящее между оплатой лицензии и возмещением ее стоимости, необходимо рассматривать оплаченную сумму как заем и производить расчет материальной выгоды с удержанием налога на доходы.

При несоблюдении установленных требований происходит необоснованное отражение данной операции на счетах бухгалтерского учета, завышение себестоимости и налога на имущество, а также, как следствие, занижение облагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на доходы.

2. Стоимость обучения (подготовка кадров) в полном объеме относится на затраты. при этом договоры с учебными заведениями либо вообще не заключаются, либо заключаются между работником и организацией, проводящей учебу.

Согласно п.п."к" п.2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции включаются затраты, связанные с платой за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Приказом Минфина России от 15.03.2000 г. N 26н (в ред. от 1.03.01 г.) "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" определено, что указанные затраты подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию).

При заключении договора с филиалом образовательного учреждения следует иметь ввиду, что в соответствии с п.24 ст.33 Закона Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим законом. Следовательно, при заключении договора на подготовку кадров с учебным заведением или его филиалом для включения в себестоимость затрат по договору необходимо наличие государственной лицензии непосредственно как у учебного заведения, так и у филиала.

Пунктом 3 норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения установлено, что по заключенным с учебными учреждениями договорам на подготовку кадров общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения, не может превышать начиная с 1 апреля 2000 г. 4% фонда оплаты труда. В фонд оплаты труда включаются все виды выплат, перечисленные в Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24.11.2000 г. N 116 (по согласованию с Минэкономразвития России, Минтрудом России, Банком России).

Из изложенного следует, что нормированию подлежат расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями только в целях налогообложения. Корректировка прибыли отражается по строке 4.1 "ж" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".

итак, на затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), относится стоимость обучения работников предприятия в пределах 4% фонда оплаты труда только при наличии:

прямого договора с учебным заведением;

лицензии на осуществление образовательной деятельности у данного учебного заведения;

условий в договоре, что учебное заведение проводит курс повышения квалификации, а не осуществляет подготовку для сдачи на лицензию в органах внутренних дел.

при отсутствии этих условий все произведенные расходы должны финансироваться за счет чистой прибыли предприятия и стоимость обучения должна быть включена в совокупный годовой доход работника.

Не включается в налогооблагаемый доход физических лиц стоимость профессионального обучения на производстве, организуемого в порядке ст.184 КЗоТ РФ, предусматривающей индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

3. Наряду с лицензиями чоп оплачивают за своих сотрудников пластиковые бланки и удостоверения установленного образца (на право ношения оружия и т.д.). Эти расходы в ряде случаев списываются за счет чистой прибыли, при этом бухгалтеры ссылаются на то, что была произведена оплата за физических лиц.

Согласно разъяснениям, данным письмом Минфина России от 11.04.97 г. N 04-05-13/7 и письмом ГНИ по г. Москве от 20.10.98 г. N 11-12/31664, расходы ЧОП по оплате бланков разрешений (лицензий) и служебных удостоверений установленного образца, выпущенных с учетом требований, установленных законодательством (в частности, на базе компьютерно-технологического комплекса с применением пластиковых бланков с магнитной полосой), включаются в себестоимость продукции и учитываются при налогообложении прибыли.


Порядок учета оружия


Следует обратить особое внимание на вопрос о порядке ведения бухгалтерского учета и начисления амортизации по оружию, а также принятия в зачет НДС по нему.

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 16.12.96 г. N 16-00-17-162 согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, принятыми и введенными в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359, оружие спортивное, охотничье и военная техника двойного применения относятся к основным средствам (раздел 14 классификатора).

Затраты на приобретение основных средств рассматриваются как капитальные вложения и отражаются в бухгалтерском учете на счете 08 "Капитальные вложения" с последующим списанием затрат на счет 01.

Порядок амортизации основных средств в Российской Федерации регулируется постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", которым нормы амортизации для оружия не предусмотрены. Согласно письму N 11-12/31664 определение таких норм организацией производится самостоятельно исходя из сроков эксплуатации оружия и установок ПБУ 6/01.

В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос, исходя из каких сроков (10 лет или 25 лет) или из какого числа выстрелов необходимо исчислять норматив по амортизации оружия. В соответствии с Положением о составе затрат для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Норматив по износу оружия в соответствии с действующим законодательством должен утверждаться Минэкономики России, однако до настоящего момента он не утвержден.

Таким образом, даже если бухгалтер ЧОП будет начислять износ по оружию, этот износ не будет учитываться при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с п.2 инструкции Госналогслужбы России от 8.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Таким образом, износ по оружию в целях бухгалтерского учета может начисляться, но не учитывается при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

В бухгалтерском учете операции по приобретению оружия отражаются следующим образом:

Дебет 08, субсчет "Приобретение оружия", Кредит 60, 76 - на сумму стоимости приобретаемого оружия без НДС,

Дебет 19, кредит 60, 76 - на сумму НДС по приобретаемому оружию,

Дебет 01, Кредит 08, субсчет "Приобретение оружия" - введено в эксплуатацию оружие,

Дебет 60, 76, Кредит 51 - оплачено приобретенное оружие,

Дебет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС", Кредит 19 - взят в зачет бюджету НДС по приобретенному и оплаченному оружию.

Еще одним острым вопросом остается вопрос учета расходов по лицензии на право приобретения огнестрельного оружия. Ниже приведена стоимость лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8.06.98 г. N 574:


Вид оружия Сбор за единицу, МРОТ
Огнестрельное гладкоствольное длин-
ноствольное оружие
1
Газовое оружие (пистолет или револьвер) 0,5

Лицензии на право приобретения огнестрельного оружия выдаются сроком на 6 месяцев. Письмо МНС России от 14.10.99 г. N 02-5-10/337 устанавливает, что затраты на лицензии, выдаваемые согласно Федеральному закону от 13.12.96 г. N 150-ФЗ "Об оружии" и непосредственно связанные с приобретением конкретных видов оружия, следует включать в первоначальную стоимость приобретенного оружия. В случае неиспользования лицензии в предусмотренный в ней срок указанные затраты списываются организациями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Рассмотрим два варианта отражения в бухгалтерском учете стоимости лицензий: в случае их полного использования (приобретения оружия) и при их неполном использовании:

Вариант 1. Все оружие приобретено по лицензии. В соответствии с разделом II ПБУ 6/01 основные средства (в нашем случае - оружие) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Под первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные расходы и иные аналогичные расходы, кроме тех, которые непосредственно связаны с приобретением или изготовлением основных средств. Таким образом, в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 31 (97), Кредит 51 - 200 руб. - оплачена стоимость лицензии,

Дебет 08, Кредит 31 (97) - 200 руб. - отнесена стоимость лицензии на увеличение стоимости приобретенного оружия.

Вариант 2. По лицензии приобретено огнестрельное оружие не полностью. В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 31 (97), Кредит 51 - 200 руб. - оплачена стоимость лицензии,

Дебет 08, Кредит 31 (97) - 100 руб. - отнесена часть стоимости лицензии на увеличение стоимости приобретенного оружия,

Дебет 88 (99), Кредит 31 (97) - 100 руб. - часть стоимости лицензии списана за счет чистой прибыли при ее неиспользовании в установленный срок.

Наряду с лицензиями на приобретение оружия необходимо оплатить разрешение на хранение и использование гражданского и служебного оружия. Стоимость лицензий на хранение и использование гражданского и служебного оружия в соответствии с прежним Планом счетов учитывается на балансовом счете 31 (97) и списывается равными долями на себестоимость продукции в течение всего срока их действия. Ниже приведена стоимость разрешения на хранение и использование гражданского и служебного оружия.


Вид разрешения Оплата, МРОТ
Выдача разрешения со сроком действия 3 года 5
Продление срока действия разрешения на 5 лет 2
Переоформление разрешения при изменении
видов оружия и его количества (без
продления срока действия)
1

Вопросы учета служебных собак


Рассмотрим вопросы учета служебных собак, а также источников покрытия расходов по содержанию собак на кормление и прививки.

В ЧОП и подразделениях вневедомственной охраны МВД России собаки используются как:

розыскные (проработка следа, проведение экспертных оценок, связанных с дифференциацией запахов, для поиска оружия, взрывчатых веществ и наркотиков);

караульные;

патрульно-постовые.

Применение служебных собак в качестве специальных средств, по мнению авторов, регламентировано Законом Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 г. N 1026-1 (в ред. от 29.12.2000 г.). Исчерпывающий перечень случаев применения служебных собак приведен в ст.14 этого Закона:

отражение нападения на граждан и сотрудников милиции и охранного предприятия;

пресечение сопротивления, оказываемого сотруднику милиции или охраннику;

задержание лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

задержание лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление.

К затратам на содержание служебных собак относятся:

строительство питомника и полигона по подготовке служебных собак;

содержание питомника и полигона по подготовке служебных собак (ремонт, коммунальные платежи и т.д.);

заработная плата работников питомника;

приобретение и содержание собак (кормление, ветеринарное обслуживание и т.д.);

приобретение снаряжения, необходимого для содержания служебных собак (ошейники, поводки, намордники, шлейки, миски и пр.) и для их дрессировки (дрессировочные костюмы, рукава и другие средства защиты дрессировщиков, переносные собаковязи, блокпосты и т.д.).

Экономический эффект от применения собак заключается в:

сокращении численности работников на постах за счет применения служебных собак;

увеличении интенсивности и эффективности во время проверки помещений на предмет обнаружения взрывчатых веществ, оставшихся в помещении людей за счет меньшей численности работников со служебными собаками по сравнению с численностью работников, не использующих служебных собак;

реализации другим ЧОП служебных собак, подготовленных для несения караульной службы или для поиска взрывчатых веществ.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие постановлением N 359, служебные собаки (код 19 0003 000 4) относятся к основным средствам. Порядок бухгалтерского учета служебных собак идентичен порядку учета основных средств. Постановлением N 1072 не предусмотрено начисление амортизации на служебных собак. Согласно п.п."в" п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации служебные собаки относятся к МБП. В ряде писем Госналогслужбы России, МНС России и Минфина России указывается на то, что сторожевых собак в соответствии с прежним Планом счетов рекомендовано учитывать на счете 11 "Животные на выращивании и откорме". Однако независимо от того, на каком счете будут учитываться сторожевые собаки, износ по ним начисляться не должен.


М. Киселев,

к.э.н.,


Д. Логунов


"Финансовая газета", N 29 - 32, 34, июль, август 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В соответствии с новым и прежним Планами счетов.

*(2) Здесь и далее в скобках указаны номера, соответствующие новому Плану счетов.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.